22:30 20.11.2007 | Все новости раздела "Гражданская Сила (Свободная Россия)"

МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ В ГИБДД ПОИСТИНЕ ГРОМАДНЫ рРТЕНЕВЫЕ ДОХОДЫ ДОСТИГАЮТ $1 МИЛЛИАРДА В ГОД

Виктор Похмелкин известен как депутат, активно представляющий интересы автомобилистов. Будучи опытным юристом, он участвует в разработке самых разнообразных законов и проектов, но в последние годы именно автомобильная "ветвь" деятельности Виктора Похмелкина обрела особую значимость рРРоссия столкнулась с резким ростом автомобилизации и усугублением связанных с ней проблем. При этом для большинства партий эти проблемы находятся на периферии круга интересов.

Не так давно Виктор Похмелкин стал одним из лидеров партии "Гражданская сила" и сегодня знакомит читателей сайта 74.ru с программой борьбы с двумя наиболее злободневными проблемами рРсмертности на дорогах и регулярных пробок в крупных мегаполисах.

рРВиктор Валерьевич, помимо руководства "Гражданской силой", вы являетесь лидером "Движения автомобилистов России". Что представляет собой это движение?

рРЭто всероссийское движение, у которого нет жесткого членства рРего участником может быть любой, кто присоединится к какой-то нашей акции. Главная миссия движения рРобеспечить политическое представительство автомобилистов во власти. Мы осуществляем общение с властью от лица автомобилистов, боремся с инициативами, которые ущемляют их права, разрабатываем программы, направленные на борьбу с наиболее острыми проблемами автомобильной России.

рРУдалось ли достичь конкретных результатов?

рРБольшинство проблем приходится решать через ожесточенное сопротивление оппозиции. К сожалению, интересы большого капитала, который правит страной, противоречат интересам автомобилистов.
В качестве примера могу привести страховые компании, которые работают сегодня со значительными прибылями и не заинтересованы в повышении безопасности дорожного движения. Пользуясь поддержкой "Единой России", они стремятся увеличить страховые тарифы на ОСАГО, но вот уже четвертый год мы сдерживаем эти попытки рРтарифы прежние.

Мы активно влияли на принятие поправок к кодексу об административных правонарушениях, удалось вписать туда несколько хороших пунктов. Например, до этого года оштрафованный автомобилист был обязан не только оплатить штраф, но уведомить об этом ГИБДД. Мы отменили последнее.

С 1 июля 2008 года принудительная эвакуация автомобилей и первые сутки хранения на штраф-стоянке будут бесплатными, что резко снизит доходы мафии, которая контролирует эту сферу. Также прошла моя поправка, позволяющая инспектору не оформлять протокол, если человек согласен с вынесенным наказанием рРэто экономит время водителя.

Благодаря тому, что мы неоднократно ставили вопрос об отмене привилегий для номенклатурных работников, меня и многих автомобилистов, наконец, услышал президент рРбыли отменены спецномера с флагом, количество автомобилей со спецсигналами в Москве уменьшено в семь раз. Хотя мы боролись за то, чтобы спецсигналы применялись только службами оперативного реагирования.

Но большинство наших поправок отклонены, поскольку в Думе мы в меньшинстве.

рРНе так давно вы стали одним из лидеров партии "Гражданская сила". Можно ли назвать ее выразителем интересов автомобилистов?

рРДа, безусловно, "Гражданская сила" полностью поддержала программу "Дороги рРбез жертв и без пробок", разработанную экспертами "Движения автомобилистов России". Однако причина нашего объединения более фундаментальна.

"Гражданская сила" является выразителем интересов среднего класса. Если на Западе критерием принадлежности к среднему классу является наличие недвижимости, то в России такой подход не работает рРстарушка может иметь дорогую трехкомнатную квартиру, полученную в результате приватизации, но при этом жить за чертой бедности. У нас надежным признаком среднего класса является наличие более или менее хорошего автомобиля. Решая проблемы автомобилистов, "Гражданская сила" помогает среднему классу в более широком понимании. Мы заняли пустующую нишу право-либеральной партии, которую поддерживают люди, сделавшие себя сами, которые стремятся к свободе и не хотят ходить строем.

Иммунитет от коррупции

рРКаковы основные положения программы "Дороги рРбез жертв и без пробок"?

рРГлавная причина беспредела, творящегося на российских дорогах, рРбезответственность властей. В России повышаются штрафы за нарушение правил дорожного движения, вместе с тем расширяются полномочия сотрудников ГИБДД. Это создает благоприятную почву для дальнейшего развития коррупции, хотя ее масштабы и без того громадны рРпо данным фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, теневые доходы сотрудников ГИБДД превышают один миллиард долларов в год. Это максимальный показатель коррупционности в бытовой сфере.

Ключевым пунктом программы является реформа ГИБДД, которая подразумевает ее вывод из структуры МВД России, кадровую чистку, существенное повышение заработной платы и изменение критериев оценки работы. Сейчас сотрудники ГИБДД мотивированы не на предотвращение ДТП, а на поимку нарушителей. Наша программа подразумевает привязку зарплат сотрудников дорожной полиции к двум факторам: уровню аварийности и к пропускной способности дорог на подконтрольном участке. Мы предлагаем освободить дорожную полицию от таких задач, как регистрация автомобилей, проведение экзаменов и техосмотров, определив в качестве главной цели безопасность на дорогах и отсутствие пробок.
Кстати, это позволит обойтись без абсурдного повышения штрафов и обеспечить главные принципы, делающие наказание эффективным рРнеотвратимость и справедливость.

рРПочему новая структура будет иметь иммунитет от коррупции?

рРВо-первых, за ней не будет тянуться шлейфа традиций. Сегодня ГИБДД имеет планы по взяткам и систему распределения теневых доходов от низов к верхам. Попадая в такую структуру, новый сотрудник вынужден играть по правилам.

Во-вторых, представитель ГИБДД будет отвечать за аварийность и пробки рублем и должностью. Образно говоря, это создаст мотивацию инспектору ГИБДД стоять перед опасным участком и предотвращать неправильные обгоны или превышение скорости, а не в конце участка, где удобнее всего ловить нарушителей с целью поборов.
В-третьих, речь идет о существенном повышении зарплат и серьезных наказаниях за любой факт взяточничества.

рРСегодня официальные зарплаты сотрудников ГИБДД достаточно низки. За счет чего можно поднять уровень оплаты?

рРЗа счет сокращения штата и перераспределения функций. Нынешнее количество сотрудников избыточно, а большая часть занята не обеспечением безопасности, а отловом нарушителей, и то не всегда эффективным. Кроме того, ежегодно 40 миллионов рублей выделяется на программу безопасности дорожного движения, а вложение в людей рРлучший вариант расходования этих средств. Таким образом, для реализации нашей программы не требуется дополнительного финансирования.
Но для реализации поставленных целей необходим вывод инспекции дорожной безопасности из состава МВД, иначе потребуется реорганизация всей структуры МВД. Но именно на дорогах гибнет громадное количество людей, а ГИБДД является самой коррумпированной структурой, поэтому целесообразно сосредоточить усилия именно на дорожной полиции рРполученный опыт позволит навести порядок в остальных сферах. Разумеется, наш проект вызывает бешеное сопротивление со стороны МВД.

рРПредпринимаете ли вы какие-то усилия для борьбы с коррупцией уже сегодня?

рРДа, например, в Санкт-Петербурге мы проводим операцию "Осиновый кол", которая будет распространена и на другие регионы. Представители "Движения автомобилистов" ездят по городу на автомобилях, оснащенных специальным оборудованием, и занимаются сбором доказательств на сотрудников ГИБДД, вымогающих взятки. Операция инициирована "снизу", то есть простыми автолюбителями, которых мы горячо поддержали рРколичество недовольных в обществе достигло критического порога. Операция "Осиновый кол" служит двум целям рРдисциплинирует сотрудников ГИБДД и демонстрирует автомобилистам, что с произволом властей можно и нужно бороться.

Без жертв и без пробок

рРВаша программа называется "Дороги рРбез жертв и без пробок". То есть предполагает снижение смертности на дорогахрм/b>

рРОна позволяет существенно снизить смертность в течение ближайших двух-трех лет. В качестве перспективной цели мы обозначили полную ликвидацию смертности на дорогах страны к 2015-2020 годам. Кстати, шведы планируют осуществить это еще раньше рРк 2010 году.

рРЗвучит как утопия.

- Если ничего не делать, утопия и есть. Конечно, требуется огромная работа, но многие страны ее проводят вполне успешно.

Резервов сокращения смертности очень много. В половине случаев смерть пострадавшего в ДТП наступает лишь потому, что ему не была оказана своевременная медицинская помощь. Наша программа предполагает налаживание эффективной работы скорой медицинской помощи, а также полноценное обучение участников дорожного движения правилам оказания первой помощи. В автошколах этой науке учат очень формально.

До 80% смертей можно избежать, если не пренебрегать ремнями безопасности. Каждая шестая авария со смертельным исходом происходит на нерегулируемом пешеходном переходе. Огромное количество россиян страдает из-за низкого уровня пассивной безопасности отечественных автомобилей. Путем принятия правильных законов и реформы ГИБДД можно добиться искоренения этих проблем и резкого снижения смертности.

Разумеется, это повлечет ряд непопулярных мер. Скажем, мы предлагаем оснащать всю детскую одежду светоотражающими полосками, что приведет к некоторому увеличению себестоимости товара. Но человеческая жизнь превыше всего, и ради такой цели можно чем-то поступиться.

рРКак предполагается решать проблему автомобильных пробок?

рРОна также проистекает из-за безразличия. В настоящий момент нет структур или должностей, которые бы отвечали за пропускную способность транспортных магистралей. Кто отвечает за пробки? Мэр? Вице-мэры? Но у них много других обязанностей, а здесь необходима персональная ответственность. В Петербурге создан департамент по борьбе с пробками, посмотрим, как он будет работать.

Радикальное сокращение пробок возможно лишь за счет развития дорожной сети. Необходимо строительство развязок и мостов, отделение автомобильных потоков от пешеходных, расширение магистралей.

И средства у государства есть, однако сфера дорожного строительства отличается запредельным уровнем нецелевого использования средств рР50%. Только 9% средств, которые автомобилисты платят в виде всевозможных налогов, идут на ремонт и строительство дорог, но при этом одобряется закон о платных дорогах, что, на наш взгляд, неправильно.

Мы предлагаем обеспечение полной прозрачности и общественного контроля в сфере дорожного строительства и ремонта, в частности, путем публикации на сайтах города подробных данных о строительстве дорог.

Помимо стратегических мер, возможна оперативная борьба с пробками рРустановка информационных табло о степени загруженности транспортных артерий, введение реверсивного движения, исключение левых поворотов, выделение полос для общественного транспорта. Кроме того, справиться с ситуацией помогла бы эффективная работа ГИБДД, но пока эта проблема волнует инспекторов меньше всего.

Как мотивировать власть?

рРНо если бы власть хотела решить эти проблемы, давно бы решила. Что, по-вашему, должно выступить мотивом?

рРМотив один рРпонимание человеком у власти, что игнорирование проблемы может привести к потере власти. Общество может влиять на власть путем выборов, и когда наши граждане осознают взаимосвязь между своим выбором при голосовании и тем, что происходит во власти, они обеспечат власти ту самую мотивацию. Почему, скажем, Николя Саркази навел порядок на французских дорогах? Потому что этот вопрос значим для общества, и его решение сказалось на рейтинге власти.
Примеры есть и у нас. Взять хотя бы дело Олега Щербинского, которого обвиняли в смерти губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Общественность встала на защиту, и суд пересмотрел решение. Сегодня аналогичным образом общество и СМИ не остались равнодушными к делу Кирилла Форманчука. Я встречался с Кириллом и обратился в следственный отдел прокуратуры России с запросом о проведении тщательного расследования. Общество начинает осознавать свои возможности, и дело Форманчука является очередным испытанием для власти.

Конечно, давление на суд, как в случае с Щербинским, рРне идеальный вариант. Наиболее правильный путь воздействия на власть рРосознанное участие в выборах.

рРПомимо решения проблем автомобилистов, какие цели ставит "Гражданская сила"?

рРВ политической сфере мы рРза максимальное расширение народовластия и демократизацию институтов власти. В частности, мы предлагаем расширить список выборных должностей, включив в него губернаторов, прокуроров, мировых судей, чтобы они чувствовали личную ответственность перед обществом.

В плане экономики мы делам ставку на малый и средний бизнес, что особенно важно для страны, ориентированной на сырьевой сектор. Мы за беспрецедентные льготы малому и среднему бизнесу, который является основными двигателями развития государства. Что касается социальной политики, то человеку нужно дать возможность много зарабатывать, и решать свои проблемы за свои собственные деньги.

"Гражданская сила" выступает за приоритет прав человека в отношении с государством. Партия опирается на людей, ценящих свободу и осознающих собственные права рРтех членов общества, которые обеспечивают его активное развитие. "Гражданская сила" имеет все необходимое, чтобы косолидировать усилия представителей среднего класса, расширить его и обеспечить достойное представление во власти.

К 2011 году мы рассчитываем иметь в Думе не менее половины мест. Что касается выборов 2 декабря 2007 года, то задачи скромнее рРпреодоление семипроцентного барьера. У нас есть все основания надеяться на успех рРниша право-либеральных партий в настоящий момент оказалась пустующей, в то время как средний класс остро нуждается в представлении своих интересов во власти.

Источник: Свободная Россия

  Обсудить новость на Форуме