20:45 20.11.2012 | Все новости раздела "Политическая партия Воля"
Права потребителей и их защита
Каждый из нас хоть раз в своей жизни оказывался в ситуации обманутого покупателя или просто пострадавшего от некачественного товара и не знал, что делать. Основной закон, регламентирующий отношения в области приобретения товаров и услуг — Закон о защите прав потребителей. Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, государственную и общественную защиту их интересов.
К слову, защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.).
Для того чтобы лучше узнать этот закон и, в будущем, не оказаться в ситуации обманутого покупателя, рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать каждому.
В случае обнаружения недостатков в товаре и, если они не были оговорены продавцом, Вы вправе: (статья 18)
- потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки, с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Например. Вы купили утюг, который при первом же использовании сжег Вашу рубашку. Как оказалось, у утюга не срабатывает автоматическое отключение, и он продолжает нагреваться дальше. В данном случае Вы не только требуете у продавца замены неисправного утюга на подобный или возврата денег, но и требуете возмещения убытка.
Кстати, отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и, в случае несогласия с ее результатами, оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара в том случае, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, замены или возврата их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае отсутствия продавца в месте нахождения потребителя, доставка или возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой или возвратом указанных товаров.
Следующий важный момент — это сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, которые регламентированы статьей 19:
- Потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. - Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
При продаже товаров по образцам по почте – сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. - В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
И вот на что следует обратить особое внимание - это право потребителя на обмен товара надлежащего качества (статья 25):
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Например. Вы купили брюки, принесли домой, померили и оказалось, что они Вам не подходит по размеру, да и расцветка не совсем удачная и решили поменять на подходящий по размеру и цвету. И Вам без проблем должны поменять в течение 14 дней, но при условии сохранения его товарного вида, фабричных этикеток и наличие товарного или кассового чека. Даже отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Есть определенный перечень товаров (определенных Законом), не подлежащих обмену, к ним относятся: предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; строительные и отделочные материалы; товары бытовой химии; изделия из драгоценных металлов; животные и растения, и т.д.;
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Источник: Политическая партия Воля
Обсудить новость на Форуме