05:15 20.08.2014 | Все новости раздела "Яблоко"
Ассоциация операторов капремонта: начало
// Блог кандидата в МГД Владимира Самошина,19.08.2014
Первый Всероссийский съезд региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, состоявшийся в Самаре в конце июля с.г., принял решение о срочном создании Ассоциации с аналогичным названием. Дополнительная федеральная структура (ранее созданы - Минстрой России, Фонд ЖКХ, Ассоциации федерального и региональных масштабов в сфере ЖКХ), по замыслу участников съезда, должна стать площадкой для обмена опытом по работе региональных систем капитального ремонта. Они же рекомендовали исполнительным органам власти субъектов РФ обратить особое внимание на организацию контроля за сохранностью и целевым использованием взносов граждан и средств субъектов РФ, направляемых на капитальный ремонт, для чего создать подразделения с функциями внутреннего контроля.
Прежде чем делать выводы о целесообразности выдвинутой идеи, попробуем очертить масштаб ее действия. В России жилищный фонд состоит из 19 млн. объектов, площадью более 3 млрд. кв. м. Большей частью это многоквартирные дома. А в каждом многоквартирном доме общее имущество находится повсюду. Это - потолки и полы (межэтажные перекрытия, чердак и подвал). Это – стены наружные и с соседями. Это – стояки отопления, водоснабжения, электричества, интернета, телефона и пр. Это – лестницы, коридоры, холлы, лифты. Это - дворовая территория с наружными инженерными сетями, трансформаторными подстанциями, тепловыми пунктами, детскими игровыми площадками, мусоросборниками, парковочными местами, пожарными проездами, тротуарами, газонами и деревьями. Представили объемы идеи!
Совершенно очевидно, что даже сносно и кое как, управлять таким обширным хозяйством не получится из единого центра – Ассоциации, какие бы способные и энергичные кадры ее не заполнили. Следовательно, придется создавать целую подведомственную цепочку, т.е. еще по одной ассоциации (по «живопырке» или с иным звучным названием) в каждом субъекте РФ, параллельно с уже имеющимися госструктурами – региональными операторами по капитальному ремонту жилых домов. Конечно, все новые структуры потребуют зарплат и премий, которыми их должен обеспечить государственный бюджет или жители многоквартирных домов. В последнем варианте, естественно, за счет денег, собираемых на капитальный ремонт. За счет денег с населения. Следует отметить, что новые образования - структуры никакими технологическими процессами капитального ремонта заниматься не будут. А именно, к обследованию жилого дома на предмет его технического состояния, составлению задания на ремонт, изготовлению проектной документации на ремонт, выполнению подрядных ремонтных работ, приемки объекта после ремонта с выдачей рекламаций и устранением допущенного брака, финансовому обеспечению ремонта и многому другому – все эти ассоциации прямого отношения не имеют. Они здесь лишние. Они будут только заниматься отчетами перед Минстроем РФ, причесыванием статистики в нужном виде для власти, раздувать «мыльные пузыри обещаний о светлом будущем многоквартирных домов».
В доказательство сказанному – работа ассоциаций федерального масштаба по содействию ТСЖ, по управлению многоквартирными домами, по защите прав собственников в МКД и пр. Коэффициент их полезности за много лет существования таких ассоциаций слегка отклонился вправо от нулевой точки отсчета. Все что они реально делают ограничивается тщетными уговорами собственников жилья стать еще более собственниками, радеющими за свой жилой дом. Еще что-то там возражают в судах по жилищным и коммунальным спорам, докладывают на Всероссийских съездах и конференциях о достижениях в области коллективного управления домами, приглашаются в качестве экспертов в рабочие группы и комиссии, создаваемые властью. А еще вместе с местной властью они морочат голову гражданам России, стараясь каждого второго из них сделать общественным домоуправом своего МКД, а каждого первого сделать надсмотрщиком и общественным контролером.
Задаю себе первый вопрос: « Почему такое странное, затратное и бестолковое управление объектами собственности – недвижимостью, жилыми многоквартирными домами прижилось именно в России и за двадцать три года пустило крепкие корни бесхозяйственности, которые некому вырубить?». Мой ответ тверд: «Потому, что все это время к социально значимой отрасли допущены властью совершенно бездарные, неграмотные люди, которым доверено писать законы, исполнять законы, заниматься хозяйственными делами и «пилить» бюджеты. Все они безответственные расхитители народного времени, денег и надежд. Не смотря на то, что приватизировано уже более 90% квартир и комнат в Москве и более 75% по России в целом присутствие власти в управлении обектами ЖКХ не сокращается, а растет и становится сверхизбыточным.
Задаю себе второй вопрос» «Почему ничего похожего нет в управлении объектами собственности – частными автомобилями?». Здесь полный порядок. Президент России и Премьер Правительства России не создают при себе разных экспертных советов и рабочих групп из важных персон влияния. Не выпускают Указов и Постановлений по вопросам управления частным автотранспортом, в том числе - когда следует делать капитальный ремонт машине. Мой ответ здесь также имеется: «В этом управлении объектами – автомобилями граждан – действие власти сильно ограничено. Регламентируется лишь их движение на дорогах (ГАИ, ГИБДД), сбор налогов с транспортных средств (Налоговая служба). И все. Остальное происходит без вмешательства властей. Бизнес, собственники имущества в условиях рынка самостоятельно организовались. Каждый субъект управления (собственник авто) знает обязательно эксплуатационные характеристики объекта управления: расход топлива, максимальную скорость, уровень комфорта, цену. Каждый субъект управления следит за сроками предстоящего ТЭО, обязательно выполняет своевременно профилактические мероприятия, делает поддерживающий ремонт и совсем редко занимается капитальным ремонтом своей собственности».
Если мы применим в управлении автомобилями принцип сегодняшнего управления многоквартирными домами, то получим следующую картинку. В салоне автомобиля четыре места для водителей, каждому из которых организовано индивидуальное управление транспортным средством - его объектом имущества. Рулевая баранка, педаль газа, педаль тормоза, ручной тормоз, лобовое стекло, зеркала заднего вида, фары – все для передвижения и радости от езды. И каждому управляющему объектом будет дана команда: «Покажи, на что способен. А если будешь сопротивляться, то получишь «пендаля» или создадим Ассоциацию по управлению автомобилем на четыре человека». Забавно. Фантазии. Ничуть.
Именно так сегодня и управляются многоквартирные дома России, с проживающим в них многострадальным населением. Как управляется дом - конгломерат в Москве с 1000 квартирами под одной крышей москвичи знают не понаслышке, намучившись вдоволь. Пора с этим кончать. Вместо сегодняшних МКД – Конгломератов давно пора создавать частные доходные дома (условия - бизнесу), муниципальные арендные дома (деньги - муниципальной власти), кондоминиумы или ЖСК (содействие -совладельцам), односемейные частные дома (льготы - индивидуальным застройщикам, купившим земельные наделы). Под такую стратегию и надо принимать законы и постановления.
О ремонте существующих МКД – конгломератах в моей следующей статье.
Эксперт Общественной Палаты РФ, председатель ТСЖ «ЯХРОМА-СБ», кандидат в депутаты Московской городской Думы шестого созыва от Партии «ЯБЛОКО» Владимир Самошин
Источник: Яблоко
Обсудить новость на Форуме