15:00 21.02.2014 | Все новости раздела "Гражданская Сила (Свободная Россия)"
Все дальше от цивилизованного мира
Российские власти, успешно тормозящие развитие собственной экономики все большим ужесточением норм ведения бизнеса, предприняли новое наступление на базовую экономическую свободу — свободу рыночного выбора, считает председатель Высшего совета партии "Гражданская сила" Владислав Иноземцев, Сначала под благовидными предлогами борьбы с терроризмом и отмыванием денег они ограничили анонимные денежные переводы внутри страны, а затем замахнулись на онлайн-торговлю — и, в частности, на покупку товаров в зарубежных интернет-магазинах.
В этом нет ничего удивительного. Россия сегодня — не просто сырьевая экономика. Это экономика рентная, которая получает значительную часть доходов от таможенных пошлин. По предварительным итогам 2013 г., ФТС перечислила в доходы федерального бюджета более 6,5 трлн руб. — около 56% всех его доходов. Подобная доля таможни в доходах соответствует показателям Нигера и Центрально-Африканской Республики (61 и 59% соответственно), которые ни на чем другом и заработать-то не могут. В большинстве же «нормальных» стран увлечение таможней прошло давно. В США, например, доля таможенных пошлин в бюджетных доходах упала ниже 50% в 1879 г. — и сегодня составляет 0,09%. Но это не о нас. Российской власти необходимы самые «простые» доходы. К тому же если в стране нет «национальных производителей», то стоит защищать хотя бы «национальных ритейлеров».
В результате под удар попали граждане, не готовые вдвое-втрое переплачивать за импортируемые в Россию «организованным» образом западные товары. Власти готовятся ограничить пересылку товаров в страну суммой в 200 евро в месяц, взимать за превышение пошлину в размере 30% от таможенной стоимости и обставить получение товара массой трудновыполнимых условий (включая предоставление банковских выписок и фотографий покупаемых вещей).
Предполагается, что радостные россияне бросятся в супермаркеты и потратят там свои стремительно дешевеющие рубли. Думаю, не бросятся. И не потратят. Напротив, замрут в ожидании поездок за рубеж, а пока что прикупят впрок твердой валюты, тем самым еще больше подняв ее курс. Но главное не в этом — а в том, что власть в очередной раз показывает, сколь несовременна и она сама, и страна, в которой она правит.
Интернет-торговля двадцать лет назад стала важнейшим фактором роста экономики США. С 1994 по 1999 г. ее оборот вырос более чем в 11 раз. При этом выиграли не только граждане, получившие большую свободу выбора, но и инвесторы, и смежные отрасли. Капитализация лидера рынка, корпорации Amazon.com, выросла с $380 млн в мае 1997 г. до $20,5 млрд в начале 2000 г., превысив суммарную стоимость всех котировавшихся тогда на рынке российских компаний. Сегодня она стоит $185,2 млрд — на 2/3 больше, чем «Газпром», генерирует продаж на $61 млрд и дает работу 110 тысячам человек. Параллельно с развитием интернет-торговли в Америке, а потом и в Европе возникли целые новые отрасли — от интернет-банкинга до услуг срочной почтовой доставки. Выручка FedEx выросла с 1999 по 2013 г. более чем втрое, достигнув $44 млрд, переход к интернет-банкингу повысил производительность труда банковских служащих более чем в 2,5 раза всего за 15 лет. В итоге в 1999 г. безнадежно дефицитный прежде федеральный бюджет США был сведен с профицитом — впервые с… 1969 г.
Впоследствии этот процесс принял лавинообразный вид во всем мире. По итогам 2012 г. в Чехии через интернет-покупки было осуществлено 24% всего оборота розничной торговли. В Китае в 2012 г. таким образом было продано за рубеж и куплено из-за рубежа товаров на $376 млрд, что составляет почти 10% оборота внешней торговли КНР. В России данный сектор рос в последние годы с темпом до 20% ежегодно. Больше не будет. Но зато мы снова услышим много слов о том, как правительство борется за ускорение экономического роста…
На это чиновники отвечают, что речь идет о повышении налоговой базы. Но это иллюзии. С одной стороны, никакого повышения налогов не случится. Просто покупать станут меньше и больше будут привозить из-за рубежа во время поездок. Кроме того, у России появятся трудности с партнерами как по ВТО (30% — это уровень, не предусмотренный никакими соглашениями), так и по Таможенному союзу (в Казахстане вряд ли пойдут по пути россиян). Крупнейшие международные экспедиторские компании, видимо, исключат Россию из числа приоритетных рынков. Наша страна и сегодня — «черная дыра» для международных отправителей. Почтовая служба США готова гарантировать точное время доставки своих авиапосылок даже в небольшой город в Папуа — Новой Гвинее, но, например, не в полумиллионный сибирский Томск.
Наконец, предпринимаемые меры — еще одно свидетельство «серьезности» наших планов модернизации и технологического развития. Интернет-торговля — одна из сфер, в которой способны самореализоваться небольшие и агрессивные компании (в той же Amazon.com при его выходе на IPO работало 256 человек, а большинство ее последователей были и еще меньшими); практически закрывая Россию для интернет-торговли, правительство говорит всем, кто занимается в стране разработкой подобных схем: «С вещами (точнее, с мозгами) — на выход!» И в том, что молодые российские предприниматели найдут себе применение за рубежом, не возникает сомнений.
Власти развитых стран — в первую очередь тех же США, которые сейчас показывают более высокие темпы экономического роста, чем Россия, — понимают одну простую истину: гражданам важнее дать возможность зарабатывать деньги, чем дать им сами эти деньги. Именно поэтому в Америке до последнего времени не было не только драконовских ограничений интернет-торговли, но и (!) налога с покупаемых в онлайне товаров (его начали вводить только в прошлом году с принятием т.н. Marketplace Fairness Act, когда отрасль окрепла и развилась).
Люди стремятся и будут стремиться экономить — особенно в условиях кризиса; им всегда будет казаться легче расстаться с виртуальной суммой со своей кредитки, чем облегчить кошелек в магазине; они никогда уже не поверят в то, что на паре этажей супермаркета может расположиться больше товаров, чем во Всемирной сети.
И пусть они тратят в Сети, пусть эта Сеть создает рабочие места, пусть потом люди стремятся больше зарабатывать, и так далее — ведь это и порождает экономический рост, который ценен сам по себе, а не потому, что приносит в казну налоги, которые потом так приятно «распилить».
Но в Москве судят иначе: правильнее сначала обобрать своих граждан, чтобы потом вернуть им малую толику отобранного. Это подходы отнюдь не XXI века.
За судьбы мировой интернет-торговли можно не беспокоиться — как, впрочем, и за российских потребителей, которые преодолеют сложности, заботливо уготованные им родными властями. Однако в том, что наша страна окажется еще дальше от цивилизованного мира — и по стандартам потребления, и по уровню оказания услуг связи и доставки, и по востребованности новых технологических решений, — сомневаться не приходится.
К сожалению, именно такова магистральная линия поведения, выбранная нынешней властью.
Источник: Свободная Россия
Обсудить новость на Форуме