14:01 25.04.2013 | Все новости раздела "Яблоко"
«ЯБЛОКО» не поддерживает законопроект о корректировке бюджета
// Заявление фракции «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга,25.04.2013
Заявление фракции «ЯБЛОКО» по проекту закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Уважаемые депутаты!
Фракция «ЯБЛОКО» не поддержит проект закона в первом чтении по целому ряду причин. Мы считаем, что внесенный документ свидетельствует:
во-первых – о неудовлетворительной работе правительства с бюджетом города;
во-вторых – об отсутствии профессионального и серьезного контроля за исполнением закона о бюджете и расходованием бюджетных средств в Санкт-Петербурге, т.е. о неприемлемой халатности;
в-третьих – о нежелании или неспособности нынешнего ЗАКСа эффективно работать над бюджетом в соответствии с действующим законодательством;
и наконец, в-четвертых, мы не поддержим проект закона потому, что с точки зрения государственных интересов и интересов избирателей очередная корректировка бюджета - это не просто бессмысленное, но и вредное мероприятие.
Создается впечатление, что у «корректировки» есть только одно объяснение – это создание повода для появления очередной «поправки БФК».
О том, что бюджет хронически не исполняется, «Яблоко» говорит с самого начала работы в нынешнем составе городского парламента. Как и о том, что надо понять, почему это происходит, затем устранить причины, затем, – если это нужно, – принимать решение о корректировке бюджета, и обязательно учитывать выявленные проблемы и недостатки при разработке бюджета на следующий период.
Ничего этого не было сделано. Губернатор продолжает вносить проекты законов о бюджете с ровно теми же недостатками, не сделав никаких выводов и не приняв никаких мер. А Законодательное Собрание продолжает эти проекты утверждать.
Остаток неиспользованных средств бюджета на 31 декабря 2012 г. составил 53 млрд руб. Теперь нам предлагают увеличить расходы бюджета на 18 млрд руб. – 35 % от неизрасходованных средств. Куда направляются оставшиеся 35 млрд руб.? Нет ответа. При этом не представлено никакого анализа – какие именно расходы «переходят» с прошлого года, а какие мы «забываем», игнорируя, что правительство не исполнило закон. Не построили обещанные школы, больницы, дороги, детские сады ... и забыли. Не выполнили своих обязательств на 35 млрд руб. – и ладно…
Если ЗАКС сейчас утвердит это увеличение расходов, не потребовав от губернатора и правительства города должных объяснений, то их никогда и не будет, т. к. в ходе отчета об исполнении бюджета такой анализ не предусмотрен.
По существу депутатам сейчас предлагается утвердить не увеличение расходов на 18 млрд руб., а отказ от исполнения принятых на себя в прошлом году обязательств на 35 (53-18) млрд руб. Далее, сумма неиспользованных средств бюджета, например, на конец 2010 г. составляла 27 млрд руб., а расходы бюджета 2011 г. в конечном итоге были увеличены на 61 млрд руб. То есть, расходы возросли на сумму, большую, чем неиспользованные остатки. В этом году все наоборот. Почему это так? Объяснения нет. Либо правительство города само не имеет этого объяснения, либо не считает нужным давать его Законодательному Собранию.
Необходимо отметить, что между величиной корректировки бюджета и величиной неиспользованных в прошлом году средств никакой корреляции нет (хотя, казалось бы, должна быть!). Независимо от того, увеличиваются ли расходы бюджета в ходе корректировки или уменьшаются, превышает сумма корректировки сумму остатков с прошлого года или оказывается ниже нее – ясно видно только одно: исполнение бюджета ухудшается с каждым годом. Не исполняется не только «откорректированный», увеличенный, бюджет, но и первоначально утвержденный. Именно на это обращает внимание Контрольно-счетная палата в своем отчете, когда указывает на «нецелесообразность принятых решений по увеличению ряда бюджетных назначений».
Наконец, низкое качество составления бюджета приводит к огромным остаткам неиспользованных средств, которые нам предлагают «перетаскивать» из года в год и дальше. Причем сумма неиспользованных средств растет, как снежный ком. Ничего не выполняется, но деньги все время добавляются. (См. Приложение рис. 1, 2, 3) .
Все сказанное означает, что ежегодная корректировка бюджета в таком виде – занятие не просто бессмысленное, но вредное: исполнение бюджета неуклонно снижается.
Детальный анализ предлагаемой правительством корректировки бюджета не имеет смысла еще и потому что, как показывает опыт прошлого года, ко второму чтению ситуация может коренным образом измениться. Это такая особенность бюджетного процесса в Санкт-Петербурге, что Губернатор может во втором чтении бюджета менять то, что он же предложил в первом, причем без каких-либо расчетов и обоснований.
Мы много раз говорили, что увеличение расходов бюджета в текущем году за счет неудовлетворительного исполнения бюджета прошлого года, противоречит логике и здравому смыслу. Что сначала надо разобраться с причинами неисполнения бюджета, а потом «перетаскивать» остатки с прошлого года в следующий. Ничего этого не произошло. Подобная практика стимулирует правительство города к неисполнению утвержденного бюджета и к неэффективному расходованию средств.
Провал бюджета 2011 и 2012 годов – это в том числе, и «заслуга» нынешнего ЗАКСа. Это – результат бездействия депутатов, отказа их от исполнения своих обязанностей по анализу основных характеристик бюджета и финансовому контролю. При этом председатель БФК ошибается, когда заявляет, что «текущий контроль за бюджетом – это функция других органов, а не парламента». Такая позиция прямо противоречит статье 265 Бюджетного кодекса РФ, относящей текущий контроль за бюджетом к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Он осуществляется «в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами».
От правительства города в связи со сложившейся ситуацией мы слышим странные оправдания. Например, объяснение Комитета финансов, что вообще-то бюджет исполнен неплохо. И если убрать из рассмотрения федеральные деньги, которые пришли в самом конце года, резервный фонд правительства, который и не предполагалось тратить, и проваленную Адресную инвестиционную программу (см. Приложение рис. 4), то уровень исполнения оставшихся расходов составит 97%. Так что все, вроде бы, не так плохо. Это неприемлемое объяснение: бюджет не может исполняться выборочно. Он должен исполняться целиком.
Правительство объясняет, что основная причина низкого исполнения АИП (63,5%) – это несовершенство федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и наличие в бюджете планируемых расходов без проектно-сметной документации. При этом из 18 млрд, на которые предлагается увеличить расходы в ходе корректировки, 5.5 млрд руб. (30%) вновь не имеют расчетов и обоснований. Во-первых, это прямо противоречит закону «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» (п.2 статьи 26). Во-вторых, объясняет, что дело вовсе не в 94-ФЗ о госзакупках, а в абсолютной неспособности администрации проводить в соответствии с законом электронные аукционы, т. к. проводить их без проектно-сметной документации невозможно.
Мы считаем, что недопустимо сейчас увеличивать расходы без четкого понимания, что именно и почему в городе в 2012 годуне сделано и как губернатор, правительство и ЗАКС собираются обеспечивать исполнение бюджета в текущем году и в будущем.
Фракция «Яблоко» не считает возможным поддержать предложенную правительством Санкт-Петербурга корректировку городского бюджета на 2013 год.
С уважением,
Депутат, руководитель фракции «ЯБЛОКО»
Г.А. Явлинский
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме