16:00 08.12.2010 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Валерий Зубов об инновациях и темпах экономического развития России

8 декабря на пленарном заседании Госдумы от фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Зубов:

- Доброе утро, уважаемые коллеги! В субботу проходила интересная, как всегда, передача «Что? Где? Когда?» Там прозвучал интересный вопрос. Правда, на него быстро был получен ответ. Он звучал так: почему ведущие автомобильные компании мира держат свои исследовательские центры одновременно в трех городах - в Токио, Штутгарте и Сан-Франциско? Ответ простой: чтобы круглосуточно вести научно-исследовательские разработки.

Инновации сегодня требуют круглосуточной работы. Это уже не просто три рабочие смены, это уже непрерывный исследовательский процесс. В связи с этим как в этой конкурентной среде ведут себя различные компании? General Motors - два года назад банкрот. На сегодняшний день рассчитался с государством, вышел на рынок и заимствовал через IPO самую большую сумму частных денег за всю историю американских компаний. Наш «АвтоВАЗ» похоже, превращается во второе «сельское хозяйство», который не может существовать без дотаций из бюджета. В связи с этим вопрос: почему? Наверное, потому что разное понимание, что такое инновации.

А что такое инновации? Очень просто – это вовремя расстаться с удобными башмаками. General Motors в процессе банкротства расстается с такой маркой как Hummer, это единственная марка, которая приносила ему прибыль до кризиса. Швеция продает Volvo, и страна не замечает, что такое экономический кризис. А наш «АвтоВаз» пытается связать свое будущее с «Калиной» - моделью 20-летней давности.

Очевидно, что для развитых стран автомобилестроение - это отрасль ХХ века, а не XXI.

Общий промежуточный вывод. Темпы экономического роста, среднемировые в этом году - 4,5%, Россия - 3,8%. Это не характерно для последних 150 лет развития России. Ниже среднемировых мы развивались только во время войны или в каких-то особых ситуациях, например, застой. Нефть на докризисном уровне, а бюджет дефицитен при практическом отсутствии индексации зарплаты бюджетникам. Капитал стремительно уходит из страны, нарастает импорт.

Попытка Правительства переломить ситуацию с помощью приватизации - правильный шаг, но он должен быть определенным. Приватизация, с какой целью? Решить проблему дефицита бюджета? Во-первых, это не решение проблемы. Если даже будет выполнена программа приватизации, это не более 20 процентов покрытия дефицита бюджета. Но, самое главное, государственная собственность может (должна) продаваться только один раз.

Нам кажется, что та технологическая схема, которая выбрана при приватизации, когда продаются миноритарные пакеты, не меняет ситуации. Почему? Не говоря уже о том, что пять раз по пять - это меньше, чем 25 процентов. Когда вы продаете акции, то выручка при продаже 25 процентов больше, чем 5 раз по 5 процентов. Это понятно. Но дело в другом. Что нам на самом деле надо? Нам надо понять, что кризис прошедший и идущий еще для нас не финансовый, он технологический. У нас дефицит не денег, а новых технологий. Решение этой задачи возможно только при новых бизнес-практиках, а они в свою очередь предполагают новых собственников.

Если мы не изменим ситуацию с технологиями, нас выбросит на обочину, так же как в истории выбрасывались самые процветающие страны. Что важно: темп необходимых изменений задаем не мы сами себе. Его определяет динамика мировой экономики.

Напомню, что за 2000 последних лет, 1800 лет Китай был самой развитой страной с самым высоким уровнем жизни и только последних 200 лет он отстает от развитых стран, причем значительно. Мы восхищаемся его темпами развития, но надо задуматься, почему он последних 200 лет так сильно отстал. Это тоже опыт.

К сожалению, мы сегодня не задаем темп общеэкономического развития. Глобальные экономические джунгли безжалостны. Там и тигры, там и драконы, там теперь появляются еще и африканские кошки. И в соответствии с этим надо себя вести. Чем дольше не выходит в стадию серийного производства «Суперджет», тем меньше у него шансов вообще выйти на этот рынок, потому что бразильский «Бомбардьер» успешно продается и продается.

И, наконец, последнее. В постоянно изменяющемся экономическом мире боязнь изменений - это самое рискованное. Потенциально нельзя даже реальные преимущества сохранить, не говоря уже о потенциальных. Надо постоянно развиваться. Да, стране требовалась какая-то передышка и важна была стабильность, но сегодня стране нужно развитие, и способ приватизации - это один из мощных факторов. Или не факторов.

Спасибо.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме