20:45 28.01.2010 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Спасем государство от криминального захвата сельхозземель

28 января в зале заседаний фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе состоялся круглый стол «Упорядочение отношений собственности на земли сельскохозяйственного назначения: законодательный аспект и практика».

В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Совета партии по вопросам АПК и земельным отношениям, представители Министерства сельского хозяйства, Генеральной прокуратуры, Земельного союза, а также различных инициативных групп. 

Модератором мероприятия выступил депутат фракцииСПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Четвериков. Открывая встречу, парламентарий отметил, что заявленная тема дискуссии – «актуальна, тем более в свете экономического, финансового кризиса, поскольку эта проблема тесно связана с экономической и продовольственной безопасностью нашего государства». Неурегулированность земельных отношений на сегодня является очень серьезным тормозом развития сельского хозяйства и экономики страны в целом, подчеркнул депутат. Он напомнил, что Совет партии по вопросам АПК и земельным отношениям и фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ неоднократно выражали свою позицию по этому вопросу, свою озабоченность, широко обсуждалась эта тема и на многих мероприятиях партии.

«Кроме того, мы стали инициаторами подачи запроса в Генеральную прокуратуру о проведении проверки соблюдения прав граждан в сфере оборота земельных долей, - сообщил Александр Четвериков. - И хотелось бы сегодня обсудить наши предложения и выработать позицию и конкретный план действий СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ на законодательном уровне».

Секретарь Центрального совета партии, председатель Совета партии по вопросам АПК и земельным отношениям, заместитель председателя Российского земельного союза Алексей Чепа оценил современное состояние земельных отношений в России как критическое. По его мнению, начатая в 90-х годах земельная реформа, создавшая новый передел земли, изъятие ее из вечного пользования колхозов и совхозов и раздел между работниками в виде земельных долей, не привела к главной задачи – повешению эффективности использования земли и развитию сельского хозяйства. Более того, реформа породила массу проблем экономического и правового характера, настаивает эксперт. И одна из главных проблем – обеспечение продовольственной безопасности страны.

А ведь Россия обладает 40% мировых запасов чернозема и 9% мировых пахотных площадей. «Это, по сути, наше конкурентное преимущество мирового значения, грамотно воспользовавшись которым, мы могли бы обеспечить серьезный экономический рост, повысить благосостояния наших граждан. Россия, учитывая возрастающий спрос на продовольствие в мире, могла бы стать ведущей среди стран-экспортеров продовольствия. Но имея такие земельные ресурсы, наша страна производит всего 1,5% мировой сельскохозяйственной продукции. А обеспеченность нашей страны составляет всего лишь около 60%», - признал Алексей Чепа.

«Бурьяном заросло на сегодняшний день более 23 млн га пашни. Поэтому важнейшей задачей государства на сегодня является полноценное вовлечение земель сельхозназначения в гражданско-правовой и экономическо-правовой оборот», - подчеркнул он.

Земельный рынок в России находится на начальной стадии формирования. И в силу ряда причин, экономических и правовых, слаб и не развит, констатировал эксперт. Только, по официальной статистике, в ежегодный оборот земель сельхозназначения вовлечено около 5%. Это объясняется низкой привлекательностью для инвесторов и отсутствием нормативно-правовых условий. На сегодня из 12 млн селян менее 10% удалось оформить свою землю в собственность. При этом 25 млн га используются вообще без надлежащего оформления документов. «Это очень опасная ситуация, позволяющая манипулировать земельными долями, что зачастую приводит к обезземеливанию сельхозорганизаций», - считает Алексей Чепа. А все потому, что выделение земельных участков из общей долевой собственности – процесс длительный и сложный, плюс дороговизна оформления прав на землю, большие административные и правовые трудности.

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ совместно с общественными организациями по итогам многочисленных форумов пришла к пониманию необходимости тщательной ревизии всего земельного законодательства, а также выработки более эффективного механизма ее реализации, сообщил председатель Совета. «Следует провести инвентаризацию фактического использования всех земельных долей. В стране до сих пор отсутствует единый земельный кадастр. Не произведено разграничение земель, не налажен должный учет и контроль. Поэтому нужна государственная программа инвентаризации всех земельных участков для создания полного кадастра, что в свою очередь обеспечит развитие финансового рынка, основу которого составляет использование недвижимого имущества в качестве обеспечения кредитов, решение иных проблем, стоящих перед государством. И создание кадастра должно финансироваться государством, о чем свидетельствует и мировая практика», - убежден Алексей Чепа.  

При этом он обратил внимание на тот факт, что свобода оборота земель приводит к тому, что угодья попадают в собственность лиц, которые занимаются перепродажей. Поэтому следует ужесточить законодательство, что позволило бы защитить собственников от криминального захвата и ликвидации предприятий.

Алексей Чепа предложил создать при фракции рабочую группу, которая проанализировала и обобщила бы все предложения и инициативы и выработала соответствующий законопроект.  

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский поддержал своего коллегу и заявил о колоссальных системных спекуляциях с землями сельхозназначения. Недобросовестные предприниматели скупают громадные пространства российских земель, при этом не собираясь использовать их по назначению. И просто ждут, когда подскочат цены, чтобы выгодно продать неправедное имущество. Сергей Лисовский уверен, что надо как можно быстрее законодательно сократить и прекратить перевод сельхозземель на иные предназначения. Для этого следует ввести процесс отмены и возврата незаконно приобретенной земли государству. Так, например, если люди купили крупный надел и два года его не используют, то надо либо забрать у них землю, либо кратно поднять налог, чтобы вынудить ее продать настоящим земледельцам.

Сенатор также видит одну из основных проблем, мешающих нормальному развитию земельного рынка, в отсутствии кадастрового учета и грамотной регистрации собственности. Сергей Лисовский обратил внимание на абсолютную коррумпированность этой сферы экономики. По его словам, существует негласный ценовой прайс-лист на все услуги по оформлению земель. И все эти занебесные суммы идут, естественно, не в бюджет, а накачивают карманы российских чиновников.

Не менее важная часть сельскохозяйственных работ – районирование земель, которое переняли у России все страны, - совершенно заброшена. Сейчас распределение субсидий государства никак не зависит от культур, которые собираются выращивать в том или ином регионе. Это нонсенс. Сергей Лисовский обратился ко всем участникам круглого стола и, в особенности, к тем, кто непосредственно занимаются сельским хозяйством, с просьбой поднять по возможности все карты районирования, чтобы можно было понять, где и какую культуру следует культивировать, и передать в Правительство сведенный документ с целью принятия соответствующей программы.   

Заместитель руководителя Департамента земельной политики Министерства сельского хозяйства РФ Валериан Петров в свою очередь сообщил, что сегодня в целях совершенствования государственной земельной политики Минсельхоз ведет работу над тремя законопроектами.

Первый: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Он доработан в рамках межведомственной рабочей группы по совершенствованию оборота и использования сельхозземель, созданный распоряжением Правительства РФ. Законопроектом предлагается путем внесения изменений в федеральные законы, включая три кодекса Гражданский, Земельный и Налоговый, решение комплекса вопросов, в том числе, в части упорядочения отношений собственности земель сельскохозяйственного назначения. Документ уточняет порядок выделения земельных участков в счет земельных долей на основе проекта образования земельных участков, предполагает наделение органов местного самоуправления полномочиями по организации общего собрания участников долевой собственности для решения вопросов, связанных с земельными долями. В целях изъятия земельных участков из земель сельхозназначений в связи с их неиспользованием предлагается ввести соответствующие изменения в Гражданский и Земельный кодексы РФ. Законопроект предлагает критерии неиспользования земельных участков и состава сельскохозяйственных угодий. Предусматривается, что конкретные признаки неиспользования будут скорректированы в субъектах РФ. Предлагается переход выборочных и невостребованных долей в муниципальную собственность по решению суда.

Что касается передачи сельхозземель в аренду, то в законопроекте предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и образованный в счет выделенных земельных долей передается использующим земельный участок сельскохозяйственным организациям или гражданам, ведущим крестьянское или фермерское хозяйство без проведения торгов. Цена назначается не более 15% (сейчас 20%) от кадастровой стоимости земельного участка. Аренда не более 0,3 от кадастровой стоимости земельного участка. В документе присутствует много норм, связанных с регистрацией, с усилением контроля, с повышением эффективности использования земель. На заседании Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности 14 декабря 2009 года законопроект поддержан при условии его доработки с учетом замечаний после первого чтения. Считаем, что принятие законопроекта позволит в ближайшее время выделить земельные доли 10 млн человек и сформировать земельные участки на площади около 100 млн га и обеспечит залоговую базу для привлечения долгосрочных кредитов, обеспечит вовлечение неиспользованных земель в сельскохозяйственный оборот, наведение определенного порядка в земельных отношениях, повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель. Запланировано первое чтение этого законопроекта на 29 января. Пользуясь случаем, Валериан Петров попросил представителей фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ поддержать этот документ.

Второй законопроект: «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ». Он решает задачи сохранения целевого использования земель государственных племенных организаций за счет отнесения сельскохозяйственных угодий государственных племенных организаций к «особо ценным, продуктивным сельскохозяйственным угодьям».    

Третий: Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В ответ Александр Четвериков особо подчеркнул, что на заседании фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в минувший вторник были детально изучены законопроекты, которые будут рассматриваться 29 января в Государственной Думе на пленарном заседании. Он выразил мнение, что предлагаемые документы призваны решить серьезные проблемы, именно поэтому фракция обратит на них особое внимание. В свою очередь парламентарий также выразил убеждение в необходимости дальнейшей разработки законопроектов в области сельского хозяйства и заявил, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает это направление своей деятельности одним из главных.

В круглом столе также приняли участие депутаты фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Татьяна Москалькова, Вера Лекарева, Анатолий Грешневиков, Елена Драпеко, председатель Московского областного регионального отделения Российского земельного союза Валентин Корнилов, доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Геннадий Волков и другие.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме