21:15 28.11.2008 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Геннадий Гудков: Принимаемые поправки в антикоррупционное законодательство – это лишь начало большого пути

28 ноября в Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации состоялось заседание круглого стола по теме «Правовые аспекты противодействия коррупции». Как пояснил инициатор встречи, заместитель руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, председатель комитета по безопасности и борьбе с коррупцией ТПП РФ Геннадий Гудков, цель мероприятия - обсудить пакет антикоррупционных законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации и рассмотренных Государственной Думой РФ в первом чтении, а также в ходе конструктивного диалога подготовить и направить в Госдуму новые необходимые поправки.

К обсуждению этой прямой явной угрозы были приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Общественной Палаты РФ, Счетной Палаты, представители Администрации Президента РФ, Минюста РФ, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и общественных организаций, юристы и эксперты, а также представители бизнес-сообщества.

Открывая круглый стол Геннадий Гудков, подчеркнул: «Коррупция сегодня представляет абсолютно реальную угрозу национальному суверенитету, территориальной целостности государства, поскольку подтачивает его изнутри и может привести к исчезновению России на политическом мировом пространстве».

Ссылаясь на оценку экспертов, парламентарий сообщил, что объем коррупции по прошедшему году составил никак не менее 400 млрд долларов. «Это та сумма взяток, откатов, коммерческих поборов и проч., которые поступили в карманы чиновников. Это те деньги, что участвуют в разгоне инфляции, деньги, которые не доходят до тех, кто нуждается в помощи в условиях сложившейся тяжелой экономической ситуации, это деньги, которые выводятся за рубеж и работают в активах чужих государств, принося пользу экономикам других стран в ущерб своей и многое, многое другое», - выразил возмущение Геннадий Гудков.

Он убежден, что такой масштаб коррупции в России рано или поздно приведет к катастрофе, тем более в условиях мирового финансового кризиса. «Поэтому насколько сейчас решительно все, от кого это зависит возьмутся за дело и насколько слова совпадут с делом – зависит будущее России», - уверен депутат.

Геннадий Гудков отметил, что он с глубоким удовлетворением воспринял, инициативу, исходящую от главы государства. Внесенные Президентом России в Госдуму инициативы – а их еще будет немало - внушают надежду на то, что власть настроена на борьбу с коррупцией и на то, что, наконец, удастся сдвинуть решение этой проблемы с мертвой точки. Не говоря уже о том, что впервые все депутаты всех фракций проголосовали единодушно за предложенные лидером страны поправки. «Этот факт можно внести в Книгу рекордов Гиннеса. Он свидетельствует о том, что наше общество находится на предельной точке кипения. Мы знаем, с кем боремся, мы понимаем, насколько влиятельны наши оппоненты, и, несмотря на то, как сложно в такой номенклатурной стране будет проводить все эти поправки, мы готовы сражаться и готовы детально работать с каждой из них», - настаивает парламентарий.

Однако при разработке поправок нельзя забывать о масштабности того или иного факта коррупционной сделки. Об этом в своем выступлении заявил представитель Государственно-правового управления Президента России Валентин Михайлов. То есть одно дело – это происходит в системе здравоохранения, и другое – в министерствах. Кроме того, для каждого региона механизмы противодействия коррупции должны рассчитываться из определенных данных – характеристик именно данного субъекта Российской Федерации, с его особенностями и проблемами. Исходя из этого, меры по противодействию коррупции должны базироваться на трех принципах: адресность, последовательность и комплексность. Противодействие коррупции должно проводиться в рамках преобразования всей страны в целом. И поправки должны затрагивать все сферы деятельности.

Предстоящая работа предполагает масштабность и кропотливость. Принимаемые поправки настолько необходимы и важны, что было принято решение вынести их на публичное обсуждение бизнес-сообщества. Как подчеркнул Геннадий Гудков, законодатели должны знать, как представители бизнеса относятся к этим инициативам, какие у них есть предложения. Ведь, хотя большая вина за разрастающуюся коррупционную яму, в которую падает наша страна, лежит на чиновниках и власти, однако вторым не менее деятельным участником коррупционных процессов являются представители бизнес-сообщества. При этом депутат признал, что далеко не все предприниматели нарушают закон по велению души или ради личных выгод. В этом его поддержала руководитель Центра экспертиз «ОПОРА РОССИИ» Дина Крылова.

В своем выступлении она отметила, что лишь одна треть бизнесменов, как показывают исследования, становятся инициаторами коррупционных сделок. Оставшиеся две трети просто вынуждены участвовать в этих процессах и не ради продвижения на рынке, не ради тех или иных преференций или ухода от наказания за неисполнение затратных условий законодательства, а лишь для того, чтобы использовать свое же законное право на ведение предпринимательской деятельности. В особенности, это касается малого бизнеса. Часть предпринимателей становятся жертвами наглого вымогательства за вообще не существующие «провинности», другие попадаются в так называемые законодательные ловушки, являющиеся следствием «избыточных требований законодательства».

Дина Крылова также обратила особое внимание участников дискуссии на то, что следует разделять степени преступного умысла при выявлении того или иного взяточника. Одно дело, когда благодаря коррупционным сетям властные структуры «крышуют» наркоторговлю, работорговлю, торговлю оружием и т.п., другое дело – предоставление квартир, поход к врачу или «деловые» переговоры продавца косметики. В связи с этим, убеждена Дина Крылова, необходим дифференцированный подход при принятии антикоррупционных поправок. «Нельзя всех грести под одну гребенку», - заключила руководитель Центра экспертиз «ОПОРА РОССИИ» и пообещала в ближайшее время представить свои инициативы по соответствующим поправкам.

Принимая во внимание необходимость дифференцированного подхода к решению проблемы – адресности принятия поправок, Геннадий Гудков остановился на не менее важном аспекте – последовательности их реализации, на тех инициативах, без который принятие закона может в итоге привести к его неисполнению.

Главные причины возникновения коррупции, считает депутат, – это невозможность контроля и непрозрачность принятия решений. «Если сегодня мы не отработаем эти механизмы, то по большому счету вся борьба с коррупцией может свестись к очередному отчету и формальному приему документов», - предупреждает парламентарий.

Принятием поправок в закон о борьбе с коррупцией не должно все ограничиться. Нужно принимать поправки к десяткам законов. Кроме того, России необходим закон о парламентском контроле, о парламентских слушаниях, о гражданском контроле, законы, которые должны сформулировать четкие отношения между обществом и государственными органами власти в части предоставления информации, с другой стороны следует обратить внимание на проблему конфиденциальности сведений – например, в случае о подаче декларации о доходах членов семьи чиновника, не стоит ли расширить этот список, и самое главное – опять-таки обратить внимание на механизмы контроля и механизмы реализации всех предлагаемых инициатив.

Однако горькая правда заключается в том, что отсутствие таких механизмом прослеживается даже в случае уже принятых и давно «работающих» законов. Представитель Государственно-правового управления Президента России Валентин Михайлов привел несколько тому примеров. Так, например, некоторый парадокс с подарками государственному служащему, стоимость которых по закону не должна превышать 500 рублей. Возникает вопрос – а что же делать с презентами Президенту России – которые по определению превышают объявленную стоимость?

Но это пример безобидный. Однако существует множество прецедентов, когда норма есть, а механизма ее реализации нет. «Не редкий случай, когда совершенно правильная норма провисает из-за отсутствия механизма», - подчеркнул Валентин Михайлов. И противопоставить этому можно только профессиональный подход. Все должно быть учтено и прописано, и главное - работать.

Валентин Михайлов также обратил внимание участников на громадное количество международных правовых актов, на которые ссылаются все кому ни лень, причем иногда и в противовес отечественному законодательству. Однако, пояснил он, следует понимать, что при подготовке всех этих международных документов их авторы – в частности, в последние годы ими становятся европейские государства - пытаются последовательно решить сугубо свои задачи и «протащить свое понимание мироустройства». Поэтому не стоит слепо брать пример с западных законодателей.

Решать свои проблемы необходимо в первую очередь самим! «Но дело это сложное и неблагодарное, а, следовательно, предполагает в первую очередь ответственность тех, кто за него взялся!» - заключил Валентин Михайлов.

На круглом столе со своими предложениями также выступили руководитель департамента по безопасности Торгово-промышленной палаты Николай Гетман, руководитель комитета по частному и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты Виктор Ермаков, представитель Генеральной Прокуратуры РФ А.Юсупов, Советник министра юстиции России Андрей Чумаков, Председатель Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» Владимир Мамаев, вице-президент Российского союза товаропроизводителей Григорий Харченко, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, юридический советник Ассоциации европейского бизнеса в России Артем Курсаков. Каждый из участников в ближайшее время предоставит свои инициативы и поправки в антикоррупционный пакет законопроектов.

Все участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости реально действующего механизма борьбы с коррупцией и об ответственности не только законодателей, но и исполнителей принимаемого закона.

«Нельзя избирать исключительно бумажный опыт борьбы», - заявил в завершение встречи сопредседатель Совета партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по борьбе с коррупцией, генерал ФСБ в отставке Александр Стерлигов. «Надо обратить внимание на кадровую политику государства. Кто будет бороться со взяточничеством? Сотрудники МВД? Но мы же знаем, что там далеко не все в порядке!» - отметил он.

Оценку Александра Стерлигова по ситуации с кадрами в стране в целом и в правоохранительных органах в частности поддержал Геннадий Гудков. «Нам предстоит серьезная реформа правового аппарата, - убежден парламентарий. – Нет войска, некому будет воевать. Как я говорю – не кем будет воевать!»

Геннадий Гудков вновь заострил внимание участников встречи на том, что принимаемые поправки в антикоррупционное законодательство – «это лишь начало большого пути». «Мы рассчитываем на поддержку и бизнес-сообщества, и законодателей, и граждан – представителей всех здоровых сил нашего общества – для объединения усилий в борьбе за выживание, за спасение нашего государства, за сохранение его территориальной целостности», - заключил он.




Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме