20:30 24.06.2013 | Все новости раздела "Яблоко"
Капремонт по-новому – благо или обман?
// Анна Черепанова, "Вечевой центр",24.06.2013
26 июня Новгородская областная Дума планирует принять закон «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области». Областное Правительство жестко требует от депутатов поддержать закон: не будет закона – область не получит средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Это правда, но наполовину. Закон, действительно, нужен, но принят он должен быть в интересах людей, а не для того, чтобы в очередной раз показать, как ловко новгородские власти исполняют приказы Москвы.
Закон готовится в невероятной спешке. Ни собственников жилья, ни представителей ТСЖ, ЖСК и УК, ни экспертов к его обсуждению не приглашали. Попробуем разобраться, в чем минусы этого закона, и есть ли в нем вообще что-то для граждан?
С 2014 года новгородцы будут платить за жилье ощутимо больше
Вступившие в силу с 01 января 2013 года изменения в Жилищный Кодекс обязывают всех собственников жилья в стране платить ежемесячные взносы в так называемый фонд капитального ремонта многоквартирных домов. По существу вводится новый налог. Размер взноса на капитальный ремонт в среднем по России ориентировочно составит от 5 до 10 рублей за квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц. То есть за «двушку в хрущевке» площадью 40 кв. метров собственникам придется доплатить 400 рублей, за «трешку», площадью 60 кв. м - 600. За комнату в общежитии площадью 17 кв. метров – 170 рублей. С учетом постоянного роста тарифов на коммунальные услуги, прибавка получается солидная. По отдельным домам и квартирам стоимость квитанции может вырасти в 2-2,5 раза. При этом надо иметь в виду, что в Новгородской области решение о размере минимального взноса на капремонт примет региональное Правительство уже после вступления в силу областного закона. Каким будет минимальный порог чиновники не говорят. Видимо, чтобы не огорчать электорат перед сентябрьскими выборами. Известно лишь, что размер минимального взноса на капремонт будет установлен для каждого муниципального района, в том числе и Великого Новгорода, свой, и зависеть он будет от целого списка факторов. Например, типа жилого дома, перечня работ по капремонту, стоимости работ и других. В платежках взносы на капремонт появятся, начиная с 2014 года, после принятия Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Коммуналки бессмертны?
Жилищный Кодекс РФ предоставил право региональным властям расширить перечень работ по капремонту. И новгородские власти этим правом воспользовались, выделив в отдельный вид капитального ремонта проектные работы. Проектные работы целиком и полностью будут оплачиваться за счет взносов собственников. А иначе нельзя будет получить софинансирование из бюджета. И неважно, что Минрегион рекомендовал включить проектирование капремонтов жилых домов в перечень работ, субсидируемых государством. Видимо областные власти это не совсем государство?
Создаваемая система капитальных ремонтов вообще не предусматривает реконструкцию жилых домов. То есть, за наши с вами деньги чиновники навязывают нам вечное проживание в коммуналках и «хрущобах».
Программа - фикция
Новгородские власти планируют принять региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов до 01 ноября этого года. При этом ежегодно в срок до 01 июля местные власти обязаны предоставлять в Правительство Новгородской области перечень многоквартирых домов, которые необходимо отремонтировать в очередном году. Но, позвольте, чтобы сформировать такой перечень, нужно провести колоссальную работу: при участии собственников, управляющих компаний, ТСЖ, экспертов обследовать техническое состояние тысяч домов по всей области, оценить их износ, виды работ и потребности в финансировании по каждому дому. До 01 июля остаются считаные дни. Даже теоретически в этом году в указанные в законе сроки обследование жилых домов провести будет невозможно. В итоге все закончится профанацией, приписками и враньем. Сядет ЖКХ-начальство, «раскинет мозгами», и, не выходя из кабинета, составит перечень домов для капремонта на 2014 год. И почему, тот или иной дом в Великом Новгороде получил то или иное место в очереди, будет зависеть исключительно от чиновников.
Эксперты в один голос говорят о том, что для выполнения работы по техническому обследованию всех домов потребуется, как минимум полгода, то есть завершены они могут быть к 01 января. Тогда и программу нужно принимать не 01 ноября 2013-го, а 01 марта 2014 года.
В проекте областного закона чиновники вообще «забыли» указать срок действия региональной программы. Вероятно, полагая, что капремонты домов не закончатся никогда, и взносы с собственников будут собирать вечно.
Новгородская область не гарантирует софинансирование капитальных ремонтов
Всем уже очевидно, что затея с финансированием капремонтов придумана для того, чтобы сбросить бремя с региональных и местных властей на простых жителей. И чиновников не волнует, что многие дома пришли в негодность еще в советское и перестроечное время.
Новгородская область будет выделять средства на софинансирование капремонтов, если найдутся деньги в областном бюджете. А если нет – придется платить самим? Спасибо новоиспеченному Правительству Новгородской области за «заботу».
Но если все же новгородские власти решат оказать поддержку на капремонты домов, то это будут очень скромные средства.
Согласно закону собственники многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 1992 года, смогут рассчитывать на поддержку макисмум 40% от стоимости капитального ремонта. И только один раз и на один вид работ. Все остальное – за счет граждан.
Домам, введенным в эксплуатацию после 1992 года, повезло еще меньше. Софинансирование из областного бюджета составит максимум 20%. И неважно, каково их техническое состояние. Все мы помним, как строили на фоне развала Союза.
Но и это не все. Чтобы получить софинансирование из бюджета, собственникам домов придется собрать кучу документов, оплатить проектные работы и плотно взаимодействовать с чиновниками, иначе не преодолеть административных «калиток» и «рогаток».
Порядок отбора получателей господдержки областным законом опять же не установлен, будет принят позже подзаконным актом Правительства. Не исключено, что кроме домов, где проживают чиновники, поддержку получить больше никто и не сможет.
Региональный оператор или новый Остап Бендер?
По Жилищному Кодексу для сбора взносов на капремонт жилых домов с населения и проведения капитальных ремонтов создается региональный оператор. Региональный оператор выполняет функции технического заказчика: готовит техническое задание на капремонт, при необходимости разрабатывает и утверждает проектную документацию на проведение капремонта; привлекает подрядные организации для выполнения работ; контролирует сроки и качество работ. А главное - осуществляет приемку и финансирование работ.
Но это его обязанности по Жилищному Кодексу. Проект же областного закона функцию технического заказчика с регионального оператора фактически снимает. То есть никакой ответственности за объемы, качество и сроки работ он нести не будет.
Авторы законопроекта, зацепившись за формулировку Жилищного Кодекса о том, что регоператор может перепоручить функцию заказчика местным органам власти, моментально ею воспользовались. Для этого достаточно решения Правления регионального оператора и желания местных властей. Собственников, которые платят взносы на капремонт, по закону спрашивать не будут!
Вместо компетентной структуры, которая от начала и до конца организует процесс капитальных ремонтов многоквартирных домов в Новгородской области и отвечает за это, чиновники навязывают финансового посредника. На его деятельность из областного бюджета будут выделять по 15 миллионов ежегодно.
Что же в итоге будет делать региональный оператор? Да ничего особенного: собирать взносы с собственников, консультировать, информировать и самое главное – зарабатывать на «прокручивании» временно свободных денежных средств. А их будет немало: средства собственников, собранные за год, будут использоваться на капремонт не в полном объеме, а лишь частично – не более 80% от объема взносов на капитальный ремонт.
Следовательно, региональный оператор по своему усмотрению вместо финансирования капремонтов может положить на депозит в банке и 20, и 30, и 50% взносов собственников. Кто получит доходы от управления этими деньгами? При таких возможностях наши ветшающие дома могут быть отремонтированы через 10, 20, 30, а может быть 50 лет? А не рухнут ли? Не пополнят ли сотни новгородцев из-за этого закона армию бездомных?
Процесс контроля за целевым расходованием взносов собственников на капремонт будет осуществлять… сам региональный оператор. Права собственников по гражданскому контролю за расходованием региональным оператором взносов на капремонт проектом закона не закреплены никак.
Вот такую ловушку с организацией и финансированием капремонтов многоквартирных домов приготовили областные чиновники для новгородцев. Очень надеюсь на то, что депутаты Новгородской областной Думы 26 июня 2013 года примут ответственное решение - отклонить антинародный закон. Создать согласительную комиссию, обсудить законопроект с представителями собственников, ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний, независимыми экспертами в области ЖКХ. И только по итогам широкой общественной дискуссии выработать и принять закон, учитывающий интересы новгородцев.
Что входит в понятие «капремонт» (ст. 166 ЖК РФ)
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений;
- утепление и ремонт фасада;
- установка коллективных (общедомовых приборов учета);
- ремонт фундамента.
Деньги молчунов отправятся в «котел»
Что включает региональная программа капремонтов
Комментарий эксперта
Илья Ливада, ТСЖ «Устинова 3»
Программа определяет::
- перечень всех без исключения мнгогоквартирных домов, расположенных в Новгородской области, за исключением аварийных и подлежащих к сносу;
- перечень услуг и/или работ по капитальному ремонту;
- плановый год проведения капитального ремонта.
Согласно проекту областного закона очередность проведения капитального ремонта жилых домов устанавливается исходя из ряда критериев. Весомость критериев и рекомендации по оценке не установлены. Если в перечне критериев техническое состояние жилого дома и продолжительность его эксплуатации, сомнений не вызывают. То остальные параметры ставят в тупик. Приоритет будут иметь дома:
1) где собственники приняли решение о размере взноса на капитальный ремонт выше, чем минимальный, установленный Правительством области. Это приведет к тому, что сначала будут ремонтировать элитные дома, где живут новгордцы с высокими доходами. А старый, запущенный фонд, в котором проживают в основном пенсионеры и люди с низкими доходами, будет и дальше ветшать и разваливаться;
2) если собственники жилья готовы будут влезть в долги и взять кредит на капитальный ремонт. При этом совершенно очевидно, что получить кредит на приемлемых условиях ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющие компании не смогут;
3)где есть решение собственников о благоустройстве дворовой территории. Как влияет благоустройство на очередность проведения капремонта - загадка. Когда в доме затоплен подвал, протекает крыша и обвалился фасад, собственникам не до благоустройства, им для начала дом нужно «поднять». А цветочки потом приложатся;
4)если задолженность по оплате взносов на капремонт будет больше 5%, то дом может потерять место в очереди. Даже несмотря на его удручающее техническое состояние и достаточный объем накопленного фонда для финансирования капремонта. Не секрет, что самые «убитые» дома, – те, где живут социально незащищенные граждане. Вероятность того, что процент неплатежей в них будет выше требуемых 5%, достаточно высока. Следовательно, очередь до таких домов дойдет в последний момент. Может так случиться, что лет через 10 ремонтировать уже будет нечего, дом пойдет под снос.
Автор - к.э.н., председатель Новгородской общественной организации «Собрание коренных новгородцев», активист партии "ЯБЛОКО"
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме