14:30 15.08.2007 | Все новости раздела "Гражданская Сила (Свободная Россия)"

М. БАРЩЕВСКИЙ: ЖИВЕМ... НЕКАЧЕСТВЕННО

Государство - мегакорпорация по оказанию услуг, граждане - контролеры. Вот что такое демократия.


Кажется, Россия - ну еще чуть-чуть - и европейская страна с высоким уровнем жизни. Вот именно, что "кажется". Огромные супермаркеты, переполненные товаром полки, услуги - какие душе угодно. Это видимый успех в развитии страны за последние десятилетия. Ведь как бы приземлено это ни звучало, путь к демократии начинается в супермаркете. Если вдуматься, те, кто имеет возможность выбирать колбасу в магазине (между хорошей и очень хорошей), готовы самостоятельно выбирать власть и хотят, чтобы к их мнению прислушивались. А вспомните, пожалуйста, большой ли выбор все той же пресловутой колбасы был в период властвования бессменной партии-гиганта в эпоху так называемого развитого социализма? Вот она - прямая взаимосвязь демократии и уровня потребительской культуры.

Кто-нибудь возмутится, мол, что это он все про колбасу, да про колбасу. Конечно, не в колбасе дело. Продается в магазине сто сортов - замечательно. Глаз и желудок радуются. Суть в другом: уровень потребительской культуры в нашей стране пока завис на отметке "плохо": из этой сотни пара-тройка может оказаться с истекшим сроком годности или изготовленной из сырья, не предусмотренного стандартным рецептом.

Очевидное рРвероятное
Уверен, некачественный товар подсовывали каждому. Купили утюг, а он не работает - ни денег, ни утюга. А если... Пришли на почту, а она закрыта - за пятнадцать минут до окончания официального рабочего дня? Живете на первом этаже, но исправно платите за лифт рРа ЖЭУ ни в какую не желает делать пересчет суммы коммунальных платежей? Пришли к врачу лечить простуду, а он вам страшный диагноз - в карту и выписывает дорогостоящие антибиотики - затратно и неэффективно? У вас украли в метро сотовый телефон, а милиция разводит руками - надежды на то, что пропажу найдут, нет? Список подобных жизненных ситуаций можно продолжать бесконечно.

Все подобные ситуации - показатели невысокого качества жизни - в целом, а в частности - низкого уровня предоставляемых гражданам услуг. А значит - нарушения гражданских прав: на достойную жизнь. Логика простая. Разматываем этот клубок: обеспечиваем людям их право на достойную жизнь, добившись, чтобы сервисные организации предоставляли услуги высокого качества. Весь процесс регулируется четкими и грамотными законами, восстанавливающими порядок в тандеме потребитель-производитель.

В этом я вижу одну из главных целей партии "Гражданская сила". К слову, почему именно сейчас мы говорим о повышении качества жизни? Первое: в России появился средний класс, второе - принципиально новые потребительские стандарты.

Немного истории на тему. Четыре основных права потребителя - на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным - впервые озвучил Президент США Джон Кеннеди в 1961 году. Позже к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Государство - народу: "Чего изволите?"
Спросите: почему же до сих пор ни одна пария не обременяла себя защитой прав потребителей? А наша партийная позиция есть не что иное, как защита потребительских и гражданских прав человека. Отвечу: не знаю! Возможно потому, что "повышение" пенсии и зарплат, о чем громче всех сейчас кричит СПС, мечущаяся в погоне за голосами "любой ценой", - мера куда более популярная у социально слабого большинства, которое обеспечивает партиям "очки". Для нас, партии правой, каждый человек - прежде всего потребитель, а главный институт для оказания ему услуг - государство. Государство - не сакральный орган; его основная функция в понимании "Гражданской силы" и с точки зрения здравого смысла - сервисная.

Поясню. За все грехи (обвесили, продали "не то" и т.д.) обычно пеняют на предпринимателей: не доглядели, не проследили или того хуже, коварно облапошили. Что скрывать, в современной России, где нет четко выстроенной схемы правовых отношений, такое случается сплошь и рядом. Отъявленные негодяи бывают везде. Но большинство предпринимателей - заложники административных мер. Они - такие же потребители. Законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, налоговых поправок, результатов работы административного ресурса и контролирующих органов. Другими словами, предприниматели потребляют услуги, которые им предоставляет государство. А принятие законов, осуществление контроля (справедливого!), наказание и поощрение - есть не что иное, как госуслуги. И сейчас они не самые качественные.

Очевидно, что сами госчиновники своей обслуживающей роли до конца не понимают. У них "более серьезные задачи" - экономика, внешняя политика, оборона. В этой тройке лидеров места человеку, с его потребностями и правами, нет. Государство его попросту не видит: трудно заметить муравейник под ногами, когда размышляешь об установлении контакта с внеземной цивилизацией, уставившись в небо.

Сравнение государства, скажем, с каким-нибудь ЖЭКом не должно удивлять. Ведь чего мы, потребители, ждем от государства как от поставщика услуг? Хотим, чтобы в магазинах продавались лишь качественные продукты. Чтобы чиновники добросовестно исполняли возложенные на них функции и не требовали при этом "позолотить ручку". Чтобы врачи нас хорошо и, главное, "от того" лечили. От милиции и коммунальщиков мы ждем... быстрого реагирования. От учителей и продавцов, дворников и прокуроров, судей и больших начальников... От всех, из кого как из пазлов разных размеров складывается государство, мы ждем одного - качественных услуг. И главное - мы, потребители, имеем на это полное право.

Глаз да глаз
Какой смысл говорить о правах, если их все равно нарушают? Есть смысл! Но говорить мало. Граждане могут заставить государство считаться с ними. Да. Вот так жестко - заставить. Время безмолвного соглашательства, к сожалению большинства функционеров, прошло. Я глубоко убежден: если граждане активно подключатся к "раскачке" государства, потребительская культура в нашей стране поднимется до уровня, "когда не стыдно". Скептики могут похихикать: дескать, ну походят бабушки-дедушки к тому же чиновнику "за справедливостью" и ничего не добьются. Не могу не согласиться. Но не о "точечных" марш-бросках просителей-борцов за свои права идет речь. Назрела острая необходимость расширять и укреплять сеть гражданских институтов - общественных организаций, движений. Их роль -контролирующая. Одно дело, когда за качеством дорог следит (как правило, сквозь пальцы) государственная структура. А когда ей помогает какой-нибудь, условно говоря, союз надзирателей за дорожным покрытием или общество ненавистников неровного асфальта - совсем другое. Движение в защиту чистоты дворов, организация "Отмоем руки чиновникам!", Союз правозащитников-энтузиастов.... Не в названиях дело. В сути. А суть в том, чтобы сделать общественный контроль функциональным и действенным. Поэтому контролирующая функция гражданских институтов, безусловно, должна быть закреплена законодательно. Тогда постулат "чиновник - слуга народа" наконец обретет истинный, а не анекдотичный смысл. Ведь государству придется по-настоящему держать ответ перед людьми, опираться на их доверие. Не отвертишься. Граждане будут требовать.

Под зорким оком народных контролеров государство станет прозрачным и качественным поставщиком качественных услуг. Оно будет вынуждено снять "паранджу" и с "открытым личиком" делать жизнь людей лучше. Вот что такое гражданское общество. Вот что такое демократия. И вот к чему нужно стремиться правой партии. Правый, демократ - это не тот, кто обещает пенсионерам пенсии с четырьмя нулями. Правая партия, я убежден, должна взять на себя задачу организовать гражданский контроль за качеством услуг, предоставляемых государством.
"Гражданская сила" за такую задачу берется.

Михаил Барщевский, председатель Высшего совета партии "Гражданская сила"

Источник: Свободная Россия

  Обсудить новость на Форуме