21:30 01.08.2007 | Все новости раздела "Гражданская Сила (Свободная Россия)"

ПРОГРАММА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ГРАЖДАНСКАЯ СИЛА" (Проект)

Проект

1. Итоги последних 20 лет. Россия сегодня

Россия рРсамоценное многонациональное государство, чей народ объединен территорией, историей, культурой, языком и экономикой. Интересы народа России для нас важнее книжных идеологических схем и геополитических сказок. Мы убеждены, что он заслужил стабильное, безбедное, безопасное существование. У нас великое и трагическое прошлое, но нас интересует будущее. Мы категорически против навязывания нам бессмысленных дискуссий о прошлом вместо обсуждения реальных проблем страны.

Но мы должны сказать о событиях последних пятнадцати лет, в результате которых было воссоздано Российское государство.
Советский Союз был могущественной страной в военном отношении, но его распад был предопределен экономической слабостью и многолетним подавлением народной инициативы. Экономические реформы 90-х были проведены с многочисленными ошибками, вызванными как новизной задач, так и политической борьбой и коррупцией.

Даже коммунисты должны признать, что здоровое государство и ответственный социальный строй не распадаются в одночасье под воздействием заговора или предательства. Кто-то считает распад СССР трагедией, кто-то рРторжеством свободы. Правы и те и другие. Распад СССР и крушение социалистического строя обернулись хаосом, падением уровня жизни большинства населения, болезненной сменой жизненного уклада и психологической травмой для многих. Особенно это касается старшего поколения, тех, кто уже отдал государству свой труд и здоровье и кто должен был находиться на его попечении.

С другой стороны, наш народ обрел право самому решать свою судьбу, избирать и снимать своих начальников. Полки магазинов наполнились товарами, исчезли очереди и унизительный дефицит. На смену тотальной государственной монополии пришла возможность для самостоятельного творчества и предпринимательства. Для россиян открылся мир рРа ведь еще каких-то пятнадцать лет назад туристическая поездка за рубеж была для большинства недостижимой мечтой.

Экономические реформы 90-х были проведены с многочисленными ошибками, вызванными как новизной задач, так и политической борьбой и коррупцией. Тем не менее, возникла система политической демократии и рыночной экономики. В последние годы благодаря удачной конъюнктуре цен на нефть и газ (выросших по сравнению с 2003 г. в 2.5 раза) существенно увеличились доходы государственного бюджета, выросли социальные расходы. Существующая система далека от идеала, вместе с тем, мы категорически утверждаем, что дальнейшее поступательное развитие страны немыслимо вне политической демократии и рыночной экономики.

Каково основное противоречие, причина некомфортности и контрастности сегодняшней жизни в России? Это соотношение богатства природных ресурсов, образованного населения с неразвитой социальной сферой, инфраструктурой и институтами, категорически не соответствующими современной постиндустриальной стране.

Современные экономические проблемы России не могут быть решены при помощи чисто экономических инструментов. Ключевое значение в решении стоящих перед страной задач является состояние ее институтов. Поэтому именно созданию новой институциональной структуре должно уделяться первостепенное внимание.

Институциональные приоритеты, или создание четких и понятных "правил игры" для всех участников социально-экономической жизни, является общей базой для достижения целей социально-экономического развития. Ключевое значение для решения экономических проблем имеют реформы, выходящие за рамки экономической сферы. Реальным "узким местом" является система правоприменения, и прежде всего судебная и правоохранительная системы. Страна подошла к такой фазе, когда дальнейшее экономическое развитие в значительной мере будет предопределяться состоянием институтов государственной власти.

Дальнейшее экономическое развитие страны невозможно без системы политической конкуренции, являющейся, как и конкуренция в экономике, механизмом сбора лучших предложений. Выработка важнейших политико-экономических решений в режиме спецопераций приводит к заведомым срывам и конфузам. Просчитанные в узком кругу ограниченных лиц "гениальные решения", вроде монетизации льгот, дают обратный результат.

Система политической конкуренции имеет и ключевое значение в превращении России в правовое государство, страну с гарантиями неприкосновенности личности и восходящей к ней неприкосновенности частной собственности.
Существующие государство и экономика нуждаются в кардинальном улучшении. Радикально улучшить качество жизни россиян (оно измеряется не только зарплатами, но и комфортной инфраструктурой, и безопасностью) - вот реальная задача.


2. Партия. Чьи интересы мы выражаем

В России хватает тех, кто претендует на выражение мнения бедных. В России хватает тех, кто умеет делить. Фактически все нынешние партии ("Единая Россия", "Справедливая Россия", СПС, КПРФ, ЛДПР) рРэто левопопулистские партии.
Не бывает партии "всего народа". Мы рРпартия современных, успешных людей, партия налогоплательщиков. Мы рРэто те, кто создает национальное богатство и именно потому мы вправе говорить о том, как его тратить. Мы выражаем интересы самостоятельного сословия - лиц разных доходов и профессий, тех, кто зарабатывает на жизнь сам и содержит бедных.

В развитых странах не стыдно заниматься политикой. Численность американских, британских или немецких партий колеблется от нескольких миллионов до сотен тысяч. Речь идет не о партийных бюрократах, а о гражданах, которые имеют четкую гражданскую позицию и принимают активное участие в избирательных кампаниях, агитируя других. В России с населением 140 млн. человек численность партий, за исключением "Единой России", колеблется в пределах 50-80 тыс.
К сожалению, как в последнее десятилетие, так и в последние годы в партийно-политической сфере нам внушены многочисленные вредоносные мифы.
Первый миф состоит в том, что политика состоит в беспощадной борьбе существующей власти и оппозиции. При этом, идеология отходит на второй план и каждый, дескать, должен для себя решить, он за власть или против. Ошибка. Мы не поддерживаем нынешнюю власть и не боремся с ней. В соответствие с Конституцией, мы ее формируем рРна парламентских и президентских выборах. В. Путин уходит. Выбор за нами.

Второй миф состоит в том, что политика рР"грязное дело". Что, кто бы ни пришел к власти, все будут делать одно и то же, прежде всего красть. Ошибка. Политика грязное дело только в грязных руках. Не торопитесь дистанцироваться от политики: чем меньше в политике будет чистых рук, тем больше рРгрязных. Серьезный политик не сможет отказаться в парламенте от своих обещаний, если эти обещания четки и разумны - в следующий раз за него никто не проголосует. Влиять же на вашу жизнь политика не перестанет, даже если вы будете бойкотировать выборы.

Третий миф состоит в том, что мы обречены выбирать между несколькими политическими тусовками, уже десятилетие паразитирующих на том или ином идеологическом дискурсе. Именно эти тусовки, все более теряющие идеологический характер и повинны в девальвации политики как таковой. Если левый рРто должен голосовать за Зюганова, если правый рРза "сладкую парочку" СПС и Яблока, если центрист рРто за безликую партию власти. Ошибка. Если партия, за которую ты голосовал, из года в год проваливается на выборах, как это происходит с "демократами", значит, пришла пора поменять ее. "Гражданская сила" - это партия, которая призвана сменить недееспособных "старых демократов", но которая призвана отстоять те демократические, европейские, правоцентристские ценности, поддерживаемые минимум третью избирателей.

Демократия является фундаментальной характеристикой того общества, к которому мы стремимся. Это не только наш выбор рРтакова важнейшая политическая тенденция, присущая большинству стран нашего времени. Это тем более важно для страны с высоким уровнем образования и культуры, какой является современная Россия. Вне демократического режима в стране с высокообразованным населением невозможно обеспечить и высокие темпы социально-экономического развития. Демократия, таким образом, является не только политическим, но и экономическим приоритетом современной России.

Демократическое государство рРэто непременно сильное государство. То есть государство, способное принимать эффективные законы и обеспечивать надлежащее их исполнение. Мы понимаем демократические государство как власть, опирающуюся на закон и справедливость, источником чего служит воля народа. Мы понимаем демократическое государство как абсолютный примат закона.

Демократическое государство рРэто непременно социальное государство. Демократический режим и бедность несовместимы. Нельзя представить себе устойчивую демократию, в которой значительная часть граждан - избирателей живет на грани бедности. Однако реальное решение социальных проблем возможно только в условиях устойчиво растущей экономики, а не за счет перераспределения государством финансовых средств.
Мы видим России как рыночную демократию.

Исторический опыт доказывает: без рыночной экономики власть вырождается в диктатуру. И именно рыночная система обеспечивает максимальное раскрытие внутреннего потенциала страны, раскрытие ее конкурентных преимуществ и обретение достойного места в мире. В начале XXI века без рыночной экономики невозможно обеспечить коренной подъем уровня жизни народа.

Пока в России сохраняются серьезные ограничители для предпринимательской и инвестиционной деятельности, что находит концентрированное проявление в высоком уровне трансакционных и производственных издержек. Во-первых, финансовая инфраструктура не обеспечивает эффективного выполнения функций финансового посредничества. Во-вторых, неэффективными остаются важнейшие государственные институты рРгосударственный аппарат, судебная и правоохранительная системы, которые заражены в лучшем случае коррупцией, а в худшем - рэкетом. В-третьих, высоким и обременительным остается вмешательства государственных органов (федерального и регионального уровней) в деятельность хозяйствующих субъектов при том, что государство не обеспечивает в достаточной степени предоставление услуг в тех областях, где оно обязано это делать.

Мы видим Россию как страну либеральной рыночной экономики. В этом состоит не только наш идеологический выбор, но и ключевая предпосылка быстрого социально-экономического развития, преодоления существующего разрыва между уровнем нашего развития и уровнем самых передовых держав мира, прорыва в постиндустриальную эпоху. Только вульгарные политики и политические спекулянты сводят либеральную экономику к уходу государства из хозяйственной жизни. Напротив, либеральная экономика возможна только при сильном государстве, строго и последовательно выполняющего свои конституционные функции. Но эти функции должны быть четко определены и не выходить за рамки того, что государство действительно способно обеспечить, не подрывая эффективности производства и стимулов к труду. Суть либеральной экономики проста: государство должно создавать максимально благоприятные условия для отечественного производителя, не вмешиваясь в его законную деятельность и не увлекаясь перераспределением через бюджет создаваемого национального продукта. Либеральная экономика основана на понимании того, что прежде чем что-то перераспределить через бюджет, надо это произвести, а злоупотребление перераспределением является мощным тормозом роста не только экономического, но и народного благосостояния.


3. Национализация государства: реальное восстановление управляемости

Государство рРэто не сакральный институт, это всего навсего те чиновники, которые нами правят в рамках созданных законов. А законы пишут депутаты.

Сейчас государство приватизировано чиновниками. Парламент штампует любые инициативы правительства. Мы вернем парламенту законодательную функцию.

Государство существует для того, чтобы гарантировать нам порядок рРстрогое соблюдение писаного закона и справедливый суд.
Государство существует для того, чтобы выполнять сервисную функцию по отношению к налогоплательщикам, а не для того, чтобы заниматься бизнесом и уж тем более, совмещать коммерческие функции с административными.
Существует несколько линий приватизации государства.

Первая рРподчинение государственных институтов (министерств, судов, силовых структур) частным лицам и их частным интересам.

Вторая рРсосредоточение в руках государства (в том числе, через гигантский и разрастающийся госсектор) огромного количества коммерческих функций. Государство занимается бизнесом, берет кредиты, тратит ресурсы рРа ответственность за убыточные результаты этой деятельности несут не менеджеры, а весь народ. Прибыль, наоборот, приватизируется "госуправляющими", выводится в частный сектор и оседает за рубежом.

Приватизированное государство, а вернее, руководящие им чиновники черпают свое богатство за счет грабежа налогоплательщиков.


4. Политическая система

С принятием Конституции 1993 года в России сформировалась политическая система, важнейшим элементом которой стал институт президентства. В новой Конституции отразилось стремление ее "отцов-основателей" усилить президентско-исполнительные структуры, ослабив законодательную и судебную ветви власти.

В отличие от большинства европейских демократий, парламент Российской Федерации имеет незначительное влияние на формирование исполнительной власти: Государственная Дума РФ утверждает лишь кандидатуру премьер-министра. Процедура вынесения вотума недоверия Правительству затруднена и практически нереализуема. Персональный вотум недоверия отдельным министрам не предусмотрен законодательством, так как Правительство РФ является коллегиальным органом. Совет Федерации не участвует в формировании Правительства. Таким образом, кабинет министров фактически не несет ответственности перед Федеральным Собранием.
Маловлиятельный конституционный статус Государственной Думы и монополизация ее ключевых постов одной парламентской фракцией сказывается на качестве принимаемых федеральных законов. Их улучшению могло бы способствовать активное включение в работу над законопроектами различных фракций при наличии надежного "фильтра" в виде профессиональной верхней палаты парламента.
Изменение соотношения сил между ветвями власти особенно актуально в период, последующий за проведением федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов.

Вероятно, избрание нового главы государства приведет, по крайней мере, на ближайшие несколько лет, к ослаблению института президентства вследствие утери его персоналистской составляющей рРзначительного личного ресурса Президента В.В. Путина. Возможные изменения сложившегося соотношения сил в нижней палате парламента после 2 декабря 2007 года, вероятно, будут связаны с формированием коалиции различных фракций. Сложение полномочий нынешнего Правительства России перед вновь избранным Президентом стимулирует политическую борьбу за место "второго лица" в государстве и право формирования кабинета министров. Появление партии "Справедливая Россия" и ее возможное прохождение в Государственную Думу увеличивает вероятность смены руководства Совета Федерации.

Таким образом, усиление палат Федерального Собрания необходимо для минимизации рисков, связанных с ротацией элитных групп после общероссийских избирательных кампаний.
Эффективность работы Федерального Собрания должна возместить временное ослабление президентско-исполнительных структур власти, и, следовательно, политической системы в целом. Необходимо создание влиятельной праволиберальной фракции, уравновешивающей две основные политические силы рРлево-центристское большинство.

Эффективная и ответственная перед избирателями Государственная Дума снизит нагрузку на институт президентства и позволит повысить ответственность Правительства при проведении социально-экономической политики.

Учитывая значимость Совета Федерации как надпартийной, стабилизирующей и вотирующей палаты, партия "Гражданская сила" поддерживает введение 10-летнего ценза проживания в регионе для кандидатов в сенаторы. Также считаем необходимым нормативно закрепить следующие требования: наличие высшего образования и собственности в регионе, который кандидат собирается представлять.


5. Проблемы и ограничения экономического роста в современной России

Можно выделить пять основных проблем.
Во-первых, это слабая диверсификация российской экономики и особенно экспорта. Россия продолжает развиваться как страна сверхкрупного и, в основном, сырьевого капитала. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, рост в значительной мере зависит от экспорта топливно-энергетических ресурсов и, следовательно, от конъюнктуры цен в этом сегменте мирового рынка. Доля ТЭК в российском экспорте растет, что является важнейшим источником потенциальной дестабилизации экономики России. Опыт трех последних десятилетий показывает, что колебания на рынке углеводородов достигают 3-5 раз, причем, несмотря на тысячи научных исследований, эти колебания никто так и не научился предугадывать. В последний раз падение цен на углеводороды чуть более чем в два раза в 1998 г. привело к дефолту государства.
Высокие цены на продукцию ТЭК приводят к завышению реального курса рубля, что негативно влияет на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, подстегивает внутреннюю инфляцию, сдерживает инвестиции в несырьевые отрасли. В результате быстро растет импорт, причем преимущественно товаров потребительского спроса.

Во-вторых, очень сложной остается социальная ситуация. Социальная поляризация не сокращается. Поляризация усиливается не только между социальными группами, но и между регионами. Несмотря на неуклонное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, их количество остается недопустимо высоким. Значительная доля населения живет в бедности. Это имеет серьезные негативные последствия рРсоциальные, экономические, политические. Бедность препятствует созданию широкого слоя среднего класса как основы политической стабильности и экономического роста. Бедность сдерживает потребительский спрос, который является важнейшим механизмом обеспечения высоких темпов экономического роста.

В-третьих, налицо технологические отставание России от наиболее развитых стран мира. Научно-технический потенциал страны используется слабо. Отчасти это связано с бедностью значительной части населения, что ограничивает возможности включения в процесс интеллектуального творчества многих потенциально склонных к этому людей. Серьезной проблемой является и отсутствие институциональной инфраструктуры, стимулирующей инновационный процесс, побуждающей предпринимателей и руководителей предприятий внедрять научные исследования и разработки, развивать инновационный бизнес.

В-четвертых, остаются серьезные инфраструктурные ограничения. В последнее время экономический рост все более упирается в проблемы развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи, энергетики. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для стимулирования инвестиций в эти сектора, для того, чтобы инфраструктура росла опережающими темпами. Отчасти это является результатом отсутствия должных институциональных условий, стимулов для инвестирования в эти сектора; отчасти же связано с ограниченными финансовыми возможностями государства по участию в инфраструктурных проектах.

Наконец, низка доля малых и средних предприятий, их реальный вклад в экономику страны (доля в ВВП и в занятости). Заметный рост малого бизнеса, зарегистрированный за последнее время, явился преимущественно результатом изменения налогового законодательства, которое стимулировало многих предпринимателей к формальному дроблению и перерегистрации своего бизнеса. Существенная часть реального малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги. Преодоление такой ситуации является сложной социальной проблемой, однако без ее решения низкими будут оставаться возможности экономики адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям, к колебаниям мировой конъюнктуры и потребительского спроса.
Потенциал устойчивого экономического развития России зависит не только от развития крупных компаний - лидеров, но и от создания в стране здоровой конкуренции современной экономики, от развития малых и средних компаний, на базе частной предпринимательской инициативы и конкуренции миллионов людей. В том числе, от этого связано и формирование в России полноценных, самостоятельных избирателей, не ориентированных на приказы государства или руководства гигантских корпораций.


6. Повышение конкурентоспособности экономики

Уровень жизни, благосостояния граждан в конечном счете обеспечивается эффективностью и конкурентоспособностью экономики. Поэтому от успешности экономических преобразований, устранения барьеров эффективной хозяйственной деятельности зависит благосостояния каждого.
И наоборот, проведение реформ, устранение барьеров, формирование эффективных институциональных механизмов, способствующих конкуренции и экономическому росту прямо сказывается и на уровне зарплат, и на снижении рисков экономической стабильности.
Безусловным тормозом экономического развития страны является высокая доля государственного, нерыночного сектора экономики, наличие избыточных административных барьеров, наконец, прямых ограничений для эффективной хозяйственной деятельности.

Характерными примерами является непочетное лидерство России по числу лицензируемых видов деятельности, наличие запрета на строительство частных трубопроводов, избыточный государственный сектор.

Заметно снизились темпы приватизации. Тысячи унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием, не имеющие никакого стратегического значения, низкой эффективностью своей работы сдерживают развитие частного сектора.
Более того, активизировался процесс наращивания государственного сектора, когда крупнейшие подконтрольные государству компании, пользуясь хорошей конъюнктурой внешнего рынка и привлекая кредиты, в том числе кредиты госбанков, "перетягивают" одеяло экономики на себя, скупая частные активы. Наблюдаемый рост корпоративного внешнего долга (с 18% ВВП в 2004 г. до 30% ВВП в 2006 г.), прежде всего заимствований госкомпаний, ухудшает международную инвестиционную позицию России и увеличивает риски дестабилизации, связанной с оттоком "горячих денег" по сценарию 1997 г. и ухудшения финансового положения заемщиков из-за изменения ценовой конъюнктуры на сырьевые товары, и прежде всего углеводороды.
Такая ползучая национализация угрожает долгосрочным перспективам российской экономики, сдерживая конкуренцию и угрожая перерасти в монополизм худшего "министерского" типа советских времен.

При недостаточном развитии конкурентного рынка, малого и среднего бизнеса очень высоко значение государства как работодателя рРоколо 40% населения работает в государственных структурах. Государство искусственно создает дешевые рабочие места в бюджетном секторе с тем, чтобы избежать безработицы, что в свою очередь снижает заработок квалифицированных специалистов там же. Тем самым бюджетный сектор превращается в своего рода "гетто".

Крупными деформациями, тормозящими экономический рост, также является высокая энергоемкость экономики. При растущем энергопотреблении на государственном уровне отсутствует политика энергосбережения. Очевидно, недостаточен объем производственных инвестиций в самой нереформируемой отрасли производства энергоносителей рРв газовой отрасли. Газовая монополия инвестирует в активы, а не разработку новых месторождений. Независимые поставщики газа, из-за непрозрачности механизмов доступа к газопроводам, и запретительных ограничения на экспорт газа также дестимулируются к инвестициям в газодобычу.

Несмотря на рост бюджетных расходов рРрастущий объем экономики сдерживает неразвитость транспортной инфраструктуры. Государство боится серьезно наращивать объем инвестиций в дорожное строительство из-за осознаваемых рисков воровства и низкого качества строительных работ
Крайне низка доля несырьевого экспорта рРэкспорта услуг и промышленных товаров. Причина не только в низкой конкурентоспособности рРно и в крайне ограниченном наборе используемых государством мер поддержки экспорта.

Необходимо жестко ограничить рост государственного сектора экономики, установив соответствующие требования к инвестиционной политике государственных предприятий и компаний, находящихся под контролем государства.
В оборонно-промышленном секторе при сохранении под государственным контролем предприятий, специализирующихся на производстве вооружений, военной техники и боеприпасов в качестве конечной продукции, необходимо поэтапный перевод всех прочих видов оборонных производств в общегражданский режим функционирования в рамках рыночной экономики.

Необходим перевод в сферу гражданского использования части ограниченных экономических ресурсов, зарезервированных для нужд обороны и безопасности, в первую очередь радиочастотного спектра и воздушного пространства.

Должен активизироваться процесс реструктуризации естественных монополий, предполагающий принудительное отделение сетевой компоненты от остальной части инфраструктурного бизнеса и перевод остальных видов деятельности в данной отрасли в общеэкономический режим регулирования (минимизация тарифного регулирования).

В настоящее время основными барьерами для увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров и повышения качества оказываемых услуг являются: значительная изношенность основных фондов (до 70%); неразвитость транспортно-логистической системы; существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества. Неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономического роста и фактором, понижающим конкурентоспособность российских товаров.

В сфере государственного регулирования инфраструктуры необходимо ввести принцип "все новое рРсвободно", то есть построенные за счет средств частного инвестора инфраструктурные объекты (дороги, трубопроводный транспорт, генерирующие мощности и сети и т.п.) свободны от тарифных и законодательных ограничений, установленных для построенных в советское время объектов. Необходимо законодательно зафиксировать право частных компаний свободно строить и эксплуатировать трубопроводные сети по любым направлениям. Одновременно следует исключить новые трубопроводы из числа объектов "естественных монополий" в рамках существующего регулирования, что среди прочего выразится в отмене государственного регулирования цен на их услуги. При этом существующая сеть может оставаться в руках государства и регулироваться прежними методами либо путем перехода к аукционной торговле пропускной способностью.
Так, в газовой промышленности к развитию газовой сети на территории России должны быть без ограничений допущены российские и иностранные предприниматели. До появления достаточных мощностей альтернативных трубопроводных систем пропускная способность газотранспортной сети "Газпрома" должна предоставляться для использования на аукционной основе для всех поставщиков газа.

На железнодорожном транспорте необходимо создание реальных условий доступа независимым перевозчикам в пользовании железнодорожными сетями и другими инфраструктурными объектами, а также собственными локомотивами для транспортировки грузов, допустив строительство участков железнодорожной сети частными инвесторами в условиях отсутствия ценового (тарифного) регулирования.

В результате возможна ликвидация разрывов и "узких мест" в опорной транспортной сети, в том числе в азиатской части Российской Федерации. Последует развитие перегрузочных портовых комплексов, развитие Северного морского пути, формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) технологий: высокоскоростных железнодорожных перевозок, сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, внедрение техники пятого поколения на рынке морских перевозок (в частности, контейнеровозов грузовместимостью 9200 TEU), воздушных судов нового поколения, реализация на принципах ЧГП таких крупных инвестиционных проектов, как Центральная кольцевая автомобильная дорога, реконструкция федеральных автомобильных дорог "Урал", "Волга", "Каспий" и др.

Общие принципы управления государственной собственностью должны быть интегрированы в систему макроэкономического и бюджетного планирования (Либо частная собственность, либо бюджетная смета!). Должна исчезнуть уродливая ситуация, при которой госпредприятия могут без каких бы то ни было ограничений тратить гигантские суммы.

В высшей степени это касается, в частности, не только крупнейших монополий, но и предприятий ЖКХ
Стратегической задачей Правительства является сокращение принадлежащих государству хозяйствующих субъектов. Необходимо решительно избавиться от миноритарных госпакетов, а также продавать те государственные активы, которые не связаны с установленным законом особым режимом их функционирования (атомная промышленность и т.п.) или монопольным положением на рынке.


7. Поддержка бизнеса

Малый бизнес создает только 25% рабочих мест в стране. Главное, что можно сделать для поддержки бизнеса рРэто ему не мешать. Основные потери российский предприниматель несет не из-за рыночной конъюнктуры, а из-за действий чиновников и контролирующих органов
Необходимо решить основные поставленные, но нерешенные задачи. В сфере лицензирования:

- радикально сократить число лицензируемых видов деятельности до нескольких десятков, удовлетворяющих понятным критериям (наличие очевидной и прямой опасности для потребителя от возможных недобросовестных действий производителя или продавца товара или услуги при отсутствии альтернативных систем проверок и возможностей обеспечения необходимого стандарта качества и безопасности);

- исключить ссылки на иные нормативные акты и сделать процедуру лицензионного контроля универсальной; что в настоящее время не соблюдается в целом ряде (свыше 15) лицензируемых видов деятельности (включая, например, контроль за электронными СМИ, услуги по предоставлению связи и образовательной деятельности);

- специфицировать требования к эксплуатации пожароопасных производственных объектов; эксплуатации химически опасных производственных объектов и тем самым исключить возможность распространения через подзаконные акты лицензирования на десятки и сотни новых видов деятельности, не решая при этом проблем связанных с реальным обеспечением безопасности деятельности предприятий.

В сфере законодательно оформленного защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора необходимо

- распространить его действие на такие ключевые виды проверок, угрожающие предпринимателю, как проверки налоговой инспекции, и лицензионного контроля. Любая из этих инстанций может проверять предпринимателя круглосуточно и круглогодично, преследуя либо своекорыстные интересы, либо интересы исполнительной власти муниципального/регионального/федерального уровня;

- радикально сократить право проведения проверок силовыми ведомствами, закрепив его не более чем за 2-3 (например, милиция, ФСБ) и четко специфицировав основания для проведения проверки, процедуру и ее сроки, в т.ч. предельные сроки изъятия ценностей и ответственность за их хранение.

Как показывает анализ практики лицензирования, во многих случаях альтернативой лицензированию может стать страхование, совмещающее механизмы предотвращения ущерба и механизмы получения компенсации в случае причинения ущерба. Так как страховщики отвечают за результат своей работы деньгами и получают оплату своего труда на рыночных условиях, оценка рисков и дальнейший надзор страхователя за застрахованным бизнесом порождают гораздо более адекватные системы стандартов и правил, чем государственное регулирование, направляемое усилиями лоббистов. Обязательное страхование может создать для предпринимателей те же стимулы к предотвращению ущерба, что и лицензирование.

Другим направлением замены традиционного лицензирования более адекватным и менее обременительным регулированием является внедрение технического регулирования. Этот вид регулирования, в отличие от лицензирования, задает требования к безопасности тех или иных видов продукции и производственных процессов, но не является предварительным барьером для входа на рынки, имеющим разрешительный характер. Кроме того, техническое регулирование задает лишь конечные требования к безопасности продукции, услуг и производственных процессов, не навязывая производителю те или иные технологические решения. Тем самым, техническое регулирование в большей степени соответствует инновационному характеру современной экономики.

В крупных городах необходимо провести реальную демонополизацию рынка муниципальной недвижимости и земли, поставить распоряжение ими под четкий контроль, ликвидировать ситуацию, когда помещения и земли можно получать по непрозрачной схеме и непонятной цене.


8. Налоги

Уровень российский налогов рРи подоходных, и корпоративных рРотносительно невелик. Этим необходимо гордится и мы ставим задачу в любом случае отказаться от повышения каких бы то ни было налогов, за исключением налогообложения подакцизных товаров и природного экспорта (в случае роста ценовой конъюнктуры). Те, кто выступает за увеличение подоходного налога или отказ от регрессий социального, не понимают, что они хотят нанести удар не по "олигархам" (чья прибыль формируется не из легальных зарплат), а примерно по половине граждан России, которые платят регрессию социального налога или платили бы повышенный подоходный налог по старой системе.
Но относительно благоприятная ситуация со ставками налогов превращается в свою противоположность, когда речь идет о налоговом администрировании.

В сфере налогового администрирования ситуация такова, что типичное российское предприятие в среднем обязано каждый день подавать какой либо отчт или осуществлять платж по одному из 10 налогов. Многие налоги выплачиваются по сложным схемам, предполагающим наличие авансовых платежей с последующими перерасчтами. Значительные области налогового дела, такие как вс, что относится к проверкам, возмещение НДС (вопреки логике фактически, проводимое в судебном порядке) и др. являются мощными источниками коррупции.
В последние годы возникло уродливое явление "налогового терроризма". Суть его состоит в доначислении предприятию задним числом крупных сумм налогов, а также пеней и штрафов в размерах, зачастую превышающих основное тело долга.

Выходом из этой ситуации является, на наш взгляд:

- значительное упрощение и модернизация системы налогового администрирования: переход от ежеквартальной отчетности к ежегодной, отмена налогового учета, строгая регламентация действий налоговых органов, запрет повторных проверок; включая встречные и камеральные;

- переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности;

- ограничение, а затем и запрет на выпуск фискальными органами всевозможных нормативных актов, трактующих действующее законодательство;

- снижение налогового бремени, прежде всего ЕСН, с 26% до 12%, что подтолкнет развитие как инновационных производств, в структуре затрат которых высока доля оплаты труда, так и малого бизнеса;

- объявление налоговой амнистии, носящей разовый характер. Ее суть должна заключаться в легализации доходов физических и юридических лиц, не только при взимании государством налогов (что предусмотрено планами Правительства РФ), но и гарантиях для бизнеса в виде ликвидации налоговой истории на момент амнистии и фиксации финансового положения.


9. Принципы бюджетной политики

Основными проблемами бюджета в настоящее время являются:

- милитаризация бюджета и его засекреченность. Более 30% расходов бюджета связано с содержанием армии, МВД и спецслужб. При этом, лишь незначительная часть их рРэто зарплаты сотрудникам. Мы тратим на милитарные расходы в процентах ВВП больше, чем ведущие по всей планете войны США.

Мы ставим цель сократить милитарные расходы за пять лет вдвое рРдо 15% расходов бюджета. Высвободившиеся деньги будут направлены на социальные расходы и инфраструктуру.

- непрозрачность "инфраструктурных вложений";
Будут финансироваться только конкретно замеряемые проекты по всей стране. Так, каждая школа получит компьютеры и Интернет, каждая больница рРновое оборудование и т.п. Финансирования "прорывных частных инициатив" не будет.

Увеличение доходов бюджета произойдет за счет резкого улучшения инвестиционного климата.

- создание стимулов для иждивенческого,
ориентированного на получение ренты поведения;

Мы поддерживаем выведение "углеводородных денег" из общих бюджетных расходов в "углеводородные" социальные расходы, которые могут колебаться от 0 до бесконечности в зависимости от коньюнктуры. Ответственная бюджетная политика (профицит бюджета, борьба с инфляцией) будут продолжены.
Крайне важной задачей является обеспечение макроэкономической стабильности, снижения зависимости страны от конъюнктуры внешнеэкономической деятельности. В этой связи, абсолютно оправданным оказалось создание Стабилизационного фонда, создающего "подушку безопасности" экономики от внешнеэкономических шоков падения цен на нефть и газ.

Назрела необходимость его разделения на две части: резервный фонд и фонд будущих поколений. Активы резервного фонда должны поддерживаться в максимально ликвидной форме, будучи при этом максимально надежным активом.

Активы фонда будущих поколений, в условиях, когда необходимый запас прочности в рамках резервного фонда создан, должны работать на обеспечение долгосрочной устойчивости экономики через вложения в высокодоходные зарубежные активы, через использование в качестве залогового обеспечения предоставлении кредитов и гарантий.
Самое важное - средства данного фонда должны п;;;;;олучить возможность использоваться для компенсации временно выпадающих доходов бюджета при проведении налоговой реформы.

Действительно, стимулирующий эффект снижения налогов зачастую проявляется позднее, чем вызванное им временное сокращение доходных поступлений бюджета. Однако, в российских условиях, снижение налогов дополнительно обеспечивает и "обеление бизнеса", рост его инвестиционной привлекательности, декриминализацию экономики.

Резерв разумного снижения налогового бремени в стране, безусловно, не выбран. И средства фонда будущих поколений могли бы послужить катализатором результативной налоговой реформы.


10. Принципы структурной политики.

Новые возможности государственной власти позволят постепенно подойти к решению крупных стратегий развития отдельных секторов. Однако пока практически невозможно сформировать эффективный механизм отбора этих секторов (приоритетов). Отчасти это связано с недостаточной прозрачностью и проработанностью процедур принятия решений национального масштаба. Однако главной проблемой является то, что в постиндустриальном мире практически невозможно определение долгосрочных отраслевых приоритетов (во всяком случае, пока невозможно).

С тех пор как мы ушли от "экономики чугуна и стали", от экономики тяжелой промышленности и все более движемся к экономике услуг и высоких технологий, ни одна власть, ни один не может предсказать приоритеты развития научно-технического прогресса с такой точностью, чтобы эти рекомендации можно было транслировать непосредственно в бюджетные решения. Выделение промышленных приоритетов сейчас было бы безответственно. (Часто приводят пример Японии, однако ее успех в долгосрочном программировании относится в 50-60-м годам прошлого века, тогда как попытка идти по этому же пути в 70-е годы обернулась тяжелейшей, 15-летнй депрессией, невиданной в других наиболее развитых странах).
Тем самым, нам надо относиться к стратегиям не столько как к способам развития конкретных отраслей, сколько как к механизмам расшивки "узких мест", с которыми сталкивается социально-экономическое развитие России в долгосрочной перспективе.

Как уже говорилось, среди таких узких мест рРотставание в технических научных исследованиях и разработках и стимулах к их совершению, инфраструктурные ограничения по транспорту, телекоммуникациям и связи, энергетике.
В данном случае следует использовать механизмы как финансирования в рамках частно-государственного партнерства, как уже начатого Инвестиционным фондом РФ, так и предусмотренного ФЗ "О концессионных соглашениях".

Следует смягчить требования к объемам финансирования проектов (нынешний минимум в 5 млрд. рублей фактически делает их доступным лишь крупным корпорациям), сделав их более доступными через многочисленные конкурсы, в том числе на региональном уровне при сохранении общего принципа преобладания частного финансирования над государственным в рамках проекта. К таким проектам, в частности, можно относить строительство жилья по принципам ЧГП с фиксацией определенной его доли за государством, далее распределяемой полностью прозрачно, с полной публикацией всех списков нуждающихся, получивших жилье и оснований для их включения.


11. Реформа ЖКХ

В этой сфере существуют несколько разнонаправленных проблем.

Население встревожено ситуацией в ЖКХ. Часть граждан опасается резкого роста цен на услуги ЖКХ. Боятся выселения из квартир. Пугает и информация о "стопроцентной" оплате, хотя в большинстве регионов она уже давно достигнута, да и дело не в процентах, а том, от чего их считать.
Не меньшей, а для многих большей проблемой является крайне низкое качество услуг ЖКХ, что в свою очередь распадается на инфраструктурные проблемы водопроводной системы, теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, и вполне локальные проблемы капитального ремонта, уборки мусора, благоустройства территории и т.п.

В настоящее время сфера ЖКХ отличается крайней неразвитостью рыночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой тарифного регулирования предприятий-монополистов, большими потерями и нерациональным использованием ресурсов (потери тепловой энергии и воды достигают 50%). При разговорах о конкуренции число муниципальных унитарных предприятий в отрасли увеличивается, конкурсы превратились в формальность. Предприятия ЖКХ рРкак правило, в сельской местности - должны бюджету и поставщикам более 300 млрд.рублей, с таким обременением они не нужны частному инвестору.

В отличие от многих развитых стран, где преобладает малоэтажное жилье с небольшим количеством собственников, многоквартирный высотный жилищный фонд, который преобладает в России, в процессе приватизации стал общей собственностью множества частных лиц. При этом часть квартир остаются в муниципальной собственности. Конечно, лучший вариант, - чтобы собственники дома, юридически оформленные в товарищества собственников жилья (ТСЖ) - сейчас для этого необходимо собрание большинства жильцов, выступали заказчиком жилищно-коммунальных услуг. Такой процесс постепенно идет (в основном в новостройках). Однако надо понимать, что в ближайшее время муниципальные власти будут основными заказчиками жилищно-коммунальных услуг. В крупных городах даже ТСЖ часто не обеспечивает наличие эффективного консолидированного собственника для многоквартирного дома, ввиду серьезных различий внутри хозяев.

Существует определенная ловушка рРбез возможности повышать тар;ифы; для предприятий ЖКХ невозможно повышать качество услуг, но в нынешней непрозрачной системе и повышение тарифов абсолютно ничего не гарантирует: качество услуг подчас падает, а тарифы рРрастут темпами, существенно опережающими инфляцию (в 2005 г. тарифы выросли более чем на 30%, после чего был принят закон, обязывающий ФСТ утверждать предельный размер повышения тарифов по каждому региону). На 2008 г. ФСТ утвердила рост цен на тарифы ЖКХ в среднем на 20%, но не более чем на 25% в некоторых регионах.

Необходимо упростить процедуру создания ТСЖ и принятия решений в нем, позволив принимать решения более половины жильцов, нотариально зафиксировавших свое мнение (что зачастую проще, чем проведение кворумных собраний). Вывести из общих процедур и распределять по отдельным конкурсам заведомо конкурентные сферы бизнеса: капитальный ремонт, уборку мусора, благоустройство территории. Допустить превышение утвержденных ФСТ тарифов максимального роста цен при условии не только наличия формального обоснования, но и положительного решения выборных органов муниципалитета (или ТСЖ, в случае если речь идет о тарифах не на стратегическую инфраструктуру) - это в большей степени оставит выбор за самими гражданами, а не софистическими упражнениями бухгалтерий монополистов. При этом, в таком случае необходимо предусмотреть возможность взаимной фиксации инвестиционных и тарифных обязательств на срок более одного года, в перспективе рРдо 5 лет при четком определении внешних условий, изменения которых приводит к пересмотру тарифов. Важно не допускать повышения цен на газ и электроэнергию (во многом, задающих параметры для тарифов ЖКХ) на внутреннем рынке, значительно превышая инфляцию - до демонополизации этих производств. Это создаст правила игры на среднесрочный период, необходимые для инвесторов.

Наряду с расширением самоуправления, в ряде аспектов необходимо повысить и регулятивные полномочия. В городах согласование строительства нового жилья должно происходить только при условии инвестирования значительных средств в модернизацию той инфраструктуры, к которой оно подключается или создания новой. Государство рРв рамках специальных программ, с возможностью частно-государственного партнерства, может инвестировать в ресурсосбережение (установка счетчиков, теплоотражателей и т.п., инвестиции в стратегическую инфрастуктуру), а в сельской местности рРпри неспособности муниципалитетов и с их согласия - пока сохранять прямое управление инфраструктурными объектами.


12. Сельское хозяйство

Сельское хозяйство не только сфера экономики и отрасли народного хозяйства, это еще сфера жизни людей, со своими обычаями, традициями. Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции после начала рыночных реформ в 1992 году претерпела значительные изменения.
Сегодня около 70% свинины, 60% говядины, 40% молока, 87% картофеля, 90% плодов и овощей производится в личных подворьях. В определенной степени это обусловлено низким уровнем доходов в сельской местности. Уровень бедности в два-три раза превышает социально-экономический показатель в городе. Поэтому личное подсобное хозяйство для подавляющего большинства сельских жителей остается единственным существенным источником дохода. Однако ресурсы роста производства в личных подворьях исчерпаны по двум базовым причинам рРиз-за низкой товарности и использования в основном ручного труда; а также из-за отсутствия возможности крестьян со своей продукцией выйти на городской рынок.

Безусловно, в долгосрочной перспективе доля мелкотоварного сельскохозяйственного производства будет сокращаться. Однако в ближайшие 5-7 лет она будет оставаться достаточно высокой.
Если первая проблема, увеличения товарности и уменьшение доли примитивного ручного труда в сельскохозяйственном производстве, необходимо решать путем участия государства в восстановлении производственной базы, в первую очередь, в животноводстве и стимулирования размещения поголовья крупного рогатого скота, принадлежащего сельским жителям.

Решение второй проблемы лежит в плоскости создания сети потребительских кооперативов в сельской местности. Сегодня в одиночку крестьянин не может выйти на рынок городской рынок и продать свою продукцию по справедливым ценам. Как правило, в период массового забоя скота, уборки картофеля, плодов и овощей, в село наезжают перекупщики из городов, которые за бесценок скупают сельскохозяйственную продукцию. Создание кооперативов даст возможность совместно от кооперативов выходить на рынки городов и получать за свою продукцию гораздо большую сумму.

Стратегически важное направление рРэто выращивание экологически чистой, натуральной продукции, свободной от искусственных добавок, трансгенной инженерии и т.п. За последние десятилетие спрос на нее возрос в несколько раз. Задача российского правительства рРэто внедрение в сельском хозяйстве соответствующих норм, и продвижение такой продукции, прежде всего, на европейский рынок.


13. Реформа образования

В современном постиндустриальном мире важнейшим приоритетом деятельности государства и общества является развитие человеческой личности, инвестиции в "человеческий капитал". Все страны, совершившие успешные прорывы от индустриальной системе к современной информационной экономике опирались прежде всего на развитие человека, вкладывали в это немалые средства. Речь в первую очередь должна идти о развитии образования и здравоохранения.

В сфере образования у России пока имеется определенное конкурентное преимущество: здесь достигнут более высокий уровень образования по сравнению с тем, который характерен для стран сопоставимого уровня социально-экономического развития.

Однако это преимущество может быть потеряно. Наблюдается резкая дифференциация условий предоставления и качества образовательных услуг в общем (школьном) образовании, как между регионами, так и внутри одного региона.

Материально-техническая база устарела, особенно в ПТУ и техникумах, вследствие чего выпускники этих учебных заведений не приспособлены к работе на современном оборудовании. Потребность в рабочих специальностях нарастает, а система их подготовки находится в кризисе. В дефиците преподавательские кадры необходимой квалификации.

Нынешняя реформа высшего и среднего образования декларировалась, как уравнивающая возможности для поступления в вузы талантливой молодежи из провинции и средство предотвращения коррупции в вузах, что позволяло закрывать глаза на очевидные недостатки системы ЕГЭ: издержки перехода к другой системе, игнорирование специфики вуза и т.п.

Реформа образования реализуется не в полной мере. Сложилась худшая ситуация, промежуточная между системой приема в вузы на основе вступительных испытаний, проводимых самими вузами (как правило, лучшими), и на основе ЕГЭ (как правило, нуждающиеся в привлечении студентов для получения бюджетного финансирования). Зачастую вузы сами решают, признавать ли им результаты ЕГЭ в качестве вступительного испытания в вуз или нет. Программа ЕГЭ чрезвычайно сложна, фальсификации в рамках ЕГЭ (проводимого по бланковой, а не компьютерной системе оценки, что не исключает субъективизма) стали массовыми рРреально более 25% оценок неудовлетворительны. Растворилась в воздухе идея ГИФО (государственное именное финансовое обязательство).

В начале 90-х годов реформаторы, не имея серьезной возможности помочь образованию, в т.ч. высшему, тем не менее в качестве компенсации позволяли заниматься различными видами побочного приработка: сдачей в аренду помещений и т.п. Сейчас же большой проблемой являются лишение вузов и школ таких возможностей, жесткая регламентация резко ограничивает возможности хозяйственной деятельности. Всеобщим призывом в армию искажаются стимулы на рынке образования по сути. Начинают торговать не знаниями, а "отсрочкой" от призыва.

Необходимо выравнивание условий обучения в школах и качества общего образования. Это должно достигаться с помощью программы реструктуризации сельских школ и создания школьных округов, через стимулирование создания базовых школ вузов в сельской местности и малых городах, а также за счет образования университетских комплексов на базе вузов и профессиональных училищ и ссузов в городах. На всех уровнях образования следует заменить сметное финансирование (по потребностям) нормативно-подушевым финансированием (финансированием за каждого учащегося), с тем чтобы учебные заведения самостоятельно определяли необходимые для учебного заведения направления расходования средств.

Помимо средств на обучение образовательным учреждениям необходимо на конкурсной основе выделять также бюджеты развития (на покупку оборудования, учебной литературы, капремонт и т.п.).

Ввод ЕГЭ обосновывался тем, что это устраняет неравенство провинциальной и столичной молодежи, предотвращает коррупцию в вузах. При этом, должна быть устранена либо нынешняя нелепая ситуация, когда вузы сами решают, признавать ли или нет результаты ЕГЭ, сделать его абсолютно прозрачным, либо сам отменить сам ЕГЭ и вернуться к системе конкурсных испытаний в ВУЗы.

Государство должно отменить все барьеры для развития негосударственного образования. Если ребенок поступит в частную школу рРгосударство должно передавать ей средства, равные средней стоимости обучения в государственной школе. Сейчас же любые формы финансирования частных школ из бюджетных источников оказались прямо запрещены. Аналогичный механизм "деньги следует за студентом" должен быть реализован и по отношению к вузам, в том числе негосударственным. При этом необходимо реализовать механизм государственных именных финансовых обязательств, устанавливающий привязку получаемых абитуриентом целевых средств на получение образования с результатами единого государственного экзамена.
Ускоренное развитие дистанционного образования должно позволить жителям самых удаленных мест получить доступ к образованию мирового уровня, как для студентов, так и в целях переобучения и повышения квалификации взрослого населения, имеющего недостаточно востребованные специальности.


14. Реформа здравоохранения

В здравоохранении ситуация выглядит еще более сложной. В мире сейчас нет сейчас системы здравоохранения, которая была бы одновременно высокоэффективной и доступной для населения. Все современные модели здравоохранения уходят корнями в индустриальной прошлое (в Германию времен Бисмарка), в конец XIX века, когда демографическая структура населения радикально отличалась от нынешней: молодых возрастов было больше, чем пожилых, и за счет их отчислений можно было удовлетворять спрос на медицинские услуги. Сейчас, когда процесс старения населения приобрел устойчивый характер, а спрос на его услуги неуклонно возрастает, необходимо создать радикально новую модель здравоохранения.

Важнейшим критерием благополучия человека является его здоровье и продолжительность жизни. По уровню продолжительности жизни Россия далеко отстает от "положенного ей" по уровню душевого ВВП. Это и следствие недостаточно здорового образа жизни, и распространенного в стране насилия, и проблем отечественного здравоохранения.

Только закачиванием средств проблему не решить. Важнейшим институциональным изменением должно стать развитие конкуренции между учреждениями здравоохранения за средства фондов медицинского страхования. Хотя формально страховые компании и встроены в системы финансирования услуг здравоохранения, на деле эта модель не работает.
Важно также устранить разрыв между уровнем заявленных гарантий "бесплатной" медицинской помощи и их реальным наполнением. Сейчас никто из рядовых пациентов не может с уверенностью сказать, сможет ли он получить необходимую помощь за бесплатно или нет. Нужно стопроцентное описание объема гарантий с их финансовым обеспечением. Необходима активная государственная политика в области профилактики, и эффективного продвижения здорового, спортивного образа жизни. Требуется создание условий для максимально активного, спортивного образа жизни школьников - не случайно именно в школьные годы уровень здоровья резко снижается. Необходимо сделать занятия спортом доступными для всех, заинтересовав и бизнес, и родителей, и государство.


15. Демография и миграция

С развитием пенсионной системы и других подсистем социального обеспечения, прекращением опустошительных войн, развитием современной медицины и изменением жизненного уклада (приоритет качества жизни и качества воспитания детей над простым воспроизводством и страховкой от голода в старости через воспитание детей) развитые страны во второй половине XX века столкнулись с демографическим кризисом. Эта проблема очень непроста и не имеет явного решения. Первоначально люди задумывались о трудовой миграции и натурализации граждан (в основном, из третьего мира) как способе преодоления кризиса, но вскоре стало ясно, что миграция может не только не разрешить проблему, но усугубить ее. Многие мигранты, пусть во втором поколении, начинают претендовать на роль не налогоплательщиков, а бюджетополучателей, не говоря уже об обострении культурно-этнических проблем, росте преступности и падении правового порядка.

Мнение о том, что ответственные граждане нашей страны, именно те, чье потомство мы хотели бы видеть, в той или иной форме (выплат, льгот и т.п.), будут "рожать за деньги", представляется сомнительным. В среднесрочном периоде это не подтверждается и опытом богатых и культурно гомогенных европейских стран (например, Скандинавии). Зато можно не сомневаться, что "рожать за деньги" будут те, кто нацелен не на воспитание детей, а на быстрый расход этих денег в целях сомнительного личного потребления.
Другой, несколько проще устраняемой причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность (уровень смертности в два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах, среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин). Речь идет и об алкоголизме, и об аномальном уровне умышленных убийств, и о сердечно-сосудистых заболеваниях рРвсем, что связано с отсутствием предсказуемого правого порядка в стране рРмеры по реформе правовой системы России изложены выше.

В последние годы уже введены такие реалистичные меры, как выплата крупного пособия на рождение второго и более ребенка (к сожалению, это не снимает проблем "асоциальной рождаемости"). Дополнительно, на наш взгляд, речь должна идти об уменьшении подоходного налога для многодетных семей, прогрессивном льготном кредитовании для приобретения жилья и улучшения жилищных условий в зависимости от числа детей в семье (чем больше детей, тем большая льгота); значительной компенсации расходов на высшее образование в многодетных семьях рРт.е. бенефициях, которые сложно конвертировать в сомнительное личное потребление родителей.

Вместе с тем, в России очень велико число абортов, в России аборт до сих пор не превратился в маргинальное явление, как в развитых странах. Необходимо всячески содействовать повышению полового воспитания, в том числе школьников.
Говоря о том, что в среднесрочном периоде еще одним резервуаром для решения демографической проблемы могла бы стать стимуляция миграции из стран СНГ, нужно четко обозначить приоритеты. Необходимо, как в ряде стран, выработать балльные меры получения для получения российского гражданства, и среди них на одном из первых мест должна быть национальность, знание русского языка и наличие недвижимости в России. Что касается необходимости найма для массового неквалифицированного труда, то он должен проводится специально уполномоченным государственным ведомством, также контролирующим централизованное поселение гастарбайтеров и последующую реиммиграцию. При этом, борьбу с незаконной миграцией следует еще более ужесточить, ввести визовый режим со странами Средней Азии.


16. Экология

Эта тема может быть разделена на несколько относительно самостоятельных сюжетов. Во-первых, вновь актуальным стало использование экологии в политических и коммерческих целях, что должно быть исключено. Для улучшения среды обитания необходимо демонополизировать рынок природоохранной деятельности, не допустить совмещения в одних руках нормативно-правовых, надзорных и коммерческих функций. Во-вторых, необходимо распространить на экологию общий подход к законотворчеству в смысле его кодификации и концентрации всех норм в федеральных законах, ликвидиро;;;в;;ать экологический рэкет (ответственность за согласование строительства несет согласующая инстанция, а не собственник; факт нарушения устанавливается в суде, а нарушителю должны быть предложены методы исправления ситуации, не нарушающие ее фундаментальных прав).

Во-вторых, есть проблема актуализации через дипломатические усилия норм Киотского протокола, который выгоден нашей стране, но пока не вступил в действие.

В третьих, есть серьезная в крупных городах проблема загрязнения окружающей среды автотранспортом (используется некачественное низкосортное топливо, отсутствует должный контроль за качеством бензина на автозаправках). При существующих темпах внедрения программы на альтернативное моторное топливо автобусные парки перейдут на него через сотни лет. Переход хотя бы городского автотранспорта на альтернативные виды моторных топлив рРводород, а также сжиженный газ пропан рРбутан взамен бензина и диметиловый эфир взамен дизельного бензина позволило бы снизить выбросы в атмосферу городов до 60%. Такой переход мог бы поддерживаться из бюджета. Необходимо установить современные экологические требования к технологиям, включая поэтапное введение норм экологической безопасности Евро-3 и Евро-4.

Необходимо прекратить сокращение экологически эффективных, занятых растительностью площади. В результате обеспеченность жителей крупных городов зелеными насаждениями сократилась до уровня 14-18 кв.м. на человека (при норме в 24 кв. м.).


17. Реабилитация "социального дна"

Современная Россия больна многочисленными физическими пороками, имеющими нравственную составляющую. В России ежегодно совершается около 60 тыс. самоубийств, что примерно в три раза превышает европейский уровень. В России зарегистрированы сотни тысяч наркоманов, причем, по оценкам, их количество в несколько раз больше. Если раньше большее распространение имели производные конопли, то теперь большинство потребляемых наркотиков - героин, вызывающий необратимые изменения человеческого организма. В России миллионы зарегистрированных алкоголиков. Собственно, именно эти категории населения питают преступность, и прежде всего рРпреступления против личности. В России около 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, причем, ВИЧ перестал быть внутренней проблемой наркоманов. ВИЧ, распространение ЗППП, абортов является прямым следствием низкой половой культуры населения.
В России около 700 тыс. бездомных детей, большая часть рРпри живых родителях. Бездомные дети, одинокие пенсионеры, инвалиды вовлекаются в разнообразный преступный бизнес рРорганизацию проституции, попрошайничества.

В России около миллиона заключенных. в настоящее время Россия по доли граждан, находящихся в местах лишения свободы, занимает непочтенное второе место в мире.

Большинство из них осуждены за ничтожные преступления, не связанные с насилием или угрозой применения такового. При этом, на свободе остаются убийцы, которые могут проплатить всевозможные "смягчающие обстоятельства". Из мест заключения, являющихся, по решениям Европейского суда по правам человека, пыточными, люди в лучшем случае выходят больными, в худшем рРинвалидами, закоренелыми преступниками или не выходят вообще.
Таким образом, значительное количество наших сограждан, по сути, вычеркнуто из нормальной жизни. При этом, стоит отметить, что среди этих социально неблагополучных категорий рРвысокая рождаемость. Государству нет дела до этих "маргиналов", не способных постоять за себя, не обладающих лоббистскими ресурсами. Тем не менее, они живут рядом с нами.

Необходимо создать специальные подразделения по мониторингу противоправных явлений и анонимной обработке обращений граждан, связанных с наркоторговлей и производством спиртосодержащих суррогатов, с привлечением правозащитников. Необходимо обеспечить реальную борьбы с алкоголизмом и табакокурением, установить строгий контроль качества продукции, и ужесточить ограничения на рекламу. Полезно распространить практику создания приютов рРубежищ для несовершеннолетних или матерей с несовершеннолетними детьми, которые вынуждены уйти из семьи в связи с насилием со стороны члена семьи, ведущего себя агрессивно. Создание службы срочной помощи детям "Ребенок в беде" с телефоном, куда может обратиться любой ребенок, попавший в угрожающую ему ситуацию, из которой он не видит выхода.

Проведение целенаправленной работы с химически зависимыми людьми, направленную на профилактику рецидива заболевания, возможно через создание стационаров с интенсивной групповой психотерапией, развитие института первичного консультирования, привлечение к лечебному процессу людей, имеющих опыт собственного выздоровления, развитие групп самопомощи (анонимные алкоголики, анонимные наркоманы).
Необходимо осуществить широкую амнистию для лиц, не совершивших тяжких и особо тяжких преступлений, провести гуманизацию мест лишения свободы с широким привлечением общественных организаций.


18. Правое правосудие

Неправый суд издревле считался одним из главнейших признаков непорядка в государстве. Все сходятся в том, что современный российский суд категорически не отвечает основным предъявляемым требованиям: беспристрастности, состязательности, быстроты, однозначности. Но почему-то считается

Источник: Свободная Россия

  Обсудить новость на Форуме