23:00 02.07.2014 | Все новости раздела "Политическая партия Воля"

Выборы-2014: банковский и нотариальный фильтр

1 июля в Самарском облизбиркоме прошло заседание, в программе которого были ответы на вопросы кандидатов в губернаторы. На этот раз на вопросы отвечали также представители Сбербанка и нотариальной палаты.

Как известно, выборы губернаторов в 2014 году проходят с применением так называемого муниципального фильтра. Кандидаты в губернаторы должны собирать разрешения участвовать в выборах у муниципальных депутатов. В Самарской области кандидату нужно собрать 266 депутатских согласий, из них 49 — районных и городских депутатов не менее чем из 28 муниципальных образований. Свои согласия депутаты должны заверить у нотариуса. И, например, поселковым депутатам для заверения согласия нужно ехать в райцентр. А нотариусы работают вовсе не в выборном режиме, в основном до пяти вечера, а по четвергам и вовсе до обеда. А так как муниципальные депутаты — люди, не освобожденные от основной работы, сбор их согласий существенно затрудняется. Вплоть до того, что некоторые депутаты из-за своей занятости на работе так и не поехали к нотариусу.

Свои согласия по закону могут дать и главы муниципальных образований, но взять с них согласие еще сложнее - они должны не просто приехать к нотариусу, но и притащить с собой пакет из семи (!) документов. Очевидно, что на такие телодвижения едва ли не 100 процентов глав сподвигнутся только по распоряжению сверху. А распоряжение сверху может касаться — это совершенно очевидно — только кандидата от власти. Чем не фильтр? Представитель нотариальной палаты порадовала известием, что выписку из ЕГРЮЛ можно не заказывать, а показать нотариусу в электронной базе, но это мало что принципиально меняет.

Что касается обслуживания избирательного счета кандидата Сбербанком, то здесь по-прежнему, спустя три недели после старта выборной кампании, никто не спешит исправлять все «недоработки системы». Особенно что касается приема пожертвований. Представитель банка оправдывалась тем, что выборы досрочные, и у них, дескать, не было времени полноценно подготовиться. Но Сбербанк обслуживает выборы с 2002 года, и за 12 лет так и не смог настроить все нужные программы? Для каких-то кандидатов, имеющих административные или олигархические источники финансирования, может быть, этот момент и непринципиален. Но, например, Светлана Пеунова — кандидат из народа, и основной способ пополнения ее избирательного счета — это именно пожертвования граждан. А с перечислением пожертвований столько сложностей и закавык, что даже если человек стойко их все преодолел и перечислил средства — нет гарантии, что они дойдут до адресата, а даже если дойдут — не во всех случаях кандидат ими может воспользоваться. А нет средств на избирательном счете — нет агиткампании. При этом, признавая наличие проблемы, сотрудники банка решать ее совсем не спешат. На заседании 1 июля представитель Сбербанка, сославшись на некие нормативы, заявила, что срок рассмотрения жалоб на какие-то проблемы — от 5 до 15 дней. И это в условиях выборов, когда каждый день на счету! 15 дней — это больше трети срока, отведенного по факту на сбор депутатских согласий. Получается, к муниципальному, партийному, административному, нотариальному фильтру для народных кандидатов добавляется еще и фильтр банковский?

, направленная по этому поводу финуполномоченными Светланы Пеуновой в ЦИК России на прошлой неделе, пока остается без ответа. Так что вчера все в тот же ЦИК была подана еще одна жалоба на нарушение избирательных прав. Полный ее текст читайте ниже.

Председателю ЦИК России
Чурову В.Е.
109012, г. Москва, Б. Черкасский пер., д. 9

Жалоба
на нарушение избирательных прав

Считаем, что в ходе избирательной кампании по выборам Губернатора Самарской области Избирательной комиссией Самарской области и Сбербанком России допущены нарушения требований федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 14.06.2012 № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области», а именно:

1) Избирательная комиссия Самарской области не исполняет должным образом своих обязанностей по организации выборов Губернатора Самарской области и обеспечению для всех кандидатов на должность Губернатора Самарской области соблюдения установленных законом условий предвыборной деятельности, что является нарушением ч. 10 ст. 23 федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ч. 2 ст. 10 Закона Самарской области от 14.06.2012 № 55-ГД.

2) Сбербанк России не исполняет надлежащим образом возложенных на него обязанностей по ведению специального избирательного счета и приема добровольных пожертвований от физических лиц, что является нарушением порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, установленного Избирательной комиссией Самарской области в соответствии с ч. 12 ст. 58 федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ч. 11 ст. 44 Закона Самарской области от 14.06.2012 № 55-ГД.

Указанные нарушения привели к ограничению возможности Пеуновой Светланы Михайловны в полной мере реализовывать свои права и обязанности Кандидата на должность Губернатора Самарской области, предусмотренные ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 23, ч. 1, 3, 10 ст. 44, ч. 3, 4, 7 ст. 46 Закона Самарской области от 14.06.2012 № 55-ГД, а также предусмотренные федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

В результате действий/бездействия Избирательной комиссии Самарской области и Сбербанка России, нарушающих требования выборного законодательства, вплоть до настоящего времени Пеунова Светлана Михайловна лишена права надлежащим образом формировать избирательный фонд Кандидата на должность Губернатора Самарской области за счет добровольных пожертвований граждан и распоряжаться специальным избирательным счетом, открытым в Сбербанке России в соответствии с выборным законодательством РФ.

Пеунова Светлана Михайловна является народным Кандидатом, не располагает административными рычагами. Добровольные пожертвования граждан, которые хотят видеть Пеунову Светлану Михайловну Губернатором Самарской области, являются для Кандидата основным способом формирования своего избирательного фонда для участия в избирательной кампании. Однако допущенные нарушения ограничивают право Кандидата на полноценную предвыборную деятельность.

1. В связи с допускаемыми Сбербанком России нарушениями Кандидат Пеунова Светлана Михайловна ограничена в праве использовать поступившие на специальный избирательный счет добровольные пожертвования граждан в целях осуществления предвыборной кампании.

В представленных Сбербанком России сведениях о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет Кандидата отсутствуют необходимые реквизиты (ФИО, адрес места жительства, дата рождения, сведения о гражданстве, паспортные данные гражданина).

Пожертвования, зачисленные с такими нарушениями, подлежат возврату гражданину либо перечислению в доход бюджета Самарской области.

Согласно распечатке «Сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата», сформированной отделением № 6991/0382 Поволжского банка Сбербанка России по состоянию на 26 июня 2014 года (копия прилагается):

1) пожертвование от 19.06.2014 в сумме 20000,00 руб. подлежит перечислению в доход бюджета Самарской области по причине отсутствия указания адреса гражданина;

2) пожертвование от 25.06.2014 в сумме 100,00 руб. подлежит перечислению в доход бюджета Самарской области по причине отсутствия указания адреса гражданина;

3) пожертвование от 26.06.2014 в сумме 100,00 руб. подлежит возврату жертвователю по причине отсутствия указания на гражданство РФ.

Вместе с тем, во всех указанных случаях гражданами были предоставлены в отделения Сбербанка России все необходимые по закону сведения, что подтверждается приходными кассовыми ордерами, выданными гражданам отделениями Сбербанка России при внесении добровольных пожертвований (копии прилагаются).

Схожие проблемы возникали у Пеуновой Светланы Михайловны в период участия в выборах Президента России в 2012 году. Тогда до 90% пожертвований были приняты банками с нарушениями требований закона. Уполномоченным лицам Кандидата в 44 регионах страны пришлось тратить огромное количество времени на то, чтобы внести необходимые изменения в банковские документы. Это привело к реальным ограничениям при осуществлении Кандидатом предвыборной деятельности по всей стране. Тогда мы неоднократно поднимали эту проблему на совещаниях ЦИКа, которые собирались под видом помощи кандидатам в решении возникших проблем. Представители ЦИКа обещали нам решение этой проблемы, но этого так и не было сделано. Очевидно, что такие затруднения влекут фактическое воспрепятствованию предвыборной деятельности Кандидата без административного ресурса либо поддержки крупного бизнеса. Т.е. олигархам и высокопоставленным чиновникам, в избирательных фондах которых добровольные пожертвования граждан играют незначительную роль, создаются очевидные преимущества.

2. Порядок заполнения сведений о поступлении денежных средств, представленный Сбербанком России, осуществляется с нарушением «Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Губернатора Самарской области», утвержденного Избирательной комиссией Самарской области по согласованию с ГУ Центрального банка РФ по Самарской области (копии прилагаются).

Представители отделения № 6991/00382 Поволжского банка Сбербанка России констатируют факты нарушения требований выборного законодательства отсутствием в программном оснащении Сбербанка России технической возможности обеспечения таких требований.

Получается, что ГУ Центрального банка РФ при согласовании требований порядка ведения специальных избирательных счетов кандидатов не учел отсутствия у Сбербанка России технических возможностей обеспечения обязательных для него требований?

По мнению представителей Избирательной комиссии Самарской области, необходимая форма может быть создана вручную в любой программе для работы с электронными таблицами. На практике проведение каждой операции по специальному избирательному счету Кандидата осуществляется вручную, что требует больших затрат времени уполномоченных лиц Кандидата и нередко приводит к ошибкам. Многочисленные трудности возникают также у граждан при внесении добровольных пожертвований на счет Кандидата в кредитных организациях. Как показал опыт и подтвердил операционист Сбербанка (Зинина Татьяна Николаевна), сотрудникам Сбербанка России, осуществляющим операции по приему и проведению добровольных пожертвований, до сих пор неизвестны обязательные требования для внесения добровольных пожертвований, предъявляемые к гражданам.

Таким образом, даже по прошествии более половины месяца с начала избирательной кампании ни Избирательной комиссией Самарской области, ни Поволжским банком Сбербанка России не обеспечены условия ее проведения.

Вместе с тем законом установлены явно завышенные жесткие требования к необходимому перечню реквизитов гражданина для внесения добровольного пожертвования в избирательный фонд Кандидата. Очевидно, что эти требования сложно выполнить должным образом даже Сбербанку России, обладающему крупнейшей сетью своих филиалов во всех регионах РФ. Утвержденный Избирательной комиссией Самарской области порядок ведения специального избирательного счета кандидатов (п. 2.1) по сути обязывает самих граждан разъяснять оператору кредитной организации требования к перечню реквизитов для внесения добровольных пожертвований в избирательный фонд кандидата. При этом граждане вынуждены каждый раз добиваться оформления платежа надлежащим образом и преодолевать технические ограничения программного обеспечения Сбербанка России, на что настойчивости многих граждан не хватает.

Считаю, что это ставит народного Кандидата Пеунову Светлану Михайловну в заведомо неравное положение по отношению к кандидатам, имеющим поддержку со стороны власти и олигархов.

И пока кандидат от народной партии преодолевает массу трудностей в ведении своей избирательной кампании и не может полноценно пополнять свой избирательный счет (а значит, полноценно вести избирательную кампанию), - в это же время кандидат от партии власти Николай Меркушкин активно ведет свою избирательную кампанию в официальных СМИ без привлечения средств избирательного фонда и не натыкаясь на все те трудности и препоны, которые устроены народному кандидату. Формально кандидатура Меркушкина еще не выдвинута, хотя все прекрасно знают, что именно он — главная фигура этих выборов, и они устроено именно под него. Формально ведется освещение деятельности врио губернатора, хотя всем очевидно, что по факту ведется агитационная кампания кандидата Меркушкина. Неравенство кандидатов очевидно. Основы реальной конкуренции на таких выборах безнадежно подорваны.

Учитывая вышеизложенное, ПРОШУ:

1. Обязать Избирательную комиссию Самарской области обеспечить для всех кандидатов на должность Губернатора Самарской области соблюдение установленных законом условий предвыборной деятельности.

2. Устранить все незаконные ограничения в возможности привлечения добровольных пожертвований граждан в избирательные фонды и распоряжении специальными избирательными счетами кандидатов на должность Губернатора Самарской области.

3. Обязать Сбербанк России выполнить комплекс необходимых технических, программных и организационных мероприятий для обеспечения установленных законом требований при внесении гражданами добровольных пожертвований на специальные избирательные счета кандидатов на должность Губернатора Самарской области в отделениях Сбербанка России всех регионов Российской Федерации.

4. Обеспечить возможность внесения гражданами добровольных пожертвований на специальные избирательные счета кандидатов на должность Губернатора Самарской области с соблюдением всех требований установленного порядка формирования избирательных фондов кандидатов во всех кредитных организациях на территории Самарской области и других регионов России.

5. Инициировать изменение требований п. 7 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 6 ст. 30 Федерального закона «О политических партиях», уменьшив перечень необходимых реквизитов для граждан при осуществлении добровольных пожертвований.

Источник: Политическая партия Воля

  Обсудить новость на Форуме