16:30 17.10.2008 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

<FONT color=#ad001f>Э аЪШтфшрюБРЮ вСЫЧжШ ШРбТЩ ШвЬбЩЪЩ ХХРШХХЮг бЮзТЬРТво бЮШе ШЮЮЮ ШРбТУаЧб,/FONT>

План фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по стабилизации

финансовой системы Российской Федерации

и переходу к устойчивому развитию

в условиях мирового финансового кризиса

 

 

Фундаментальной причиной кризиса является сырьевой вариант развития страны с неизбежной корреляцией с кризисом в развитых странах, потребляющих сырье. В связи с этим любые антикризисные меры, включая аварийные (форсмажорные), должны работать на диверсификацию экономики и противодействовать начинающейся рецессии.

 

Распространение финансового кризиса на Россию при хороших показателях экономического роста (около 7%), значительных положительных сальдо торгового баланса и золотовалютных резервов, объясняется грубейшими ошибками в финансовой политике, проводимой в течение последних 6 лет.

Политика профицитных бюджетов и стабилизационного фонда исходила из того, что она:

1)                обеспечивает стерилизацию денежной массы и таким образом блокирует инфляцию (макроэкономическая стабилизация);

2)                страхует национальные риски при снижении цены на нефть в иностранных ценных бумагах (запас на «черный день»).

Факты показывают, что ни первая, ни вторая цель не достигаются.

 

1. Стерилизация денежной массы не обеспечивается, поскольку иммобилизация части доходов бюджета преодолевается либо внешними частными заимствованиями, либо прямыми вливаниями бюджетных средств и средств, эмитируемых ЦБ, на банковские счета.

Так, за 2005-2007 год через прирост Стабфонда была осуществлена стерилизация 132 млрд. долларов (3,2 трлн. рублей). При этом через прирост внешнего частного долга ввезли 300 млрд. долларов (свыше 7 трлн. рублей) и провели соответствующую эмиссию (см. Приложение 1). При этом разница между процентами потенциально возможными к выплате по нашим вложениям (без учета обесценения) и по процентам за внешние заимствования составляет около 50 млрд. долларов.

В 2008 году недостаток ликвидности в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса преодолевали прямым переводом денег бюджета в банковскую систему. Еще до наиболее острого периода кризиса на аукционах было размещено до 500 млрд. бюджетных средств на месячные сроки. С точки зрения инфляции – это самая плохая форма поступления денег в экономику, а с точки зрения поддержки экономики – самая бесполезная.

 

2. Страхование рисков национальной экономики в иностранных ценных бумагах.

Как показал опыт, стратегия вложения доходов от национальной экономики в иностранные ценные бумаги оказалась гораздо более рискованной, чем вложения средств в собственную экономику.

Кроме того, подобная стратегия изначально была обречена на неудачу из-за коррелированности (взаимозависимости) финансовых кризисов в современном мире. В условиях кризиса реализация иностранных ценных бумаг в больших объемах  практически невозможна по цене приобретения. Опыт преодоления кризиса в настоящее время показывает, что средства поступают не от реализации размещенных ценных бумаг, а путем использования неразмещенных средств  Центрального банка за счет текущего положительного сальдо торгового баланса либо использования еще неразмещенного профицита бюджета.

 

 

Предложения:

1. Переориентировать политику от вложений в иностранную «бумажную экономику» на вложения в реальную экономику внутри страны. В этой связи следует, начиная с 2008 года, отказаться от политики профицитного бюджета и сбалансировано распределить средства между снижением налогов, вложением в локомотивные отрасли и социальными расходами, и аварийными расходами на преодоление финансового кризиса.

В частности, в 2008 году фактическое пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния произошло лишь в объеме 500 млрд. рублей в Резервный фонд.  Следовательно, минимум 2,2 трлн. рублей за 2008 год составляет нераспределенный текущий профицит бюджета, из которого 668 млрд. рублей распределено в банковскую систему на аукционах,  450 млрд. рублей предлагается разместить во Внешэкономбанке  для предоставления кредитам предприятиям и организациям для погашения и обслуживания кредитов и займов. Следовательно, свободных средств в бюджетной системе для ликвидации кризиса осталось около 1 трлн.  рублей. Их следует использовать для аварийного снижения налогов, прямой поддержке малому бизнесу и собственникам жилья.

 

2.Предложения по аварийному снижению налогов:

1)   Рассрочка платежей по налогу на добавленную стоимость начиная с 3 квартала 2008 года (уже сделано).

2)  Снижение налога на добавленную стоимость до 10% с третьего квартала 2008 года в режиме налоговых каникул на один год. (Платежи за третий квартал 2008 года уплачиваются в четвертом квартале 2008 года, платежи за четвертый квартал 2008 уплачиваются в первом квартале 2009 года).

Стоимость – 210 млрд. рублей в 2008 году;

в расчете на год – 840 млрд. рублей.

3)   Налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства, которые являлись таковыми на 1 октября 2008 года, начиная с 1 октября 2008 года по налогу на прибыль, единому налогу по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, земельному налогу и налогу на имущество с полной компенсацией выпадающих доходов субъектам Российской Федерации.

Максимальный объем выпадающих доходов для субъектов РФ составит:

100 млрд. рублей в 2008 году,

                        в 2009 году до 100 млрд. рублей в квартал.

4)   Восстановление с 1 января 2009 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Стоимость льготы в расчете на год около 300 млрд. рублей. Необходимость компенсации субъектам РФ – 200 млрд. рублей.

5)  принять закон о специальном налоговом режиме для высокотехнологичных компаний, аналогично действующему спецрежиму налогообложения для малого бизнеса, переводящий такие предприятия на единый налог на доходы со ставкой 6%. Подобный закон уже прошел первое чтение в ГосДуме.

 

3. Экстренные меры по поддержке малых предприятий. Экстренно внести изменения в Федеральный закон №159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с тем, чтобы во всех регионах минимизировать расходы малых предприятий на выкуп арендованных помещений. Для этого срочно внести в указанный федеральный закон и принятые на его основе в некоторых субъектах РФ законы, наиболее оптимальные условия для малого бизнеса по выкупу арендованных помещений. В частности, площадь арендованных помещений следует увеличить до 10 000 кв. метров, срок рассрочки выкупных платежей – 10 лет (как в Чувашской республике). Это освободит средства малых предприятий и простимулирует их к вложению собственных средств в развитие своих предприятий.

 

4. Обеспечивать насыщение банков ликвидностью через бюджетные расходы и снижение налогов. В случае кризиса банковской ликвидности оперативное регулирование осуществлять инструментами Центрального банка.

Центральный банк должен провести санацию откровенно слабых банков. Следует также установить предельную разницу между кредитной ставкой, по которой Федеральное казначейство или Банк России осуществляет кредитование системообразующих банков, и ставками по кредитам другим банкам и организациям реального сектора (не более 3%).

В течение с 17 сентября по 5 октября в банковскую систему поступило около 1 трлн. рублей только за счет размещения бюджетных средств и снижения норматива обязательных резервов, без учета операций РЕПО и других инструментов ЦБ (эта сумма в 1,5 раза превышает стандартный уровень остатков на кор.счетах в банках). Есть основания предполагать, что дело не в объеме средств, а  в неспособности банковской системы переварить  указанные средства и довести их до малых и средних банков. В этой связи  наиболее приемлемой формой насыщения банковской системы ликвидностью является путь «снизу»: снижение налогов на предприятия и за счет этого пополнение их оборотных средств.

При этом необходимо принятие срочных мер по снижению рисков населения и увеличению порога страхования вкладов, а именно 100% страхование вкладов населения до 1 млн. рублей (частично это уже сделано  посредством повышения порога страхования до 700 тысяч рублей).

В целях обеспечения ликвидностью банковской системы необходимо обеспечить экстренное залоговое и беззалоговое рефинансирование малых и средних банков, в том числе региональных. Необходимо сократить время между принятием решения ЦБ о рефинансировании малых и средних банков и доведением денежных средств и иных мер до конкретного банка.

 

5. Приостановить предоставление средств организациям (в том числе кредитным) на погашение и обслуживание кредитов  без эквивалентной передачи пакетов акций соответствующих организаций. Отказаться от прямой государственной поддержки фондового рынка. На фондовом рынке играет не более 2% населения и его не следует спасать за счет бюджетных средств. В этой связи 75 млрд. рублей,  направляемые в уставный капитал Внешэкономбанка в 2008 году, и 175 млрд. рублей, зарезервированных  в бюджете 2009 года на поддержку финансового рынка, предназначенные, возможно, на приобретение падающих акций на фондовом рынке, следует предусмотреть на приобретение активов непосредственно у проблемного финансового института или корпорации по утвержденному и согласованному с Парламентом РФ списку (например, Газпром, Роснефть и т.д.), увеличив тем самым долю государства. При этом следует принять меры, аналогичные Сек. 111 американского плана стабилизации («Компенсации исполнителям и корпоративное управление»), накладывающие жесткие ограничения на вознаграждение топ менеджмента, их свободу в принятии решений на весь период нахождение акций и залогов в государственной собственности.

 

6. Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»  предусматривается размещение Банком России во Внешэкономбанке 50 млрд. долларов для предоставления кредитов организациям для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных от иностранных организаций, что означает отток капитала из страны в указанном объеме. Кроме того, на эти же цели предлагается направить  450 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния, которые также предлагается разместить на депозите во Внешэкономбанке. Предоставление средств для погашения внешних кредитов может предоставляться в исключительных случаях по согласованному перечню организаций, по которому страна не может допустить дефолта или передачи акций, переданных в залог, другим собственникам. Для таких организаций средства должны выделяться непосредственно из бюджета путем передачи в залог акций или посредством приобретения акций и увеличения доли государства, либо выкупа государством залогов (как это сделано в США по финансовым ипотечным институтам и страховой компании АIG). При этом следует распространить на эти организации все ограничения на корпоративное управление и вознаграждение топ-менеджменту, указанные в предыдущем пункте.

 

7. Необходимо принять ряд мер по помощи собственникам жилья, а также гражданам, желающих улучшить жилищные условия, как это сделано в плане США о стабилизации (Sec. 110 Assistancetohomeowners, Sec. 124 HOPEforHomeownersamendments) в направлении субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам и субсидирования выплаты основных платежей:

1)          Для этого, дополнительно следует выделить средства клиентам ипотечных институтов для компенсации условий кредитования, вызванных кризисом – 20 млрд. рублей.

2)          Разрешить досрочное использование материнского капитала (через год после рождения ребенка) при направлении этих средств на улучшение жилищных условий, начиная с 1 января 2009 года.  Дополнительные расходы в 2009 году – около 70 млрд. рублей.

3)          Срочно принять закон «О строительных сберегательных кассах» с 20 %-ной (в первые 2 года – 40 %-ной) поддержкой государством накоплений граждан на приобретение, строительство и ремонт жилья. Эта мера позволит  связать сбережения граждан и пополнить банковскую ликвидность «снизу» до 100 млрд. рублей  уже в 2009 году.

 

8. Приостановить принятие законов, обеспечивающих форсированный допуск «сомнительных» иностранных ценных бумаг на внутренний рынок.


 Приложение 1.

 

 

Стабфонд, внешний частный долг и денежная масса, млрд. рублей

 

 

2004

2005

2006

2007

2008*

2009

Прирост Стабилизационного фонда*

542,0

496,3

1109,9

1502,2

2307,2

2322,3

Прирост внешнего частного долга

682,7

1847,3

2107,4

3109,0

272,0

1878,0

Прирост денежной массы, М2 нац. опр.

1150,7

1681,4

2951,1

4276,3

4512,5**

4801,9**

 

* - с 01 февраля 2008 года разделён на Резервный Фонд и Фонд БП, годовая оценка является суммой средств Резервного фонда и фонда БП.

** - по состоянию на 01.08.2008 М2 составил 14 210 млрд. руб. Прогноз роста М2 на 2008 год 32-36%. Прогноз роста М2 на 2009 год - 27-28%.

 

Справочно:

курс $ среднегодовой:

28,8

28,3

27,2

25,5

23,8

24,7

на конец периода

27,7

28,8

26,3

24,6

23,8

25,4

Приложение 2.

 

Сравнение принимаемых и предлагаемых мер,

направленных на преодоление финансового кризиса

 

Кудрин – Резник

Фракция «Справедливая Россия»

2008

2008

2009

Поддержка ликвидности в банковском секторе 1 919 млрд. рублей;

Минфином размещено на 5.10.2008 669 млрд. рублей свободных средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков; Центральным банком РФ за счет снижения ФОРов - 300 млрд. рублей.

 

950 млрд. рублей субординированный кредит крупнейшим банкам

 

Поддержка ликвидности в банковском секторе 969 млрд. рублей:

Минфином размещено на 5.10.2008 669 млрд.  свободных средств федерального бюджета на депозитах коммерческих банков; Центральным банком РФ за счет снижения ФОРов – 300 млрд. руб.

 

 

 

 

Беззалоговое и необеспеченное кредитование организаций для погашения и обслуживания иностранных займов – 50 млрд. долларов (1 295 млрд. рублей);

  450 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния на те же цели;

Не предполагается

 

Поддержка финансового рынка – 75 млрд. рублей.

250 млрд. рублей – на приобретение активов у проблемного финансового института или корпорации по утвержденному и согласованному с Парламентом РФ списку.

 

Поддержка рынка ипотечного кредитования:

АИЖК – 60 млрд. рублей.

Поддержка рынка ипотечного кредитования 85 млрд. в том числе:

 – АИЖК - 60 млрд. рублей.

Субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитов в целях компенсации ухудшения условий кредитования

– 25 млрд. рублей.

Поддержка  жилищного строительства и рынка ипотечного кредитования 122 млрд. в том числе:

27 млрд. рублей: введение в России института строительных сберегательных касс;

 

Субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам в целях компенсации ухудшения условий кредитования – 25 млрд. рублей;

 

70 млрд. рублей: досрочное использование материнского капитала на улучшение жилищных условий;

 

Снижение налогового бремени: рассрочка уплаты НДС и, возможно, индивидуальные отсрочки по уплате налогов – 20 млрд. рублей.

Снижение налогового бремени – 310 млрд. рублей в том числе:

 

210 млрд. рублей – снижение НДС до 10 % в 2008 году;

100 млрд. рублей: налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства

Снижение налогового бремени – 1540 млрд. рублей в том числе:

 

840 млрд. рублей – снижение НДС до 10 %

400 млрд. рублей: налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства

300 млрд. рублей: восстановление льготы по налогу на прибыль (т.н. «инвестиционная льгота»)

ИТОГО: 3 819 млрд. рублей , из них 969 уже израсходовано.

ИТОГО: 1614 млрд. рублей, из них 969 израсходовано

ИТОГО: 1 662 млрд. рублей

 



Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме