22:15 21.10.2016 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Валерий Гартунг: необходимо повысить статус обсуждения федерального бюджета
21 октября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" (из календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой с 19 октября по 18 ноября 2016 года) С докладом по данному вопросу выступили Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов и Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова. Вопросы задали Александр Бурков, Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг.
АлександрБурков:
Коллеги, вопрос к Антону Германовичу.
Мы видим, что межбюджетная политика Министерства финансов приводит к увеличению дотационных регионов. В прошлом году у нас их уже стало 76. Андрей Михайлович Макаров (депутат, фракция "ЕР" Прим. ред.) нам в своих слайдах показал плачевную ситуацию с бюджетами в регионах. И в это время мы видим, что выполнение майских указов вы перекладываете на региональные бюджеты. У меня вопрос. Будет ли Правительство заниматься исполнением майских указов? Поручение было Президентом дано не регионам, а Правительству Российской Федерации. Спасибо.
АнтонСилуанов:
Уважаемые депутаты, Правительство занимается выполнением майских указов.
Хочу сказать, что майские указы это далеко, конечно, не выплата заработной платы в повышенных размерах. Всё-таки майские указы, безусловно, сбалансированы, там и экономика, там и занятость, там и высокая производительность, рабочие места, и так далее.
Если мы сейчас с вами говорим об одной части майских указов о заработной плате и о субъектах Российской Федерации, то хочу сказать, что мы оказываем содействие, поддержку финансовую субъектам Российской Федерации в реализации майских указов. При формировании межбюджетных отношений рассчитываются объёмы обязательств субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год с учётом выполнения "дорожных карт" по повышению заработной платы, если мы берём эту, так сказать, категорию. И в этом году, и в следующем году субъектам Российской Федерации предусматривается поддержка специальная на обеспечение выплат заработных плат в повышенных объёмах в соответствии с "дорожными картами", утверждёнными во исполнение указов Президента Российской Федерации.
В следующем году предусматривается поддержка в сумме 50 млрд руб.
Поэтому с учётом собственной доходной базы, с учётом финансовой поддержки из федерального бюджета, указа и выполнения "дорожных карт" субъектами Российской Федерации должно быть обеспечено. Спасибо.
АнатолийАксаков:
Уважаемый Антон Германович и уважаемая Татьяна Алексеевна!
У меня такой концептуальный вопрос. Принятый бюджет это основной федеральный закон. Если основной федеральный закон в течение его исполнения меняется, тем более если он меняется несколько раз в год, то это, естественно, плохо, не добавляет стабильности экономике, бизнесу, региональным властям. Но можно сказать, что внешние факторы повлияли на те изменения, которые последнее время мы осуществляли.
Но мы изменяли бюджет и в 2013-м, и в 2014 году, и соответственно возникает вопрос о качестве макроэкономического прогнозирования документа, который кладётся в основу проекта бюджета, и соответственно возникает вопрос: почему прогнозы никогда не совпадают с итоговыми цифрами? Это кадры либо слабая методологическая база, либо что-то другое? Спасибо.
АнтонСилуанов:
Уважаемые депутаты, действительно прогнозы достаточно часто у нас отличаются от реалий. Почему? Потому что мы формируем бюджет сейчас, обычно мы формируем бюджет летом, а исполняем бюджет уже в следующем бюджетном цикле, то есть через полгода только начинается исполнение бюджета. И, конечно, наш бюджет, прогнозы, наша экономика очень сильно зависят от внешних факторов, которые неподвластны нашим прогнозам и неподвластны тем решениям, которые принимаются в Российской Федерации. Если бы у нас не было такой зависимости, прогнозы были бы гораздо лучше.
Для того чтобы бюджет не реагировал на изменения внешнеэкономической конъюнктуры, как раз мы и будем предлагать вернуться к тем так называемым бюджетным правилам или тем возможностям федерального бюджета, которые будут выполняться вне зависимости от того, какая будет цена на нефть, вне зависимости от того, как будет себя вести мировой спрос или курс рубля по отношению к доллару. Вот тот возможный объём, определённый по бюджетным правилам, по возможностям экономики, которые будут генерить доходы и создание резервов в бюджете. Это всё позволит нам выполнять бюджет вне зависимости от любых факторов, и тогда можно его и не править. Хотя любые правки бюджета ведь связаны с чем? С тем, что мы видим, что есть новые приоритеты, нужно немножко помочь тем или иным отраслям или отдельным категориям наших граждан. Поэтому в течение года ведь жизнь меняется, и всегда эти приоритеты, они возникают в течение исполнения бюджета.
Мне кажется, это не страшно, если мы с вами меняем бюджет один раз в первом полугодии, другой раз во втором полугодии. Они бывают, эти изменения, и непринципиального плана, но 2015 год, конечно, это серьёзное изменение внешнеэкономической конъюнктуры и, конечно, серьёзное изменение и в структуре доходов, и расходов бюджета Ядумаю, что в 2016 году, мы видим, что тоже достаточно большие корректировки произошли, но дальше бюджет уже адаптируется, и уверяю, что каких-то кардинальных правок проходить не будет. Спасибо.
ВалерийГартунг:
-Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Я воспользовался советом Андрея Михайловича Макарова и взял с собой заключение отчета Счётной палаты. Действительно, здесь, в заключении, всё написано. И, как я сказал Татьяне Алексеевне, вы лишаете оппозицию работы, потому что вы всё уже написали, все недостатки, которые есть, они здесь описаны.
Теперь осталось нам с вами принять решение, что с этим делать? Вот я, выходя на эту трибуну, подумал: а вообще для чего мы столько времени потратили на обсуждение отчета об исполнении бюджета на 2015 год, какие мы решения должны принять, что мы должны сделать по итогам этого обсуждения? Я так понимаю, мы должны провести работу над ошибками. Если были ошибки, значит, нужно их исправлять, а для это нужно какие-то меры принимать.
Послушав представителя Правительства Силуанова Антона Германовича, когда мы его спросили, собственно говоря, какие меры вы принимаете для решения проблем, стоящих перед страной? Если оценить объём мер, о которых он сказал, они тянут примерно на 150, как вы сказали, привели цифры, там, 150, может быть, суммарно на 200 млрд руб. при дефиците бюджета в три трлн руб., это чуть больше 5% от проблемы. А что с оставшимися 95% делать?
Чтобы проблему решить, нужно и соответствующие меры воздействия на неё вырабатывать. И тогда, Антон Германович, когда вам будут задавать вопрос, а почему такие у вас неточные прогнозы, и почему мы по два раза в год меняем проект бюджета сначала понижаем доходную часть в проекте, а потом её увеличиваем в конце года, вы честно ответите, что вы просто не влияете на эту ситуацию, потому что наш бюджет, исполнение бюджета зависит от внешних факторов.
Надо принять меры для того, чтобы мы сами могли влиять на ситуацию с бюджетом, а для этого нужно внимательно почитать заключение Счётной палаты и те предложения, которые здесь высказаны. Кроме того, я бы ещё добавил наши предложения, которые мы внесли уже в проектах законов в прошлом году, в прошлом созыве, и уже в этом созыве 19 проектов законов. Я о некоторых из них сейчас скажу.
Уважаемый Антон Германович, конечно, когда встаёт вопрос о том, какие же меры нужно предпринимать для развития экономики, это, конечно же, вопрос не только к вам как к министру финансов. И для того чтобы на этот вопрос ответить, здесь, наверное, должны быть другие министры, и, может быть, нам подумать нужно о повышении статуса обсуждения вопроса о бюджете и приглашать сюда курирующего вице-премьера, который бы мог отвечать и за Антимонопольную службу, и за Минэкономразвития, за Таможенную службу. Потому что, действительно, как вы правильно сказали, одними монетарными мерами поднять экономику невозможно. И если вы будете только вкачивать в экономику деньги, то вы видите здесь инфляционную составляющую, но вы правы, нужно действовать в комплексе, нужно принимать меры таможенной защиты, нужно принимать меры налогового стимулирования и, конечно же, нужно смотреть, как нам перераспределять налоговую нагрузку между обрабатывающими и сырьевыми отраслями.
Поэтому я попросил бы вас ещё раз всё-таки взвесить наши предложения и обдумать их, ещё раз его повторю, мы предлагаем отменить возврат НДС экспортёрам сырья. Эта мера могла бы дать 1,5 трлн руб. в год, это половина дефицита бюджета.
Вторая мера. Если вы считаете, что это может быть сверхреволюционная мера, давайте её вводить поэтапно, необязательно сразу в полном объёме, давайте напишем, составим план, например, на три, на пять лет, где мы постепенно будем уменьшать возврат НДС. Сейчас 18% возвращается, по 3% каждый год убирать, и таким образом мы приучим сырьевиков большую часть продукции перерабатывать и добавленную стоимость создавать здесь, а меньшую отдавать за рубеж.
Эту меру применил Китай, много лет, уже больше десятилетия он её применяет, и таким образом налоговым стимулированием меняет структуру своего экспорта в сторону высокотехнологичной продукции. Она отработана, мера, пожалуйста. Если вы не верите мне на слово, возьмите, запросите данные, изучите информацию.
Следующая мера. Это государственные закупки. 70% российской экономики находится под контролем государства, никто не отменял 223-й закон, 44-ФЗ, должны быть конкурентные закупки. Но, по данным Счётной палаты, каждая третья госзакупка осуществляется у единственного поставщика. Ну, вот вам и резервы, посчитайте. Даже если мы треть госзакупок проведём на конкурентной основе и хотя бы 10% за счёт этого сэкономим, вот ещё 1,5 трлн руб. Пожалуйста.
Понятно, что эти деньги не из воздуха возьмутся, они откуда-то уйдут. Мы же понимаем, куда идут деньги, которые тратит государство, неразумно тратит на госзакупках. Понятно, что они превращаются во всевозможные яхты, самолёты, счета зарубежные, и так далее.
А вот если мы их изымем в бюджет и направим на повышение пенсий, зарплат бюджетников, то во что они превратятся? В повышение платёжеспособного спроса на сельхозпродукцию. Люди недоедают сейчас, мы же видим. Мы экономим на людях, которым уже на питание не хватает денег. Вот вам только две меры, которые способны поменять ситуацию. Мало того, что это более справедливо, мало того, это ещё и даст стимул для перехода российской экономике с сырьевого пути на индустриальный, потому что мы на сырьевой отрасли немножко будем их нагружать налоговой нагрузкой, а обрабатывающие освобождать. Таким образом, мы сделаем их более конкурентоспособными. Тем более что сейчас, если добавить к этому ещё меры таможенной защиты. Я вот на прошлом заседании вам один пример приводил. Это я говорил только о законодательном обеспечении. Поэтому мы за этот закон голосовать не будем и призываем вас к тому же.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме