20:15 16.09.2010 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Сергей Миронов и группа депутатов фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Госдуме внесли законопроект о введении прогрессивного налога на доходы
16 сентября Председатель Совета Федерации, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, руководитель партийной фракции в Государственной Думе Николай Левичев и группа депутатов фракции (Оксана Дмитриева, Валерий Гартунг, Светлана Горячева, Александр Бабаков, Сергей Петров, Александр Терентьев, Елена Вторыгина, Александр Четвериков, Михаил Емельянов, Александр Бурков и Анатолий Грешневиков) внесли на рассмотрение парламента проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышения стандартных и имущественного налоговых вычетов.
С одной стороны, документ предусматривает увеличение размера предоставляемых стандартных налоговых вычетов ряду категорий граждан (в том числе ветеранам Великой Отечественной войны и «чернобыльцам») с 3 до 6 тыс. рублей в месяц, другим категориям граждан (в том числе Героям России и СССР, инвалидов I и II групп) – с 500 до 5 тыс. рублей в месяц.
Для всех иных физических лиц стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 рублей в месяц до того момента, как годовой доход превысит 40 тыс. рублей, предлагается увеличить до 4 тыс. рублей до того момента, как годовой доход превысит 80 тыс. рублей.
«Таким образом, фактически законопроект предполагает освобождение от НДФЛ за счет установления возможности применения стандартного налогового вычета доходов, примерно соответствующих уровню установленного в настоящее время на федеральном уровне МРОТ (4 330 рублей в месяц). Применить данный вычет смогут граждане до того месяца, пока их совокупный доход с начала года не превысит 80 000 рублей»,- отмечается в пояснительной записке.
Помимо этого, законопроектом предлагается увеличить стандартный налоговый вычет на детей с 1 тыс. до 2 тыс. рублей, имущественный вычет от продажи недвижимости – с 1 млн до 2 млн рублей. «В целом предусмотренное законопроектом изменение размеров стандартных налоговых вычетов направлено в первую очередь на дополнительную поддержку наиболее нуждающихся и низкообеспеченных слоев населения РФ. Таким образом, данные нормы носят явно социальную направленность и должны рассматриваться именно с этой точки зрения», - отмечается в пояснительной записке.
С другой стороны, законопроект вносит изменения в пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ и вводит прогрессивную шкалу налогообложения по доходам граждан (за исключением доходов от предпринимательской деятельности), превысивших с начала года 3 млн рублей.
Законопроект предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ:
· по доходам до 3 млн рублей включительно – 13%;
· по доходам свыше 3 млн, но не более 15 млн рублей – 390 тыс. рублей плюс 25% с суммы, превышающей 3 млн рублей;
· по доходам свыше 15 млн рублей, но не более 30 млн рублей – 3 млн 390 тыс. рублей плюс 35% с суммы, превышающей 15 млн рублей;
· по доходам свыше 30 млн рублей – 8 млн 640 тыс. рублей плюс 50% с суммы, превышающей 30 млн рублей.
«Учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится львиная доля доходов трудоспособного населения нашей страны», - указано в пояснительной записке.
Кроме того, предусмотренный законопроектом порядок вводит дополнительную обязанность декларирования доходов физическими лицами, которые будут получать свыше 3 млн рублей в год.
Помимо того, предлагается изменить ставки налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ:
· налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, не превышающих 15 млн рублей включительно;
· налоговая ставка устанавливается в размере 4 млн 500 тыс. рублей плюс 50% с суммы, превышающей 15 млн рублей, в отношении всех доходов, превышающих 15 млн рублей.
Авторы предлагают ввести законопроект в действие с 1 января 2011 года. «Это означает, что он будет применяться к налогообложению доходов физических лиц, полученных после 01.01.2011 г.», - отмечается в пояснительной записке.
Проект
Вносится членом Совета Федерации С.М.Мироновым,
Депутатами Государственной Думы Н.В.Левичевым, А.М.Бабаковым,
О.Г.Дмитриевой, В.К.Гартунгом, С.П.Горячевой,
А.В.Терентьевым, С.А.Петровым, А.В.Четвериковым,
А.Л.Бурковым, Е.А.Вторыгиной,
М.В.Емельяновым, А.Н.Грешневиковым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
(в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышения стандартных и имущественного налоговых вычетов)
Статья 1.
Внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 2, 18; № 23, ст. 2289; 2006, № 31, ст. 3436, 3452; 2007, № 31, ст. 4013) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 214 изложить в следующей редакции:
«1) Налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.
В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета;»;
2) в пункте 1 статьи 218:
а) в подпункте 1 слова «3 000 рублей» заменить словами «6 000 рублей»;
б) в подпункте 2 слова «500 рублей» заменить словами «5 000 рублей»;
в) подпункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) налоговый вычет в размере 4 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 - 2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 80 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 80 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;»;
г) в подпункте 4 слова «1 000 рублей» заменить словами «2 000 рублей»;
3) в подпункте 1 пункта 1 статьи 220 слова «1 000 000 рублей» заменить словами «2 000 000 рублей»;
4) в статье 224:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговая ставка устанавливается в следующем размере:
1) по доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные налоговые вычеты в соответствии с положениями статьи 221 настоящего Кодекса и имущественные налоговые вычеты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, – 13 процентов;
2) в отношении прочих доходов, полученных в течение налогового периода:
- по доходам до 3 миллионов рублей включительно – 13 процентов;
- по доходам свыше 3 миллионов, но не более 15 миллионов рублей – 390 000 рублей плюс 25 процентов с суммы, превышающей 3 миллиона рублей;
- по доходам свыше 15 миллионов рублей, но не более 30 миллионов рублей – 3 390 000 рублей плюс 35 процентов с суммы, превышающей 15 миллионов рублей;
- по доходам свыше 30 миллионов рублей – 8 640 000 рублей плюс 50 процентов с суммы, превышающей 30 миллионов рублей.»;
б) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов, не превышающих 3 миллионов рублей включительно:»;
в) дополнить новым пунктом 2.1. следующего содержания:
«2.1. Налоговая ставка устанавливается в размере 1 050 000 рублей плюс 50 процентов с суммы, превышающей 3 миллиона рублей, в отношении следующих доходов свыше 3 миллионов рублей:
стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.»;
г) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, не превышающих 15 миллионов рублей включительно, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговая ставка устанавливается в размере 4 500 000 рублей плюс 50 процентов с суммы, превышающей 15 миллионов рублей, в отношении всех доходов, превышающих 15 миллионов рублей, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.»;
д) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется налоговая ставка, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.».
5) в статье 228:
а) подпункт 4 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов, а также физические лица, чей доход, подлежащий налогообложению (не освобождаемый от налогообложения) за налоговый период превысил 3 миллиона рублей, - исходя из сумм доходов, при выплате которых налоговым агентом налог был удержан без применения ставок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 224 настоящего Кодекса;»;
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, или при выплате которых налоговым агентом был исчислен и удержан налог без применения ставок, предусмотренных статьей 224 настоящего Кодекса, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый – не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.».
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
(в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышения стандартных и имущественного налоговых вычетов)
Предлагаемым проектом Федерального закона предлагается, с одной стороны, увеличить так называемый не облагаемый минимум доходов граждан за счет повышения размеров стандартных налоговых вычетов, а с другой стороны вводится прогрессивная шкала налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человека 3 миллиона рублей.
В настоящее время глава 23 Налогового кодекса РФ предусматривает применение к доходам граждан, облагаемым НДФЛ по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 225 Кодекса, стандартных налоговых вычетов (статья 218). Применение стандартных налоговых вычетов по своей сути формирует для налогоплательщика необлагаемую налогом суму дохода. Конкретный размер и порядок применения стандартных вычетов зависит от категории налогоплательщиков, имеющих право на их применение. В целом система стандартных налоговых вычетов построена таким образом, чтобы обеспечить их получение наиболее социально нуждающимся категориям граждан.
Законопроект предусматривает увеличение размера предоставляемых стандартных налоговых вычетов.
Действующая редакция статьи 218 НК РФ предусматривает следующие виды налоговых вычетов.
1) в размере 3 000 рублей за каждый календарный месяц для:
- лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
- лиц, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);
- военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
- лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
- ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
- лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;
- лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
- лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;
- лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;
- лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.
Законопроект предусматривает увеличение размера стандартного налогового вычета для данной категории граждан в 2 раза до 6 000 рублей в календарный месяц. Данный уровень вычета примерно соответствует величине прожиточного минимума (а для многих субъектов РФ – даже ниже данного значения) для трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации по данным на 01.01.2010.
Указанные выше категории граждан фактически являются теми, кто нуждается в социальной защите со стороны государства в первую очередь. Фактически законопроект предусматривает освобождение от налогообложения по НДФЛ их доходов в размере, примерно соответствующем величине прожиточного минимума. Таким образом, законопроект освобождает от НДФЛ минимальный объем доходов, необходимый для жизни наиболее нуждающимся в социальной поддержке категориям граждан.
Статья 218 НК РФ также предусматривает в действующей редакции вычет в размере 500 рублей в месяц для следующих категорий граждан:
- Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
- лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
- лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
- бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;
- инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;
- лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
- лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;
- рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
- лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
- лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
- родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;
- граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Для данных категорий граждан Законопроект предусматривает увеличение размера стандартного вычета с 500 до 5 000 рублей в месяц.
Следует принять во внимание, что указанные выше размеры стандартных налоговых вычетов, изменяемые настоящим законопроектом, до этого ни разу не увеличивались с момента введения в 2001 году главы 23 НК РФ "НДФЛ" в силу, в то время, как имеющие на данный вычет категории граждан также относятся к тем, кто в наибольшей степени нуждается в государственной поддержке.
Для всех иных физических лиц, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше категорий граждан, действующая редакция статьи 218 НК РФ предусматривает стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода, который действует до месяца, в котором облагаемый по ставке 13% доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет не применяется.
Законопроект впервые с момента принятия главы 23 НК РФ предлагает увеличить размер данного вычета, причем весьма существенно – до величины 4 000 рублей до наступления месяца, в котором совокупный облагаемый доход превысит 80 000 рублей.
Таким образом, фактически законопроект предполагает освобождение от НДФЛ (за счет установления возможности применения стандартного налогового вычета) доходов, примерно соответствующих уровню установленного в настоящее время на федеральном уровне МРОТ (4 330 рублей в месяц). Применить данный вычет смогут граждане до того месяца, пока их совокупный доход с начала года не превысит 80 000 рублей, что позволит получить максимальное число вычетов (12) тем гражданам, чей доход в течение года находится в пределах среднего значения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в РФ.
В целом предусмотренное законопроектом изменение размеров стандартных налоговых вычетов, как видно из представленных выше пояснений, направлено в первую очередь на дополнительную поддержку наиболее нуждающихся и низкообеспеченных слоев населения РФ. Таким образом, данные нормы носят явно социальную направленность и должны рассматриваться именно с этой точки зрения.
Законопроектом предлагается увеличить стандартный налоговый вычет на детей (подпункт 4 пункта 1 статьи 218) с 1 000 рублей до 2 000 рублей.
Кроме того, законопроектом увеличивается имущественный вычет от продажи недвижимости с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей.
С другой стороны, законопроект вносит изменения в пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ и вводит прогрессивную шкалу налогообложения по доходам граждан (за исключением доходов от предпринимательской деятельности), превысивших с начала года 3 000 000 рублей.
По данным статистики число граждан, чей доход в год превышает 3 000 000 рублей, составляет не более 0,2% социально активного населения страны, т.е. лиц, занятых в экономике. При этом совокупный объем их доходов составляет почти 30% всех доходов граждан РФ.
Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, обеспечение принципов социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физических лиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения.
Законопроект предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в пункте 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ:
«- по доходам до 3 миллионов рублей включительно – 13 процентов;
- по доходам свыше 3 миллионов, но не более 15 миллионов рублей – 390 000 рублей плюс 25 процентов с суммы, превышающей 3 миллиона рублей;
- по доходам свыше 15 миллионов рублей, но не более 30 миллионов рублей – 3 390 000 рублей плюс 35 процентов с суммы, превышающей 15 миллионов рублей;
- по доходам свыше 30 миллионов рублей – 8 640 000 рублей плюс 50 процентов с суммы, превышающей 30 миллионов рублей.»;
Учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится львиная доля доходов трудоспособного населения нашей страны.
Введение прогрессивной шкалы и возможность получения доходов, превышающих пороги, требующих взимание налога по повышенным ставкам, потребовали введения обязанности для лиц, получающих доходы, в том числе в виде дивидендов, в течение года свыше 3 000 000 рублей, представлять по итогам года в налоговый орган налоговую декларацию.
При этом по смыслу предусмотренных законопроектом изменений такая обязанность возлагается только на тех, с чьих доходов при выплате доходов налоговым агентом (налоговыми агентами) были применены ставки, не соответствующие установленной законопроектом прогрессивной шкале. То есть, если физическое лицо получает в течение года доходы свыше 3 000 000 рублей, в том числе в виде дивидендов, у одной организации, и эта организация, как налоговый агент, применила установленные законопроектом ставки НДФЛ, то лицо не должно будет по окончании года представлять налоговую декларацию. Если у лица в течение года будет несколько источников выплаты доходов, в том числе в виде дивидендов, в результате отношений с которыми совокупный доход данного лица превысит 3 000 000 рублей, то сами источники выплаты не могут правильно рассчитать подлежащие применению ставки НДФЛ, в связи с чем налогоплательщик (физическое лицо) будет обязан по окончании года представить налоговую декларацию и доплатить налог.
Тем самым, можно утверждать, что предусмотренный законопроектом порядок вводит дополнительную обязанность декларирования физическими лицами своих доходов для минимального числа лиц – только тех, кто будет получать доходы, в том числе в виде дивидендов, свыше 3 000 000 рублей в год, с которых источником выплаты дохода не будет удерживаться налог в полном объеме.
Причем, следует признать, что в данной части законопроект помимо прочего устраняет имеющуюся неточность в действующей редакции главы 23 Налогового кодекса РФ. На сегодня физическое лицо обязано самостоятельно задекларировать свои доходы и доплатить в бюджет налог в случае, если при получении им дохода источник выплаты не удержал налог. А если это удержание имело место, но не в полном объеме (например, налоговый агент применил неправильную ставку налога), напрямую в Налоговом кодексе РФ нет требований о том, чтобы налогоплательщик задекларировал свои доходы и доплатил налог в бюджет.
Предусматриваемые законопроектом изменения эту проблему решают.
Соответствующие правки законопроект вносит в подпункт 4 пункта 1 и пункт 5 статьи 228 главы 23 Налогового кодекса РФ.
Изменены ставки налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации:
- налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, не превышающих 15 миллионов рублей включительно;
- налоговая ставка устанавливается в размере 4 500 000 рублей плюс 50 процентов с суммы, превышающей 15 миллионов рублей, в отношении всех доходов, превышающих 15 миллионов рублей.
Изменены ставки налога по следующим видам доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
- процентных доходов по вкладам в банках;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств;
Законопроект предусматривает введение в действие с 01 января 2011 года. Это означает, что он будет применяться к налогообложению доходов физических лиц, полученных после 01.01.2011г.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме