18:30 22.04.2013 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Татьяна Москалькова: со списаниями государственных долгов необходимо разобраться
По материалам:
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Татьяна Москалькова в интервью «АН» разбирается со списанием долга Кыргызстану в 498 миллионов долларов США.
Прощать долги надо в целях обогащения…
– Татьяна Николаевна, увлекательные игрища со списанием многомиллионных и многомиллиардных долгов длятся со времен СССР. Насколько, на Ваш взгляд, это имело смысл тогда и насколько – сейчас?
– В разрезе политики, проводимой руководством Советского Союза, практического смысла в упомянутом списании было все-таки побольше. Такие шаги базировались на недвусмысленном фундаменте идеологии – не суть при этом, какова она была, плоха ли, хороша, – и предпринимались в целях вовлечения иных государств в сферу интересов страны, то есть СССР. Таким образом, решались – и далеко не самым худшим образом, замечу, решались – геополитические задачи. И именно геополитический выигрыш получался такой, о котором, увы, нам сегодня остается лишь мечтать.
Что есть списание долгов? В сущности, это инструмент воздействия, причем, в умелых руках весьма и весьма эффективный инструмент. И всего каких-то 20-30 лет назад им пользовались гораздо искуснее. Так или иначе, с его помощью нам удавалось контролировать изрядную часть мира.
А теперь давайте взглянем на то, как распоряжаются этим инструментом сейчас. Обратимся к цифрам. За последние годы Россией списаны долги Сирии – 9,8 миллиарда долларов, Алжиру – 4,7 миллиарда долларов, Вьетнаму – 9,4 миллиарда долларов, Монголии – 11 миллиардов долларов. Прибавим сюда десятимиллиардное списание (в долларовом, естественно, эквиваленте) КНДР, Афганистану (11 миллиардов), Ираку (8 миллиардов) и так далее. В итоге, по самым приблизительным подсчетам, Россия простила одним только странам Азии и Африки 75 миллиардов долларов.
– Плюс, скажем так, не только денежные потери…
– Да. Классический пример – российская военная база во Вьетнаме, в Камрани. Списание долга давало нам возможность рассчитывать на такой же дружественный жест в виде льготного пользования ею – а это дорогостоящая инфраструктура, – однако на деле сначала последовало требование об арендной плате в совершенно немыслимых размерах, а потом… В итоге, как всем известно, в геополитически важной точке планеты у нас – ноль.
– Картина ясна во всей ее неприглядности. А касательно стран СНГ примерно то же самое?
– Отнюдь нет. Есть совершенно другие примеры. В 2003 г. в счет долга Армения передала России Разданскую тепловую электростанцию и акции 4-х крупных ЗАО, включая «Марс», «Ереванский научно-исследовательский институт математических машин», «Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения». В 2008 г. Таджикистан погашал государственный кредит перед Россией путем передачи нам в собственность оптико-электронного узла «Нурек». Оставшаяся часть задолженности инвестировалась в строительство Сангтудинской ГЭС-1. Это было оформлено межгосударственными соглашениями, которые затем, как положено, ратифицировались парламентами. Такой прагматический подход понятен и оправдан.
В варианте с киргизскими долгами не было официально представлено никаких экономических и политических аргументов, которые бы могли убедить в необходимости отступить от прагматического законного и обоснованного подхода по взысканию долгов.
А ратифицирует-то кто?
– Ваша фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» как голосовала по этому закону?
– «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не голосовала за этот ратификационный закон. Предварительно мы очень подробно обсуждали этот вопрос, анализировали возможные последствия его принятия, говоря попросту – какую выгоду получит российское государство от подобных действий?
Применительно к Кыргызстану мы имеем массу неопределенностей. Начнем с военных баз. Всем памятны совершенно невнятные метания киргизской стороны с базой в Манасе. То Кыргызстан с нами, то с США, то цена одна, то другая.
В результате авиабаза Манас эксплуатируется сейчас американскими силами. Кроме того, в Кыргызстане в прошлом году достигнута договоренность об обустройстве российской объединенной военной базы взамен имеющихся 4-х российских объектов – базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте, радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу и авиабазы в Канте. Это итог по сути трехлетних переговоров. Но для России его вряд ли можно признать вполне успешным. Мы рассчитывали законодательно закрепить право базироваться на территории Кыргызстана в течение 49 лет, а получили разрешение только на 15 лет, начиная с 2017 года.
Очень важно понять – если списывается долг, то кому? Народу Кыргызстана? Или Бакиеву, который прекрасно обогатился за время своего правления?
И очень важно помнить о роли России (в рамках ОДКБ и самостоятельно) в период урегулирования межэтнического конфликта летом 2010 года. Тогда Россией была оказана помощь Кыргызстану в 20 миллионов долларов и 200 тысяч тонн бесплатных (для Кыргызстана) горюче-смазочных материалов, несколько бортов МЧС с гуманитарной помощью…
И еще одно обстоятельство, которое склонило депутатов фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не поддержать этот ратификационный закон: с 1 апреля этого года делопроизводство в госорганах Кыргызстана не будет больше вестись на русском языке, а только на кыргызском языке. До этого времени оно осуществлялось на 2-х языках. Такой шаг может привести к резкому сужению русскоязычного пространства.
Я далеко не уверена, что при нынешних обстоятельствах ратификация подобного Соглашения будет правильно понята нашими избирателями. Особенно при совершенно неприличном недофинасировании программ, связанных с обеспечением жильем военнослужащих, переселения граждан из ветхого жилья и ряда других.
– Какие, по вашему мнению, первоочередные меры необходимо принять, чтобы навести должный порядок в данном вопросе?
– Самые несложные, можно сказать стандартные. Во-первых, отчасти повторюсь, каждое списание долгов должно предварительно глубоко анализироваться с просчетом всех возможных последствий, а равно выгод для России, которые она получает, списывая кому-то долг.
В пояснительной записке к ратификационному закону по списанию долга с Кыргызстана в качестве одной их 3-х целей указано: позиционировать Российскую Федерацию как крупного международного донора. Только вот не получилось бы так, чтобы страна превратилась в донора, из которого по недосмотру врача выкачали всю кровь…
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме