13:16 24.09.2010 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Виктор Шудегов: Россия тратит на образование 3,5% ВВП, а Южная Корея - 20%
На пленарном заседании Госдумы 24 сентября от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Виктор Шудегов:
- Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В своем интервью газете «Ведомости» от 7 сентября 2010 года министр образования и науки Фурсенко заявил о том, что сегодня в России лишними являются 200 тысяч учителей, каждый шестой, от которых образованию надо избавиться.
Действительно, в России с ее огромными территориями, разбросанностью населенных пунктов функционируют несколько тысяч малокомплектных сельских школ. В этих школах на одного учителя нередко приходится от 5 до 10 учеников. Непрофессионалам кажется, что это дорого. Но образование бесценно для формирования человека, оно определяет его всю дальнейшую жизнь и его фактическую ценность для общества. Вот и подумайте, насколько корректно сравнивать показатели Европы, где, по данным Фурсенко, приходится по 13 учеников на учителя и российские показатели. У нас сегодня этот показатель равен 10.
Предложение министра возмутило все педагогическое сообщество. В ближайшее время оно планирует устроить митинги и акции протеста.
Образование опять стало ненужным в структуре экономики, зато это подарок от исполнительной власти в Год учителя и ко Дню учителя всем нам.
Давайте разберемся по порядку с истинным положением дел. Как много у нас лишних учителей? Формально, по мнению Минобрнауки, 200 тысяч. А по существу? Увы, сегодня даже в Москве и Подмосковье не хватает учителей по отдельным предметам, а в сельских школах и малых населенных пунктах отдельные предметы или не преподаются, или их преподают добровольцы-родители. Если начнется увольнение учителей, то в проигрыше останутся только наши дети, особенно в сельской местности. Учитель, ушедший из школы, редко вновь возвращается на ту же работу, только иногда зов творчества превосходит зов разума. А что же мы будем делать через два-три года, когда число школьников будет резко возрастать?
Таким образом, министр готовит нам новые грабли, на которые мы должны наступить уже через два-три года. Напомню, что в 90-е годы ура-реформаторы распродавали здания дошкольных учреждений, сегодня вся Россия, в том числе и Москва, не знают, как решить проблему обеспеченности детскими садами. Нам надо понимать и социальный эффект рецепта, прописанного Министерством образования. Село, из которого уехал учитель, погибнет, и через два-три года мы не сможем восстановить школы в сельской местности.
Что же можно и нужно делать? Наша фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» предлагает временный демографический провал рассматривать как благодатный шанс для качественного подъема общеобразовательной школы и развития педагогического корпуса. В частности, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» считает возможным и целесообразным уже на практике реализовать норму, прописанную сегодня в законодательстве, по которой педагог раз в десять лет может воспользоваться длительным отпуском до одного года. Мы с вами недавно приняли 225-й федеральный закон, в соответствии с которым каждый работник образования один раз в пять лет может повышать свою квалификацию.
Уважаемые коллеги, ведь можно, кроме того, предоставить право учителю дать творческий отпуск для подготовки учебников, учебных пособий, предоставить право учителю, оказавшемуся без педагогической нагрузки, взять отпуск, в крайнем случае, за свой счет с сохранением непрерывности стажа, а на селе - с сохранением права на бесплатное жилье, отопление и освещение. Коллеги, еще ряд предложений, не буду все перечислять.
Безусловно, возникает вопрос, а где взять деньги? В этом же интервью, напоминаю, содержится высказывание Минрегионразвития, где говорится о 142 млрд рублей, неэффективно использованных в отрасли.
Коллеги, этих денег, легко подсчитать, хватило бы, чтобы повысить на одну треть заработную плату учителей уже в Год учителя и тем более на содержание 200 тысяч учителей с двойным окладом, вот, где находятся наши деньги. Коллеги, хочу также отметить, что во многих странах сегодня, если в России от ВВП 3,5% мы тратим на образование, то в Японии эта цифра - 14%, в Южной Корее - 20%.
Уважаемые коллеги, я считаю, что у нас есть в ближайшее время все шансы исправить ситуацию, когда будем рассматривать бюджет на следующий год. Спасибо за внимание.
Пресс-служба в Государственной Думе
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме