02:45 15.04.2008 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: БУДУЩЕЕ РОССИИ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ»

14 апреля 2008 года в городе Долгопрудный Московской области в Московском физико-техническом институте (государственном университете) состоялись Общественные слушания на тему «Национальный проект: Будущее России – ответственность молодежи!», проведенные по инициативе депутатов Московской областной Думы и Ассоциации студенческих профсоюзных организаций Московской области.
Основными целями мероприятия были определение роли студенчества в контексте обеспечения динамичного социально-экономического развития нашей страны, определение необходимых условий для стимулирования инновационного поведения молодежи в сфере экономики, обсуждение возможных взаимных социальных обязательств и форм гражданской ответственности студенчества, общества и государства в процессе развития.
В слушаниях приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Заместитель председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Татьяна МОСКАЛЬКОВА, депутат Московской областной Думы, член Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма Сергей КРАВЧЕНКО, представители Правительства Московской области, студенческих общественных, и профсоюзных организаций.
С сообщениями на слушаниях выступили Председатель Российской Ассоциации профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений Олег ДЕНИСОВ, Директор Института социальных проблем мегаполисов Вадим ПОТАПОВ, Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль СУЛТАНОВ, Руководитель аппарата думской фракции в Московской областной Думе Олег ВОЛКОВ, Член Общественной палаты Московской области, заведующий кафедрой права Московского физико-технического института (государственного университета) Борис НАДЕЖДИН, Научный руководитель института социальных проблем мегаполисов Андрей ЩЕРБИНА, Координатор РАПОС по Дальневосточному Федеральному округу Максим МЕСТНИКОВ и другие участники слушаний.
Участники общественных слушаний заявили о поддержке тезиса, заявленного Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ: «Единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».
В современных условиях инновационную функцию призваны выполнять ученые, изобретатели, преодолевающие преграды, связанные с внедрением его изобретений (идей); посредники (консультанты), ориентирующие общественное мнение или предпринимательские структуры на пользование инновацией; администраторы или владельцы предпринимательской структуры, приобретающие на законном основании права пользования изобретением (идеей) и внедряющего его в хозяйственную деятельность; государственные служащие, общественные деятели, продвигающие изобретение (идею) для придания общественного значения и внедрения в практику государственного управления или общественной жизни.
Экономика России, ориентированная на добычу и транспортировку сырья, ослабила научно-технический потенциал страны, а также использования в реальной хозяйственной практике уже наработанного. По многим категориям товаров и технологий Российская Федерация стала импортозависимой. «Когда сидишь на трубе, заметил академик РАН Н. Пономарёв-Степной из Курчатовского института, - думать уже не хочется».
Стратегическая задача заключается в том, чтобы Россия превратилась в информационное общество, в котором знания и опыт являются частью культуры, а также одним из ключевых факторов в производстве. Цитируя Владимира ПУТИНА можно продолжить: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России».
Очевидно, что научно-технический прогресс, социальное развитие, это не только передовые технологии, но и люди (в первую очередь), обладающие знаниями, способностью и желанием, необходимым для реализации таких задач. Также необходимо создать условия, позволяющие реализовать их творческие способности и потенциал.
Оценить потенциал современного российского общества в контексте перевода экономики России на инновационные принципы важно, но не менее важно создать технологию формирования человеческого ресурса с желаемыми характеристиками. В этом смысле, на первый план выходит молодёжная политика.
С сообщением «Вовлечение инновационного потенциала молодежи в развитие российских территорий как стратегического условие развитие российского государства» выступил депутат Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской областной Думе» Сергей Кравченко:
«Сегодня сложилась непростая ситуация в молодежной среде, в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации и ее регионах. Действующие молодежные общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии осуществляют поиск новых форм и методов работы с молодежью, адекватные времени и современным вызовам.
Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики - это залог национальной безопасности России. В этой связи, государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику. Развитие молодежной политики в России принципиально важно соотносить с общей стратегией развития страны, с долгосрочным социально-экономическим прогнозом развития Российской Федерации и ее регионов.
Российское государство нуждается в молодежной политике как механизме включения молодежи в развитие российских территорий, механизме вовлечения молодых людей, как основного ресурса развития страны - человеческого капитала, в общественно-политические, экономические, культурные и другие процессы, происходящие в обществе.
Другой важный момент состоит в том, что географическое положение России всегда ставит ее в центр мировых процессов. Задача поступательного, устойчивого развития и безопасности России требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.
Учитывая географический и геополитический факторы, влияющие на молодежную политику, важно определить и общий государственный ориентир на развитие рыночной экономики, поддержку частной собственности. Этот ориентир заставляет нас пересмотреть отношение к молодежной политике как к придатку социальной политики. Бесспорно, работа с молодежью требует серьезных государственных инвестиций. Однако окупаемость этих вложений многократно превышает сами инвестиции. И эту окупаемость необходимо просчитывать. Привычно считать, что результаты от реализуемой молодежной политики проявятся через годы. Отсутствие четких критериев, определяющих экономическую оценку молодежной политики, часто заводит в тупик содержательное, временное и другие обоснования реализации конкретных программ, направленных на молодежь. Рыночная экономика ставит перед нами задачи подсчета экономической целесообразности работы с молодежью начиная от оценки социально-экономических молодежных инициатив и заканчивая программами повышения правовой и политической грамотности молодого поколения. Необходимость оценки экономической целесообразности работы с молодежью в рамках страны, региона, муниципалитета, конкретной организации должно лечь в основу нового понимания молодежной политики в России, нового подхода к развитию ее общественной составляющей. В этом отношении все больший интерес представляют органы молодежного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в российских территориях, объединяющих инициативную и неравнодушную молодежь, развивающих свою деятельность в диалоге с органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структурами.
Есть еще одна ключевая точка, без учета которой формирование новой молодежной политики может быть не эффективным. Советский период истории России унес вслед за собой стандарты поведения, подходы к жизненному укладу людей, моду на определенную жизненную стратегию. Замена на понимание этих позиций сегодня не найдена. У молодого человека нет ориентиров на то, кто есть национальные герои, что есть нормальная жизнь, что считать правильным при выборе жизненной стратегии, какие идеалы и принципы ставить во главе. Осуществляемая попытка, например, возрождения государственных подходов к патриотическому воспитанию оставляет больше вопросов, чем ответов: кого считать истинным гражданином и патриотом страны, какими качествами должен обладать достойный человек российского общества. Ответы на эти и многие другие вопросы ищутся молодыми людьми самостоятельно. В обстановке экономической нестабильности, разных стартовых возможностей, социальной напряженности, каждый сам для себя определяет эти стандарты. Порой эти стандарты далеки от национальных интересов России, от тех потенциальных результатов, которых молодой человек мог бы достичь, имея четкое представление о том, как и куда ему двигаться дальше. В этом отношении молодежная политика должна задавать тон в формировании материальных и моральных стандартов жизни людей, проектирования путей их развития с учетом их способностей. Такие стандарты могут задаваться через молодежных лидеров, имеющих за счет своих личных качеств авторитет среди сверстников, реализующих себя на общественно-политическом поле. Наличие таких стандартов поможет сократить количество социальных конфликтов, психологических надрывов, происходящих в молодежной среде.
Сегодня молодежное самоуправление в России охватывает широкий перечень гражданского участия молодежи:
•участие молодых людей в ассоциативной жизни (молодежные организации, клубы);
•участие молодых людей в работе молодежных консультативных органов: региональных и муниципальных молодежных советах, думах, парламентах
•инициирование проведения и участие самой молодежи в «переговорных площадках» с властью (открытые дискуссии, ток-шоу, круглые столы, общественные слушания) и между собой (коммуникационное взаимодействие через Интернет, межрегиональные и всероссийские мероприятия)
•участие молодежи в различных формах активной организации учащейся и студенческой молодежи в рамках учебных заведений (ученические советы, органы студенческого самоуправления, студенческие профсоюзы, научные студенческие общества).
Принципы, ложащиеся в основу молодежного самоуправления, - это
•принципы участия молодежи в процессах, происходящих в обществе
•принципы самоопределения конкретного молодого человека в коллективе, местном сообществе, в государстве
•принципы неформального молодежного лидерства (лидера, избранного коллективом, организующего работу в коллективе, формирующего «повестку дня»)
•формат отношений в коллективе, задающего тон молодежным традициям и стандартам, выстраивающего отношения с другими субъектами общества)
•принцип сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями учебных заведений, бизнес-структурами.
Основываясь на этих принципах, молодежное самоуправление закладывает две совершенно необходимые и существенные для работы с молодежью возможности: возможность создания естественного коммуникационного поля для молодых лидеров из разных регионов Российской Федерации (поле, ориентированное на интерес в обмене опытом, достижениями, сверку ориентиров), возможность выстраивания молодежной политики в новом экономическом понимании (молодой человек становится не потребителем государственных дотаций, а субъектом экономически выстроенной молодежной политики: он источник идеи, он формирует поле для воплощения этой идеи в жизнь, аккумулирует человеческий ресурс, ищет партнеров, выстраивает переговорную площадку с органами власти.
Именно молодежная политика «участия» закладывает со школьного возраста у подрастающего человека системное мышление, схемы взаимодействия с людьми, первое определение своего места в коллективе.
Обращаясь к нормативному закреплению вопросов молодежного самоуправления, нельзя не отметить положения Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных региональных образований, принципы которой в связи с вступлением России в 1996 году в Совет Европы распространяются и на нашу страну. В рамках России разработаны и используются положения рекомендаций по развитию студенческого самоуправления, молодежного парламентаризма, локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность конкретных органов молодежного самоуправления.
Мы видим, что молодежное самоуправление – это многогранное социальное явление. Предлагаю, как одну из его форм, рассмотреть молодежное парламентское движение, его исторические особенности появления в России, формат и потенциал развития, существующие проблемные аспекты. Позиционными в раскрытии этой формы молодежного самоуправления станут вопросы стратегического развития российского государства через вовлечение инновационного потенциала молодежи в развитие российских территорий
Следует признать, что объединяющие функции молодежной парламентской структуры - выявление и представление интересов, развитие законодательной инициативы молодежи, повышение образовательного уровня, эффективности участия молодежи в развитии Российской Федерации, области, края, города, автономного округа.
Таким образом, молодежные парламенты - это:
•реальная школа участия молодежи в решении своих проблем;
•возможность вовлечения потенциала молодежи в социально-экономическое развитие российских территорий;
•механизм развития электоральной активности молодежи;
•кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Объединяя в своих рядах молодежь не равнодушную, ищущую, молодежные парламентские структуры формируют на своей основе площадку для общественных дискуссий о развитии российского общества и государства, определяют в своем лице некую проектную общественно-политическую картину в России. Это легко наблюдать, как раз в оценке межрегионального общения между представителями данных структур
Сегодня следует признать, что молодежное парламентское движение превзошло уровень идеи - оно стало фактом состоявшимся.
Молодежные парламентские структуры, сконцентрированные на формировании кадрового резерва региона основными направлениями своей деятельности видят: подготовку и обучение общественно активной и талантливой молодежи правилам общественной и государственной деятельности, подготовку к возможной профессиональной деятельности в составе структурных подразделений администрации, развитие и реализация собственного потенциала, выстраивание собственной карьеры молодыми гражданами.
Наряду с нормотворческой деятельностью, кадровой подготовкой большинство молодежных парламентских структур участвуют (или реализуют сами) социально значимые мероприятия, проводят социологические исследования.
Из опыта деятельности молодежных парламентов в России можно выделить пять основных направления их работы:
1) Представление интересов молодежи в органах власти
Перед молодежным парламентаризмом должна стоять задача формирования консолидированного социального заказа молодежи государству. Это достигается различными формами работы, например, общественные приемные, мониторинги в молодежной среде.
2) Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики
Создание условий для участия самой молодежи в формировании законодательного поля для обеспечения своих прав и свобод является важным моментом для формирования доверительных отношений между государством и молодыми гражданами.
3) Подготовка молодых кадров
Молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры - поле для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти (местного самоуправления), направленные на развитие региона (муниципального образования).
4) Проведение социально значимых мероприятий
Молодежные парламентские структуры принимают активное участие в реализации государственных (местных) программ и отдельных социально значимых акциях, проводимых на уровне региона (муниципального образования).
5) Просветительская деятельность
Это, с одной стороны, организация обучения молодых людей - членов молодежных парламентских структур. С другой стороны, это - просветительская деятельность в широкой молодежной среде, направленная на повышение правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей.
Подводя итоги, считаю необходимым отметить в резолюции наших слушаний, что молодежь – это особо ценный экономический ресурс государства и общества, носитель новейших достижений в области знаний. Формирование качественного человеческого капитала для реализации задач, обозначенных Президентом РФ в Стратегии развития страны одним из условий предполагает заинтересованное участие молодежи в процессе развития страны на принципах «социального взаимодействия».
Участники общественных слушаний, а их было около 60 из 9 субъектов Российской Федерации, приняли за основу Резолюцию Общественных слушаний, которую организаторам слушаний поручено до 10 мая 2008 года доработать с учетом предложений, поступивших в процессе дискуссии.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме