15:15 20.10.2015 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Валерий Гартунг о реализации антикризисных мер
На пленарном заседании Госдумы 20 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, первый Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, добрый день!
Валерий Владимирович Трапезников (фракция "ЕР" Прим. ред.), я прошу вас не обижаться, когда Думу называют "дурдомом", не только Познер её так называет, но ещё и на встречах с избирателями я это часто слышу. А что я отвечаю? Кого выбрали, такой и дом. Так что тут сделаешь?
Поэтому, может быть, надо подумать, почему избиратели называют Думу таким нехорошим словом? Это так, к слову. Наверное, немножко самокритичнее надо быть.
Следующее. Завтра Правительство представит нам отчёт о реализации антикризисных мер. Но результат уже очевиден на сегодня. Промышленное производство падает, я несколько только цифр вам назову.
Производство грузовых вагонов: 2012 год 71 200, 2013 год 60 500, 2014 год 54 500, 2015 год ориентируют за девять месяцев, 21 тысяча, но ориентир где-то 27 тысяч в год. Примерное падание в этом году будет двукратное. Я назвал цифры предыдущих лет, потому что падание не только этого года, оно все четыре года идёт. Это грузовые вагоны.
Экскаваторы: в 2013 году производство 671 штука, в 2014-м 595, падение 20%. В этом году падение в два раза.
Краны автомобильные: в прошлом году падение 40%, в этом году в два раза.
Автогрейдеры: в прошлом году падение 30%, в этом году в два раза. Автобетоносмесители: в прошлом году было падение в два раза, в этом году в три раза. Это результаты действий российского Правительства по реализации антикризисного плана. Мне кажется, комментарии здесь излишни.
Вместе с этим я хотел бы вам продемонстрировать два документа. Что это за документы, что в них общего? А я вам скажу. Это два постановления Правительства Российской Федерации. Одно об утверждении плана антикризисных мер, а другое об основных направлениях деятельности Правительства на период до 2018 года в новой редакции.
Что в них общего? Подписал их один и тот же человек. А теперь давайте начнём сравнивать, а что же там дальше, есть совпадения? Нет. Понимаете? Антикризисный план говорит об одних действиях, а основные направления говорят о том, что фактически то, что делает Правительство, делать нельзя и делать нужно, двигаться нужно в прямо противоположном направлении.
И мне непонятно, как живёт Правительство в таком раздвоении, когда оно в основных направлениях деятельности признаёт несостоятельность своих действий, но восемь месяцев упорно настаивает на реализации ошибочных мер, которые фактически приводят к развалу экономики страны. И, конечно, завтра мы послушаем представителя Правительства, он нам расскажет об этом, что же всё-таки происходит в Правительстве?
Хотелось бы сказать, что комплекс мер, которые нам сейчас презентует Правительство как антикризисный план, никаким антикризисным планом не является это просто набор хаотичных мер, которые эмитируют борьбу с кризисом. Причём, как следует из основных направлений деятельности Правительства, оно признаёт, что кризис-то рукотворный на самом деле, что оно само создаёт кризис и само же с ним борется, причём безуспешно.
И, наверное, в этой ситуации пора какие-то выводы делать, ведь восемь месяцев борьбы с кризисом это немалый срок. А я напомню: в 1998 году пришло к власти Правительство Примакова, которое мы с вами здесь утверждали. Не все здесь были, но кто был в этот момент, помнят. То Правительство проработало тоже восемь месяцев. Тогда цена на нефть была 9 долларов, цена на нефть упала с 18-ти до 9-ти долларов и восстановилась через год к 18-ти долларам. Сейчас цены на нефть упали со 110-ти до 55-ти, тоже как бы такая аналогия, только в пять раз больше цены на нефть. И тогда фактически за восемь месяцев был создан тренд на рост экономики, который продолжался десять лет, который, естественно, поддерживался потом ростом цен на нефть. Но цены на нефть, если вы посмотрите, стали расти гораздо позже, лет через пять после того, как были приняты эти меры. Вот тогда был антикризисный план, вот тогда были приняты антикризисные меры.
Кстати, учётная ставка, ставка рефинансирования тогда была 60% годовых, сейчас она гораздо ниже, но эффекта нет, денег в экономике нет. Ведь об антикризисном плане мы Правительству говорили ещё тогда, когда они презентовали свою программу Государственной Думе: "Не будет работать ваша программа. Раздача триллионов денег банкам ни к чему не приведёт. Деньги в экономику не попадут". Оно так и происходит, в экономику деньги так и не попали.
Какие сейчас проблемы у российских товаропроизводителей, о чём они говорят, что они ждут от Правительства Российской Федерации? Прежде всего, нужно поддержать падающий спрос на их продукцию, для этого на самом деле ничего сверхъестественного придумывать не нужно, нужно, прежде всего, закрыть свой рынок от недобросовестной конкуренции со стороны западных компаний, которые весь автохлам сюда завозят по демпинговым ценам и фактически превращают страну в большую утилизационную помойку.
Вот я вам покажу документ проект федерального закона о введении утилизационного сбора. Это мера, которая помогла автопрому выжить, такого падения в автопроме, в грузовом автопроме, нет только благодаря тому, что Правительство поддерживало эту меру по утилизационному сбору на автопром. Мы предлагаем её распространить на производителей всей техники. Вот поручение Президента Российской Федерации, которое прямо говорит о том, что эту норму нужно внедрять, этому документу уже год скоро будет, с 4 ноября 2014 года этот документ ходит по кабинетам Правительства Российской Федерации. Все соглашаются с тем, что эта норма нужна, она показала свою жизнеспособность и отдачу на автопроме, но 4 ноября будет год, а оно так и не подписано, заключение Правительства так и не подписано, даже несмотря на то, что есть поручение Президента.
Я ещё хочу вам несколько документов показать. Вот это отчёт о реализации антикризисных мер Президента от 7 мая 2012 года. Помните о них? А вот это отчёт Счётной палаты, где чёрным по белому написано, что указы Президента в полном объёме практически саботируются, они не выполняются. Цели, заявленные в указах Президента, недостижимы при том курсе, которым идёт Правительство Российской Федерации.
Мало того, Правительство Российской Федерации, вообще, игнорирует программу "2020", которую утвердил Владимир Путин, будучи Председателем Правительства в 2011 году, то есть, Правительство Российской Федерации вообще, непонятно, чем занимается. Конечно, мы завтра их послушаем.
Но в данный момент я бы хотел сказать, что надо прислушаться, прежде всего, к товаропроизводителям, нужно поддержать платёжеспособный спрос. Нужно применять те меры, которые уже дали эффект. Например, я привёл примеры падения производства, но у нас есть и положительный пример рост производства сельскохозяйственной техники. За счёт чего? За счёт мер, которые предприняло Правительство по субсидированию закупки сельхозпроизводителями сельскохозяйственной техники российского производства, 20-процентный рост. Но эту меру Правительство сейчас собирается сокращать. Вместо того, чтобы поддерживать действенные меры, которые дали эффект, они упорно настаивают на раздаче денег банкам.
Напоминаю, что в 2009 году Правительство Российской Федерации раздало банкам полтора триллиона рублей. А в ноябре 2014 года, год назад, в этом зале мы эти долги банков перед страной, полтора триллиона рублей, превратили в фантики и оставили банкам.
В январе Правительство вносит антикризисный план, где ещё полтора триллиона собираются раздать банкам. Вот, собственно говоря, весь план действий Правительства. Но почему так действует Правительство? Наверное, когда по полтора триллиона двадцати банкам раздаёшь, скажем так, очень легко вычислить бенефициаров, с которыми можно договориться. Поэтому, я думаю, что борьба с коррупцией у нас сегодня очень актуальна.
Теперь госзакупки. Мы в этом зале говорили неоднократно, что нужно сокращать закупки у единственного поставщика. Счётная палата в своём отчёте говорит о том, что до 30% закупок осуществляется у единственного поставщика. Пример осуществления закупок космодром "Восточный". Заявилось на тендер на космодром "Восточный" масса предприятий, которые являются лидерами рынка. Все эти предприятия были сняты с конкурса. Выиграла компания, которая не имеет никаких производственных площадей. После выигрыша тендера они тут же предложили лидерам рынка за минусом 20% выполнить эту работу. Результат мы знаем. Кто согласился, уже давно пожалел. А космодром "Восточный" так и не запущен. Сейчас там масса уголовных дел. Может быть, пора уже нам прислушаться к здравым предложениям оппозиции и, в общем-то, начать реальную борьбу с коррупцией? Не сокращать расходы бюджета на социально значимые цели, а поискать источники в госзакупках.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме