21:15 07.08.2008 | Все новости раздела "Гражданская Сила (Свободная Россия)"

ЛОББИЗМ И КОРРУПЦИЯ - ВЕЩИ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ!

Интервью председателя Федерального политического совета партии "Гражданская сила" Александра Рявкина

Уже осенью этого года в России может быть принят закон о лоббизме. Необходимость рассмотреть вопрос о подготовке такого документа обозначена в Национальном плане противодействия коррупции, подписанном президентом РФ Дмитрием Медведевым. Такую постановку вопроса в "Гражданской силе" считают своей победой рРпартия давно и последовательно выступает за законодательное регулирование лоббистской деятельности. Рассказать о том, как именно принятие закона о лоббизме поможет противостоять коррупции, мы попросили председателя Федерального политического совета партии Александра Рявкина:

- Александр Юрьевич, скажите, что именно понимается под словом "лоббизм", когда мы говорим о законодательном регулировании?
- Для начала давайте определимся, что такое лоббизм и лоббирование вообще. Так сложилось, что в России эти термины воспринимаются заведомо негативно, и разговоры о регулировании лоббизма воспринимаются как предложения легализовать коррупцию. На самом же деле лоббизм рРэто влияние на власть с целью принятия ею тех или иных решений, не связанное с подкупом государственных деятелей. Влияние через прессу, улицу, суды, путем официальных переговоров и личных встреч. Фактически, это такой же механизм демократии как выборы. То есть лоббизм и коррупция рРвещи взаимоисключающие!

Еще нужно понять, что лоббироваться могут не только интересы бизнес-структур. "Заказчиками" лоббизма могут выступать профессиональные или общественные ассоциации. Первым в истории США примером лоббизма считается обращение в Конгресс ветеранов борьбы за независимость с требованием о предоставлении им льгот через специально нанятого человека в 1792 году.

Поэтому, когда мы говорим о законодательном регулировании лоббизма, мы в первую очередь предлагаем прописать процедуру взаимодействия с властью заинтересованных сторон, создать цивилизованные и единые для всех правила игры.

- И какими должны быть эти правила?
- Изобретать велосипед тут не надо, все уже придумано. За основу должна быть взята американская модель, которая во всем мире считается эталоном эффективности и прозрачности. Именно в США в отличие от, скажем, Германии и многих других европейских стран, лоббизм регулируется комплексно, единым законом.

Этот закон не ограничивает размер средств, которые компания или общественная организация может потратить на лоббирование своих интересов. Однако он устанавливает четкую процедуру рРкаждый нанятый с целью лоббирования чьих-либо интересов человек должен в обязательном порядке регистрироваться у секретаря Сената или Палаты представителей. Он подает заявление, в котором указывается, кто его нанял, с какой целью, какой гонорар получит он лично и сумма, выделенная на расходы. Кроме того, лоббисты регулярно предоставляют государству финансовые отчеты.

Таким образом, прозрачность и достигается рРамериканский лоббист лишен возможности "перераспределить" выданную ему нанимателем сумму и "занести" что-либо чиновнику. Все фиксируется.

- На что же в таком случае расходуются средства нанимателей?
- Абсолютно понятные и простые вещи. Проведение экспертиз. Рекламные кампании. Организация акций или, скажем, круглых столов. Иными словами рРлюбые меры, которые могут убедить власть принять тот или иной закон. Но ни в коем случае не покупка решения власти.

Параллельно с регламентацией деятельности лоббизма в американском законодательстве обозначены и правила игры для государственных деятелей - парламентарий имеет право получить в год от одного лица подарки на сумму не более ста долларов, при этом цена одного предмета не должна превышать пятьдесят. Гонорар же за публичное выступление не может превышать двух тысяч.

К тому же надо иметь в виду рРвсегда существует некое противостояние интересов, конкуренция. И если одна компания заинтересована в принятии, допустим, определенного экологического стандарта для топлива, потому что она такое топливо выпускает, это ее хлеб, то другая будет заинтересована в обратном рРведь у нее вся производственная база для этого не готова. Так вот, утверждение или неутверждение нового стандарта рРесли система лоббизма достаточно развита рРбудет зависеть не от того, кто больше даст, а от того, кто убедительнее изложит свою позицию, приведет более веские аргументы.

- И вы полагаете, такая система в России сможет заработать?
- Безусловно. Хотя и не сразу рРэтот институт должен сложиться. Соблюдение правил должно стать частью политической культуры. На это уйдет, скорее всего, не один и не два года, а пять, может быть, даже десять лет. Но правила нужны сейчас.

- Все это хорошо, но ведь слово лоббизм происходит от слова lobby рРкулуары. И даже в энциклопедических определениях неформальные контакты называются одной из ключевых форм лоббированиярм/b>
- Конечно. Но ценность лоббиста рРне в том, что он может занести в конкретный кабинет конверт или чемодан с деньгами, а в том, что он знает, как принимаются решения. Знает, какие эксперты пользуются наибольшим авторитетом во властной среде. Знает, каков должен быть градус накала страстей в обществе, чтобы власть обратила внимание на ту или иную проблему, занялась ею всерьез. Знает, вплоть до интонаций, как и с кем нужно разговаривать.

Понимаете, мы никуда не уйдем от того, что часть переговоров будет вестись за закрытой дверью и механизм принятия решений полностью прозрачным не будет. Мы не в идеальном мире живем. И закон о лоббизме рРвовсе не панацея против коррупции, а только одна из многих и многих мер.

Но чем прозрачнее мы сделаем механизм взаимодействия заинтересованных лиц с представителями власти, тем меньше пространства останется для злоупотреблений.


Источник: Свободная Россия

  Обсудить новость на Форуме