17:15 17.03.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Женщины делают мир более стабильным и гуманным

Выступление депутата фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Елены Мизулиной на круглом столе «Об увеличении представительства женщин в Федеральном Собрании Российской Федерации: законодательство и практика»

Встреча проходила 17 марта в стенах российского парламента в рамках мероприятий, посвященных 105-летию парламентаризма в России.



- Современное общество предъявляет существенно более высокие требования к воспроизводству и развитию человеческого капитала, что в свою очередь влечет перераспределение привычных функций государства с традиционных, связанных в основном с репрессивными и упорядочивающими функциями, в сторону современных, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, фундаментальная наука.

Постепенное «переформатирование» задач современного государства не в последнюю очередь сформировало более жесткий запрос на восстановление гендерного баланса в руководстве государством и создание более рационального механизма управления страной на всех уровнях. Именно поэтому продвижение женщин во власть рассматривается в настоящее время как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики, жизнь страны в целом. Статистика свидетельствует, что социальная политика государства, имеющего в своих парламентах и правительствах более 25-30% женщин, существенно меняется, благодаря чему растет уровень жизни людей. Увеличиваются доходы населения, растет продолжительность жизни.

Женщины составляют более половины населения и электората в России, но они по-прежнему очень мало участвуют в принятии политических и общественных решений

В 2001 году была принята поправка в закон «О политических партиях», согласно которой политические партии были обязаны «создавать мужчинам и женщинам, гражданам РФ разных национальностей, являющихся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Однако эта норма имеет чисто рекомендательный характер и не предусматривает санкции за ее нарушение, о чем свидетельствуют следующие факты. Представленность женщин в списках кандидатов в депутаты Госдумы от политических партий, принимавших участие в парламентских выборах 2003 года, не превышала 13%, а на выборах 2007 года составила 14%. Практически неизменным остается процент и в региональных парламентах.

В Правительстве России – три женщины, еще две женщины – губернаторы. Однако если такими темпами будет осуществляться процесс обеспечения сбалансированного представительства женщин во власти, вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы серьезных изменений социальной политики России.

К наиболее распространенным видам гендерной дискриминации в современной России эксперты относят:

1)     Применительно к женщинам: это оплата труда, представительство во власти, насилие в отношении к женщинам;

2)     Применительно к мужчинам: По продолжительности жизни, сферы занятости на работах с вредными условиями, в воспитании детей.   

Между тем сбалансированное участие женщин и мужчин в принятии политических и общественных решений является вопросом социальной справедливости, а также необходимым условием оптимального функционирования демократического общества.

Правительство, в котором много женщин, не похоже на правительство мужчин, так как женщины склонны к сочувствию. Их решения отличаются от тех решений, которые принимают мужчины. Своеобразие женского видения политики способно утвердить в ней ценности ненасилия, привнести нечто новое, свойственное женской природе. Увеличение числа женщин на ключевых постах может привести к позитивным изменениям в структуре, нравственном климате общества, иному уровню общения.

Исследования в разных странах фиксируют, что женщины хотят делать нравственную политику, под которой понимается ненасильственная политика. Ее цель – не завоевание власти над кем-либо, а использование власти для улучшения жизни людей.

Опираясь на опыт стран, которые пошли по пути сбалансированного представительства женщин во власти, можно утверждать, что политические, экономические и социальные реформы в нашей стране могли быть более мягкими, без тяжелых последствий для нашего народа, если бы российские женщины имели реальное представительство во власти.

Мы убеждены, что сбалансированное участие женщин и мужчин в принятии политических и общественных решений приведет к осуществлению более правильной и эффективной политики путем смены политических приоритетов и постановки на повестку дня новых политических вопросов, а также к улучшению уровня жизни всех граждан. В Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О сбалансированном представительстве женщин и мужчин в процессе принятия политических и общественных решений» от 12 марта 2003 года сбалансированное участие женщин и мужчин означает, что представительство женщин или мужчин в любом распорядительном органе, участвующем в политической или общественной жизни, не должно быть меньше 40%.

В посткоммунистической России до сих пор продолжаются дискуссии относительно механизмов включения женщин во власть: прежде всего, обсуждается механизм квотирования. Между тем это одна из специальных временных мер. Кроме них существуют и другие, в том числе и механизм финансового воздействия на политические партии, продвижение женщин на руководящие должности в Правительство и на должность Президента.

Президент страны Дмитрий Медведев сразу же после своего избрания заявил, что правовой нигилизм является одной из острейших проблем развития России. В этом контексте будет уместно напомнить о том, что вопреки многим международным договорам, подписанным Россией (включая совсем недавний документ – одобренный Госдумой 2 июня 2004 года Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), в России нет национальных механизмов и процедур, способных не только юридически, но и фактически гарантировать соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия, в том числе и в избирательном процессе.

И если политические партии считают себя современными и демократическими, то они должны задавать себе многие из выше перечисленных вопросов и следовать в своей активности принципам равных возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от пола, и рассматривать паритетное представительство женщин в структурах власти в качестве одного их индикаторов социальной справедливости и равенства в обществе.

На сегодняшнем круглом столе мы выносим на общественное обсуждение вариант законопроекта, подготовленного ко II чтению, который позволяет усилить представительство женщин во власти. Приглашаем всех заинтересованных в судьбе страны граждан к открытому разговору на эту тему.


Никовская Л. Женщины в политике: «за» и «против»//  сайт Справедливая Россия

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме