18:15 15.12.2008 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

План фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по стабилизации финансовой системы Российской Федерации и переходу к устойчивому развитию в условиях мирового финансового кризиса

План фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по стабилизации

финансовой системы Российской Федерации

и переходу к устойчивому развитию

в условиях мирового финансового кризиса

 

I. Причины кризиса

 

Фундаментальной причиной кризиса является сырьевой вариант развития страны с неизбежной корреляцией с кризисом в развитых странах, потребляющих сырье. В связи с этим любые антикризисные меры, включая аварийные (форс-мажорные), должны работать на диверсификацию экономики и противодействовать начинающейся рецессии.

 

Распространение финансового кризиса на Россию при хороших показателях экономического роста (около 7%), значительных положительных сальдо торгового баланса и золотовалютных резервов, объясняется грубейшими ошибками в финансовой политике, проводимой в течение последних 6 лет.

 

Политика профицитных бюджетов и стабилизационного фонда исходила из того, что она:

 

1)  обеспечивает стерилизацию денежной массы и таким образом блокирует инфляцию (макроэкономическая стабилизация);

2)  страхует национальные риски при снижении цены на нефть в иностранных ценных бумагах (запас на «черный день»).

 

Факты показывают, что ни первая, ни вторая цель не достигаются. Стерилизация денежной массы не обеспечивается, поскольку иммобилизация части доходов бюджета преодолевается либо внешними частными заимствованиями, либо прямыми вливаниями бюджетных средств и средств, эмитируемых ЦБ, на банковские счета. Так, за 2005-2007 год через прирост Стабфонда была осуществлена стерилизация 132 млрд. долларов (3,2 трлн. рублей). При этом через прирост внешнего частного долга ввезли 300 млрд. долларов (свыше 7 трлн. рублей) и провели соответствующую эмиссию (см. Приложение 1). При этом разница между процентами потенциально возможными к выплате по нашим вложениям (без учета обесценения) и по процентам за внешние заимствования составляет около 50 млрд. долларов.

 

 Страхование рисков национальной экономики в иностранных ценных бумагах через вложение доходов от национальной экономики в иностранные ценные бумаги оказалось гораздо более рискованной стратегией, чем вложения средств в собственную экономику. Кроме того, подобная стратегия изначально была обречена на неудачу из-за коррелированности (взаимозависимости) финансовых кризисов в современном мире.

 

 

II. Оценка действий Правительства РФ

по преодолению кризиса

 

Распределение ресурсов на преодоление кризиса в России (осуществленное и (или) обещанное) по структуре и механизмам не отвечает задачам преодоления кризиса, предотвращению спада производства, сохранению стабильности в обществе и выходу из кризиса с изменением направленности развития.

 

Из 5 трлн рублей около 2,5 трлн рублей направлено на поддержание банковской ликвидности; 1,2 трлн на погашение внешних долгов банков и корпораций; около 700 млрд рублей на поддержку фондового рынка; 250 млрд на компенсацию населению потерь по вкладам и санацию банков, и около 140-150 млрд рублей на помощь жилищному рынку.

 

В теории направление основных средств в банковские и финансовые институты правильно для тех стран, где причина кризиса заключается в провале отдельных звеньев в цепочке финансовых институтов, в результате чего возникает «кризис доверия». В нашей стране главная причина кризиса - другая. Это сокращение спроса на сырьевые ресурсы, которые являются основой экспортного спроса, и снижение цен на эти товары, в результате сокращается положительное экспортное сальдо, возможности рефинансирования и т.д. Поэтому здесь правильными мерами является компенсация падения внешнего спроса расширением внутреннего спроса через рост государственного заказа и снижение налогов.

 

Вкачивание средств в банковскую систему с целью поддержания ликвидности не имело  антикризисного эффекта. Эти деньги были в лучшем случае просто конвертированы в валюту. Поддержка фондового рынка властями рассматривается как поддержка реальной экономики, однако никакого отношения к борьбе с кризисом не имеет. Таким образом, как минимум 4–4,5 трлн рублей из 5–5,5 трлн рублей антикризисной программы растрачены или будут растрачены без какого-либо эффекта.

 

С опозданием в 3 месяца под давлением решений Вашингтонской декларации (G-20) Правительство решилось, наконец, на фискальное стимулирование экономики. Однако и в этом случае были отобраны не самые эффективные, а самые «экономичные» варианты.

 

Следовало в первую очередь снижать НДС и вводить налоговые каникулы для малого бизнеса. Вместо этого предложено уменьшение налога на прибыль на 4% и снижение ставки налога лишь по одной из форм упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства по усмотрению субъектов Федерации. С учетом того, что бюджетная наполняемость у регионов будет сейчас плохая,  вряд ли снижение ставок по инициативе субъектов Федерации будет повсеместным.

 

Что касается снижения налога на прибыль, то надо иметь в виду, что в условиях кризиса предприятия работают с нулевой рентабельностью или убытком. Многие предприятия находятся на грани банкротства, поэтому снижение налога на прибыль ничего не даст отраслям, переживающим спад и свертывающим объемы производства и сокращающим рабочие места.

 

Сравнение антикризисных мер, предпринятых Правительством Российской Федерации, Правительством Китая, и предлагаемых «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ» антикризисных мер, даны в Приложении 2.

 

III. Предложения по антикризисной

программе

 

Антикризисная программа должна базироваться на следующих принципах:

 

а) Ревизия и предельно рациональная стратегия использования оставшихся резервов (оценка реально возможного резерва для мобилизации 2-3 трлн рублей – 100 млрд долларов, кроме того за счет корректировки плана Правительства и переориентации еще неизрасходованных средств на другие цели можно перераспределить еще 1-1,5 трлн рублей).

 

б) Переориентация политики на вложения в реальную экономику внутри страны и сохранение рабочих мест.

 

в) Направленность всех мер на изменение структуры экономики в пользу инновационных отраслей.

 

г) Гарантии социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (частичное восстановление натуральных льгот).

 

Первоочередные меры

 

1.Предложения по экстренному снижению налогов:

1)     Снижение налога на добавленную стоимость до 10% с четвертого квартала 2008 года в режиме налоговых каникул на один год.

 

Стоимость – в расчете на год – 1 090 млрд рублей.

 

2)      Налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства, начиная с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года по налогу на прибыль, единому налогу по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, земельному налогу и налогу на имущество с полной компенсацией выпадающих доходов субъектам Российской Федерации.

 

Максимальный объем выпадающих доходов для субъектов РФ составит до 50 млрд рублей в квартал. Все выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ должны компенсироваться из федерального бюджета.

 

3)     принять пакет законов по налоговому стимулированию инновационного бизнеса (льгота по земельному налогу и налогу на имущество для учреждений образования, науки и инновационных предприятий, пониженная ставка единого социального налога для инновационных предприятий, особые условия для перехода на упрощенную систему налогообложения для инновационных предприятий). Выпадающие доходы – 30 млрд рублей, для субъектов РФ выпадающие доходы компенсируются из федерального бюджета.

 

2. Экстренные меры по поддержке малых предприятий. 

 

2.1. Экстренно внести изменения в Федеральный закон №159-ФЗ от 22.07.2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с тем, чтобы во всех регионах минимизировать расходы малых предприятий на выкуп арендованных помещений. Для этого срочно внести в указанный Федеральный закон и принятые на его основе в некоторых субъектах РФ законы, наиболее оптимальные условия для малого бизнеса по выкупу арендованных помещений. В частности, площадь арендованных помещений следует увеличить до 5 000 кв. метров, срок рассрочки выкупных платежей – 10 лет (как в Чувашской республике и Брянской области). Это освободит средства малых предприятий и простимулирует их к вложению собственных средств в развитие своих предприятий.

 

2.2. Повысить верхнюю границу годового дохода, дающего право на применение упрощённой системы налогообложения, до 100 млн. рублей всем малым предприятиям, а для инновационных малых предприятий – до 200 млн. рублей. Дополнительная мера для инновационных малых предприятий – снизить ставку налога с 6 % до 3 % в рамках упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 % до 5 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

3. Помощь населению и расширение внутреннего спроса через расширение потребительского спроса посредством частичного восстановления натуральных льгот и увеличения социальных выплат. Стабилизация социальной ситуации.

 

Средства, выделяемые на решение социальных проблем, должны использоваться наиболее эффективным образом и идти по тем направлениям, которые дают максимальный социальный эффект при разумных затратах.

 

3.1. Пенсионное обеспечение: принятие двух наиболее востребованных норм – восстановление т.н.

«нестраховых периодов» и увеличение коэффициента учета заработка с 1,2 до 2. ( Оба закона касаются переоценки прав, которые имели место по периодам до 2002 года).

 

3.2. Восстановление натуральных льгот.

 

1) Восстановление бесплатного междугороднего проезда для инвалидов и ветеранов.

 

2) Восстановление бесплатного предоставления автотранспортных средств инвалидам.

 

3) При высокой инфляции восстановление бесплатного внутригородского проезда для ветеранов и инвалидов, пенсионеров, доноров, студентов, учащихся.

 

4) Обеспечение бесплатного питания всех школьников начальной школы (5 млн. человек). Обеспечение бесплатным питанием всех школьников средней и старшей школы, у которых доход семьи в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума, а также школьников, хотя бы один из родителей которых был уволен по сокращению штатов и зарегистрирован как безработный.

 

3.3. Защита населения от роста расходов на ЖКХ

 

1) Срочное внесение изменений в законодательство, обеспечивающее предоставление жилищных субсидий всем гражданам, где расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 10% от доходов семьи.

 

2)  Заморозить тарифы на услуги естественных монополий и жилищно-коммунальные услуги  на уровне, не превышающем рост по сравнению с 2008 годом в 10%.

 

3.4. Защита населения от «банкротства физического лица»

 

1). Субсидирование процентных ставок по выданным физическим лицам потребительским кредитам - в случае потери рабочего места.

 

2) Введение моратория на 2009-2010 годы на выселение из жилищного фонда за неуплату, а также при невыплатах по ипотечным кредитам в связи с потерей доходов и иными форс-мажорными обстоятельствами.

 

 

4. Помощь жилищному рынку и собственникам жилья.

 

1. Необходимо принять ряд мер по помощи собственникам жилья в направлении субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам и субсидирования выплаты основных платежей.

 

2. Разрешить досрочное использование материнского капитала (через год после рождения ребенка) при направлении этих средств на улучшение жилищных условий, начиная с 1 января 2009 года. Дополнительные расходы в 2009 году – около 70 млрд рублей.

 

3. Срочно принять закон «О строительных сберегательных кассах» с 20 %-ной (в первые 2 года – 40 %-ной) поддержкой государством накоплений граждан на приобретение, строительство и ремонт жилья. Эта мера позволит связать сбережения граждан и пополнить банковскую ликвидность «снизу» до 100 млрд рублей уже в 2009 году.

 

5. Регулирование процентных ставок на рынке межбанковских кредитов и при кредитовании реального сектора.

 

Установить предельную разницу между кредитной ставкой, по которой Федеральное казначейство или Банк России осуществляет кредитование системообразующих банков, и ставками по кредитам другим банкам и организациям реального сектора (не более 3%).

 

6. Приостановить предоставление средств организациям (в том числе кредитным) на погашение и обслуживание кредитов  без эквивалентной передачи пакетов акций соответствующих организаций. Отказаться от прямой государственной поддержки фондового рынка.

 

На фондовом рынке играет не более 2% населения и его не следует спасать за счет бюджетных средств. В этой связи 75 млрд рублей, направляемые в уставный капитал Внешэкономбанка в 2008 году, и 175 млрд рублей, зарезервированных  в бюджете 2009 года на поддержку финансового рынка следует переориентировать на конкретные бюджетные инвестиции на инфраструктурные проекты в целях расширения спроса.

 

7. Переориентировать средства золотовалютных резервов и Фонда национального благосостояния на более эффективные антикризисные меры.

 

Предоставление средств для погашения внешних кредитов может осуществляться в исключительных случаях по согласованному перечню для стратегических  организаций, по которым   государство не может допустить дефолта или передачи акций, находящихся в залоге, другим собственникам. Для таких организаций средства должны выделяться непосредственно из федерального бюджета путем передачи в залог акций или посредством приобретения акций и увеличения доли государства, либо выкупа государством залогов. При этом следует принять меры,  накладывающие жесткие ограничения на вознаграждение топ-менеджмента, их свободу в принятии решений на весь период нахождения акций и залогов в государственной собственности.

 

Большую часть  средств, предусмотренных на эти цели в ВЭБе за счет золотовалютных резервов (50 млрд долларов) и Фонда национального благосостояния (450 млрд рублей) следует перевести в бюджет и переориентировать на другие цели либо заместить выпадающие доходы вследствие снижения налогов.

 

В целом за счет сокращения выделения средств на пункты 6 и 7 (помощь фондовому рынку и погашение внешних долгов организаций) можно высвободить около 1,5 трлн рублей, которые следует направить на цели и программы, отмеченные в пунктах 2, 3, 4, 8.

 

8. Предпринять меры, расширяющие внутренний спрос через систему государственного заказа, а именно:

 

8.1. Выделение средств на поддержку лизинга машиностроительной продукции российского происхождения (субсидирование лизинговых платежей в размере 6% годовых);

 

8.2. Выделение государственного финансирования на цели реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры (автодорог, железных дорог, трубопроводного транспорта), промышленному, социальному жилищному строительству для создания платежеспособного спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, машиностроительной отрасли и рынка строительных услуг.

 

8.3. Пересмотр существующих контрактных условий при обеспечении государственного и оборонного заказа (в т.ч. увеличение авансирования до 70-80%).

 

8.4. Полностью пересмотреть Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе внести следующие изменения:

 

§         отмена залогов при проведении тендера на получение оборонного государственного заказа для облегчения участия предприятий, без необходимости привлечения банковских гарантий;

§         исключение требований по обеспечению обязательств при размещении контракта;

§         по государственным контрактам, заключенным до 1 января 2009 года, но подлежащим исполнению в 2009 г. и далее, обеспечение обязательств в виде залога необходимо вернуть предприятиям; в случае выдачи банковских гарантий – проценты по банковским гарантиям возместить предприятиям в цене продукции.

  

8.5. Возмещение (либо частичное дотирование) из Федерального бюджета затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, для финансирования исполнения обязательств по государственным закупкам и финансирования инвестиционных программ технического перевооружения российских предприятий.

 

8.6. К участию в тендерах допускать только компании-производители, исключив посредников и уменьшив, таким образом, коррупционную составляющую.

 

8.7. Внести поправку в ст. 18 п.1 закона о защите конкуренции, сокращающую перечень предприятий, являющихся субъектами естественных монополий, на которые распространяется требование проведения конкурса при получении финансовых услуг. Круг ограничить предприятиями, для которых виды деятельности,  в которых они признаны монополистами, являются основными (доля этих видов деятельности в выручке должна быть больше 10%). Уточнить критерии определения доли на рынке.

 

9. Изменение оценок рыночной стоимости – в связи с тем, что балансовые цены и цены сделок на фондовых рынках не дают разумных оценок, форсированно перейти на используемые в МСФО «справедливые стоимости», что позволит проводить разумные экономические измерения, включая оценки в целях налогообложения.

 

Разработчики Плана: депутаты фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе О.Дмитриева, И.Грачев, В.Гартунг.


Приложение 1.

 

 

Стабфонд, внешний частный долг и денежная масса, млрд. рублей

 

2004

2005

2006

2007

2008*

2009

Прирост Стабилизационного фонда*

542,0

496,3

1109,9

1502,2

2307,2

2322,3

Прирост внешнего частного долга

682,7

1847,3

2107,4

3109,0

272,0

1878,0

Прирост денежной массы, М2 нац. опр.

1150,7

1681,4

2951,1

4276,3

4512,5**

4801,9**

 

* - с 01 февраля 2008 года разделён на Резервный Фонд и Фонд БП, годовая оценка является суммой средств Резервного фонда и фонда БП.

** - по состоянию на 01.08.2008 М2 составил 14 210 млрд руб. Прогноз роста М2 на 2008 год 32-36%. Прогноз роста М2 на 2009 год - 27-28%.

 

Справочно:

курс $ среднегодовой:

28,8

28,3

27,2

25,5

23,8

24,7

на конец периода

27,7

28,8

26,3

24,6

23,8

25,4

 


Приложение 2.

 

Сравнение принимаемых и предлагаемых мер,

направленных на преодоление финансового кризиса.

 

В Китайском плане поддержки экономики в объеме 586 млрд. долларов не предусматривается ни прямое накачивание банков ликвидностью, ни погашение внешних долгов частных корпораций. Весь план нацелен на стимулирование экономики и расширение внутреннего спроса. Так, предлагается на 17.5 млрд. долларов снизить объем налога на добавленную стоимость. Расширение государственного спроса предусматривается по 10 направлениям:1) дешевое жилье, 2)сельская инфраструктура, 3)железные дороги, автомобильные дороги, аэропорты, 4) образование, 5) здравоохранение, защита окружающей среды, 6) новые технологии, 7) ликвидация стихийного бедствия в Сичуань, 8) лимиты, устанавливаемые коммерческим банкам по кредитованию приоритетных проектов и сельского развития, 9) снижение НДС, 10) помощь малому бизнесу.

В США с начала года налоги снижены на 168 млрд. долларов, в Германии как антикризисная мера предпринимается снижение налогов на новые автомобили на 29 миллиардов долларов (мера по стимулированию автомобилестроения). Япония предполагает выделить 275 млрд долларов на кредиты для малого и среднего бизнеса.

 

Правительство РФ

 

по состоянию на 21.11.2008

Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

по состоянию на 21.11.2008

Правительство Китая

 

по состоянию на 21.11.2008

2008-2009

2008-2009

2008-2010

Поддержка ликвидности в банковском секторе 2 172 млрд рублей (40,5 % всех средств плана по стабилизации);

Минфином размещено на 5.10.2008 775 млрд. рублей свободных средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков; Центральным банком РФ за счет снижения ФОРов - 300 млрд. рублей; временно свободные средства АИЖК – 147 млрд рублей.

 

950 млрд. рублей субординированный кредит крупнейшим банкам

Поддержка ликвидности в банковском секторе 600 млрд рублей:

Центральным банком РФ за счет снижения ФОРов – 300 млрд руб.; Аукционами ЦБ – 300 млрд рублей.

 

Поддержка ликвидности в банковском секторе:

Не предполагается

На оплату внешних долгов крупнейших юр.лиц и банков – 50 млрд. долларов (1 400 млрд рублей) (26

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме