16:30 10.04.2014 | Все новости раздела "Яблоко"
Права имеем, но защитить их не умеем
// OK-inform,10.04.2014
OK-inform продолжает проводить круглые столы в новом формате. Если две недели назад мы с пристрастием разбирали острые вопросы рынка загородной недвижимости, то в ходе очередного - на тему «Права имеем» - журналисты и эксперты обсуждали, как обстоят дела с защитой прав человека в современном обществе. Участники пришли к единому мнению: мало иметь права, надо уметь грамотно их защищать.
Безопасное существование, достойное образование, квалифицированный труд, гарантированная медицинская помощь, возможность приобретать качественные товары, пользоваться сертифицированными услугами… Все эти и многие другие права человека закреплены действующим законодательством. Но всегда ли мы можем добиться своих прав? Умеем ли ими пользоваться? Знаем, как восстановить справедливость, если нам продали товар с истекшим сроком годности, нахамили в транспорте или отказали в получении лекарства, которое государство обещало предоставить бесплатно на законных основаниях? Об этом за круглым столом говорили уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов, сопредседатель Союза потребителей России в СЗФО Анатолий Голов и представители ряда общественных объединений Петербурга.
Говорящие цифры
Институт уполномоченного по правам человека - явление относительно молодое, но уже зарекомендовавшее себя - хотя бы потому, что омбудсмен не зависит ни от законодательной, ни от исполнительной и судебной властей. Это, по словам Александра Шишлова, дает возможность анализировать соблюдение прав человека, давать независимую оценку и защищать их.
В прошлом году в приемную Шишлова только письменных обращений поступило порядка 1 600, остальные сигналы пришли по электронной почте либо были получены на личных приемах омбудсмэна. Солидный пласт информации о попрании прав человека или отдельных групп подкинули общественники.
По-прежнему наибольшее количество поступающих к уполномоченному обращений связано с несоблюдением социально-экономических прав, прежде всего - в жилищной сфере (23% в 2013 году). Высокой остается доля жалоб на работу различных правоохранительных органов (18%). На третьем месте - обращения, связанные с работой судебной системы (9%).
А вот безбарьерная среда для инвалидов все-таки появляется, и это одно из достижений отечественного института защиты прав человека. Это признает и лидер общественного объединения инвалидов «Петербург равных возможностей» Ирина Иванова.
Победить настроения в обществе, оказывается, проще, нежели починить ржавые коммуникации.
Неподдающиеся коммуналки и дольщики
Квартирный вопрос является одним из самых больных в нашем городе. Так, по данным аппарата уполномоченного по правам человека в Петербурге, в 2013 году расселены 6 064 коммунальные квартиры, что превышает соответствующие показатели 2012 года. Но по состоянию на 1 января 2014-го в городе насчитывается 93 913 коммуналок, в которых проживают 613 тысяч 629 человек. Из приведенных цифр видно, что неоднократные заявления о скорой ликвидации в Санкт-Петербурге коммунального жилья являются преждевременными.
Остаются актуальными вопросы защиты жилищных прав обманутых или введенных в заблуждение граждан. Так, в 2013 году Александр Шишлов оказывал содействие в защите прав жителей дома № 15 корпус № 2 на улице Ильюшина. Люди, вселенные в него как в общежитие для малосемейной молодежи в 1990-1992 годах, через некоторое время выяснили, что еще в 1991 году здание было выкуплено у города инвестором (ныне - ЗАО «Четвертый трест»), который в 1995 году зарегистрировал на него право собственности. Жильцы были введены в заблуждение относительно статуса дома. Ожидания, что им удастся добиться перевода своих квартир в государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга и впоследствии реализовать право на их приватизацию, оказались беспочвенными. Собственник здания не собирался продлевать с жильцами договоры коммерческого найма и намеревался выселить их из квартир. Судебные решения о выселении вступили в законную силу. В связи с этим в феврале 2013 года отчаявшиеся люди объявили голодовку, чтобы обратить внимание органов исполнительной власти Санкт-Петербурга на то, что их лишают единственного жилья. В сложившейся ситуации институт омбудсмена выполнил функцию посредника между гражданами и властью.
Голодовка как уловка?
Впрочем, голодовка - скорее реакция необразованного в правовом плане человека, нежели представителя цивилизованного общества.
«Я противник таких мер, как шантаж и голодовка, - акцентировал внимание участников дискуссии Александр Шишлов. - Иногда это выглядит как шантаж, и это неверно». Впрочем, обманутые дольщики в крайних мерах видят наиболее действенную меру. Сейчас по примеру «ильюшинцев» пошли дольщики «Охта-Модерн».
«Почему дольщики идут на крайние меры? Законодательство раньше было несовершенно. Государство позволяло собирать деньги с людей – а их сотни и тысячи! - как чистоплотным (застройщикам, фирмам. - прим. OK-inform), так и нечистоплотным. Когда нет нормального механизма защиты прав, люди вынуждены идти на крайние меры», - подтверждает сопредседатель Союза потребителей России в СЗФО Анатолий Голов.
Для комплексного решения жилищных проблем обманутых или введенных в заблуждение граждан необходимы изменения законодательства. Внесенные губернатором Санкт-Петербурга дополнения в закон «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», принятые в первом чтении в марте 2014 года, должны способствовать улучшению ситуации. Однако эти изменения также требуют серьезной доработки.
Впрочем, даже существующая база по защите прав россиян применяется гражданами страны не полностью, признал Анатолий Голов. Сверхзадача государственных институтов и СМИ - повышение активности граждан.
«Наши опросы показывают, что 80% людей не менее 3 раз в год встречаются с нарушением прав потребителей. Многие не знают, не замечают. А ведь, защищая свои права, ты помогаешь не только себе, но и другим. Ты меняешь представление о защите прав в обществе, - уверен эксперт. - Важно, чтобы люди знали, как действовать. Если видишь нарушение прав, то накажи рублем, не пользуйся услугами того, кто тебя не уважает, ведь права человека базируются на уважении. Более высокая степень - обратиться в надзорное ведомство».
Практика показывает, что до судов доходят считаные единицы из числа тех, кто решил побороться за свои права. Но очень часто даже победа в суде еще ничего ровным счетом не означает, так как степень исполнения судебных решений, по мнению Анатолия Голова, достигает 60 - 70 %.
Стабильно много обращений от пациентов медицинских клиник, недовольных качеством оказания услуг.
«Мало кто знает, что на каждый случай общения с врачом должно быть дано информированное согласие. Сейчас ситуация в поликлиниках меняется к лучшему. Приходя к доктору, подписываешь информированное согласие. Но потом выясняется, что человеку не объяснили, что с ним будут делать…» - говорит Анатолий Голов.
По его мнению, СМИ - это важный инструмент, и они должны давать гражданам механизмы защиты их прав. Ведь, как показывает анализ обращений, поступающих в Союз потребителей России и другие общественные организации, чье кредо - защита прав потребителей, 98% обратившихся нужен всего лишь совет и рекомендации относительно последовательности действий. Мало кто знает, что, сотрясая воздух, ругаясь с продавцом и требуя немедленно решить проблему или много раз звоня по телефону и сообщая, что не работает лифт, ожидаемого результата не добиться. Начинать надо с составления важного документа под названием письмо-претензия, которое продавец (поставщик услуги) обязан принять и рассмотреть. Если есть письмо - будут шевелиться. Нет? На нет и суда нет! Поди докажи, что звонил, говорил… И очень жаль, что сегодня в школах детей не учат азам потребительской грамотности.
Наиболее проблемные сегменты в правовом аспекте - рынок труда, качество услуг и информационная сфера. Это единодушно признали участники круглого стола. О работе правозащитников в этих направлениях OK-inform непременно расскажет.
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме