18:45 24.02.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Выступление Николая Левичева на круглом столе, посвященном обсуждению проекта федерального закона «Об образовании»

24 февраля в Государственной Думе состоялся круглый стол, посвященный обсуждению нового законопроекта «Об образовании в РФ» и проекта государственного образовательного стандарта. В мероприятии принял участие руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Николай Левичев. Предлагаем Вашему вниманию текст его выступления на круглом столе:

– Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить законопроект «Об образовании в РФ». Это обсуждение идет уже давно, но накал страстей удвоился, если не удесятерился, когда на обсуждение были вынесены и проекты новых государственных стандартов в области образования.

Напомню, что 9 февраля Указом Президента России Дмитрия Медведева установлено, что проекты законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития страны, должны приниматься исключительно с учетом общественного мнения. Первый опыт такого поистине всенародного обсуждения – закон «О полиции». Наша фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе считает, что этот опыт был не слишком удачным. И мы выразили свое отношение тем, что, поддержав законопроект в первом чтении, в третьем мы голосовали против. Во многом потому, что законопроект был принят в отрыве от социального пакета, которым должны быть снабжены сотрудники нового ведомства. Также мы посчитали, что голосовать за закон в один день во втором и третьем чтении, не предъявив итоги обсуждения во втором чтении той самой общественности, которая обсуждала закон, – это вызов общественному мнению. Хотелось бы, чтобы эти уроки были учтены при обсуждении закона «Об образовании в РФ».

С юности я запомнил афоризм: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Когда появился интернет, я узнал, что эта фраза принадлежит известному психологу Скиннеру. Недавно я побывал на 50-летнем юбилее своей родной школы №239 в Санкт-Петербурге. Сейчас это физико-математический лицей. Убедился в том, что школа, которая обладает традициями, блестящим педагогическим коллективом (львиная доля которого, отмечу особо, состоит из учителей-мужчин), справляется со всеми лихолетьями. Ей не страшен даже ЕГЭ – оказалась, что эта школа лидирует по результатам ЕГЭ в Санкт-Петербурге. Лидирует именно потому, что ребят не натаскивают на ЕГЭ, а дают им широкий кругозор, выходящий за рамки физико-математических дисциплин. В этой школе еще 40 лет назад, в мои времена, действовал литературный клуб «Алые паруса». Он продолжает действовать и сегодня. Недавно был создан центр робототехники. Эта школа дает образование, поэтому ЕГЭ ей не страшен.

Если прислушаться к себе, то, конечно, знания, которые были получены в школе, на уроке химии, географии, астрономии, подзабыты. Уже не помнишь химических формул, названий, большинства исторических дат. Что остается? Осмысленное выражение лица и возможность справляться с проблемами, которые ставит жизнь. Умение получить нужную информацию, осмыслить ее, отделить главное от второстепенного – вот то, что понимается под словом «образование». Лично я на протяжении своей жизни легко выделяю людей, которые очно закончили университет, от тех, кто только получил справку в виде диплома. Достаточно несколько минут поговорить с человеком, и все становится на свои места.

Нам говорят, что нужна реформа образования. С этим трудно спорить. Недавний социологический опрос показал, что примерно треть населения нашей Родины считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Видимо, в тот момент, когда они «проходили» это на уроке, то отвлеклись на соседку или что-то еще.

Трудно спорить с тем, что реформировать систему образования нужно. Без этого мы не сможем отвечать на глобальные вызовы современности. Но как ее реформировать – это другой вопрос.

Говорят, например, что нужно вводить предмет «Россия в мире». Я плохо представляю себе такую науку. Когда вводили ОБЖ, намерения тоже были благими, но каково содержание этого курса, кто стал преподавать этот предмет? Содержательная компонента хромает просто потому, что не было такой специальности у выпускников педагогических институтов. Понятно, что везде этот предмет стали преподавать отставные военные, которые в наше время преподавали гражданскую оборону или военное дело. Или трудовики, которые в советское время учили делать табуретки. Кто будет преподавать предмет «Россия в мире», если он носит комплексный характер? Мне это не очень понятно.

А ведь если мы сегодня неправильно выберем реформаторскую парадигму, это может иметь печальные последствия в жесткой конкурентной борьбе на мировой арене за место под тем самым Солнцем, вокруг которого пока крутится Земля. Шансы есть. На мой взгляд, мы еще обладаем некоторыми преимуществами в области человеческих ресурсов, и еще не поздно сконцентрировать этот потенциал, чтобы удержаться в лидирующей группе стран. Ведь мы до сих пор находимся на четвертом месте в мире по количеству ученых и инженеров, работающих в научно-исследовательском сегменте – после США, Японии и Китая.

Конечно, когда непосредственно знакомишься с образовательными стандартами, непонимание вызывает несколько вещей. Непонятно, почему руководителями разработки являются люди, которые либо вообще не преподавали в школе, либо делали это очень давно? Эти люди представляют чиновничье-бюрократическое сообщество в области управления образованием. Также мне непонятно, почему процессом руководит человек, возглавляющий издательство «Просвещение»? Как человек, долгие годы работающий в издательской сфере, я вижу здесь конфликт интересов. Кто, как не издательство «Просвещение», заинтересовано в том, чтобы были введены новые предметы, по которым нужно будет миллионными тиражами издавать учебники? Наплодить новых учебников – голубая мечта любого издателя. Поскольку мне знакома эта сфера, я знаю, кто потирает руки, ожидая больших государственных заказов.

Вот уже много лет я пишу и подписываю письма в различные инстанции. Редко мне попадались люди, приносящие документы на подпись без ошибок. Это тоже показатель.

Какое решение проблемы нам предлагают? Стандарт в области русской словесности на интегрированном уровне, который подразумевает «сформированность умения точно и свободно выражать мысли и чувства в устной и письменной форме», а также «владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровой и родовой специфики», «осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального и личностного восприятия и интеллектуального понимания». Хотя я могу отличить ямб от хорея, честно признаюсь, из 13 пунктов, заложенных стандартом в области изучения русского языка и литературы, я справлюсь, наверное, только с половиной.

Сегодня я призываю вас к обсуждению проекта закона «Об образовании» и проекта государственного образовательного стандарта. Прозвучавшие предложения, которые покажутся нам интересными, мы внесем на законодательном уровне в качестве поправок.

По материалам Николая Левичева

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме