12:01 18.06.2010 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Семен Багдасаров: Россия заинтересована в стабильности в Кыргызстане

– Семен Аркадьевич, как вы оцениваете текущую политическую и экономическую ситуацию в Кыргызстане?

– Политическая ситуация оценивается как очень сложная, особенно в свете последних событий, произошедших на юге страны, в городе Ош. И такая ситуация перманентного конфликта не утихла. Боюсь, что это еще не завершающая фаза конфликта. Поэтому политическая оценка выглядит крайне негативной. Что же касается экономической обстановки, то думаю, она тоже не лучше. В целом, ситуация в Кыргызстане очень тяжелая.

– Как же на все происходящеесмотрит российская сторона?

– Россия заинтересована в стабильности в Кыргызстане. Это страна, с которой нас связывает очень многое. Но я выскажу свое личное мнение. Считаю, нам необходимо резко активизировать свои возможности по стабилизации ситуации в Кыргызстане. Нужно оказать помощь, в том числе и по линии ОДКБ, в виде предоставления экспертных консультаций и прочей взаимопомощи. И я это сразу предлагал. Мы обязаны сделать это в срочном порядке.

Если же кыргызская сторона не справится самостоятельно с ситуацией после оказания помощи, то возможно введение миротворческих сил. Такое соглашение ратифицировано как кыргызской, так и российской сторонами.

– Как будет, по-вашему, воспринята такая форма взаимопомощи, как введение в страну «голубых касок» внутренним сообществом?

– Положительно, так как значительная часть населения устала жить в состоянии перманентного страха, политической, экономической нестабильности. Что же касается отдельных дестабилизирующих сил в регионе, то страны, входящие в ОДКБ, в том числе и по линии миротворческих сил, должны оказать кыргызскому руководству содействие для изоляции таких деструктивных сил.

– Члены Временного правительства, установившегося

после падения режима Курманбека Бакиева, провозгласили курс на политическую демократизацию страны: изменение конституционных основ посредством всенародного референдума, смещение политического фокуса на парламентское устройство страны. Известно, что система политического устройства с доминированием института парламента создаст региональный прецедент. Сможет ли такая модель устройства стать жизнеспособной в окружении действующих авторитарных режимов?

– До этого использовалась президентская форма правления, но дважды она заканчивалась печально, все рушилось, потому что политическая и экономическая власть концентрировалась, по сути, в одной семье. И последний случай с Курманбеком Бакиевым наиболее яркое свидетельство тому. Понятно, если это не сработало, то есть попытка создать некую альтернативу. Насколько она будет дееспособной, мне сказать очень трудно. Я не хотел бы говорить заранее, будет она дееспособной или нет.

Парадокс заключается в том, что иной путь просто отсутствует.

– Многие эксперты, в том числе и представители российского экспертного сообщества, говорят о том, что межгосударственные отношения легче выстраивать с конкретным лицом, т.е. с президентом, нежели с несколькими представителями политических групп.

– Мы уже выстраивали отношения с одним президентом Курманбеком Бакиевым, и к чему это привело – известно. Привело это к узурпации значительной власти сыном президента Максимом Бакиевым. Последний просто торговал интересами России в розницу. Особенно это было видно на переговорах по размещению российских сил, которые призваны противодействовать радикализму, экстремизму на юге Кыргызстана. Тогда преднамеренно были завышены цены на аренду земли и т.д. Поэтому последний опыт показал, что, может, кому-то и удобно вести переговоры, но, в конечном счете, это не всегда соответствует интересам РФ как государству.

– В последние годы в Центрально-Азиатском регионе активизировали свою деятельность фундаменталистские, экстремистские группировки, представляющие серьезный фактор региональной нестабильности. Определенные радикальные организации представлены в виде партийных объединений, они открыто ведут антисветскую пропаганду по свержению светских режимов и установлению исламского мироустройства. Может ли влияние религиозных групп радикальной направленности в ближайшей перспективе кардинально изменить политическую региональную конъюнктуру?

– Может! Эти деструктивные силы существуют уже не один год. У них своя история. Они различны сами по себе: от радикальных террористических группировок до организаций исламо-социалистического толка. Но все они набирают существенную мощь, и в определенный момент они, конечно, вступят в борьбу за власть. Со всеми вытекающими последствиями.

Игнорировать это ни в коем случае нельзя!

– Многие российские эксперты предрекают Кыргызстану весьма пессимистичную перспективу – тенденцию к «афганизации», потере суверенитета. Оправданы ли объективно столь печальные прогнозы?

– Эксперты могут предрекать что угодно. Необходимо, анализируя, находить возможности оказания помощи Кыргызстану в той форме, которую я называл. Те действия, которые принимаются, – недостаточны.

– На одном из пленарных заседаний вы заявили, что Курманбек Бакиев вместе с сыном Максимом, тесно связанным с международной наркомафией, нанес большой ущерб России – около 70% наркотиков поступает в Россию через территорию Кыргызстана. Почему российская сторона не принимала своевременные адекватные меры, располагая подобными сведениями?

– Знаете, попытки убедить как-то предпринимались. Управление ООН по наркотикам и преступности официально признало Кыргызстан транзитером наркотиков в РФ. Это говорит о многом. Я сторонник того, что не надо делать вид, что все нормально, и вещи надо называть своими именами. Поэтому я и говорил так, как это было на самом деле.

– Комментируя агентству «Regnum» ситуацию в Кыргызстане, вы выразили надежду на то, что местная оппозиция объединится и сможет способствовать установлению пророссийски настроенной власти. Известно, что в стране представлены интересы и другой державы в лице ЦТП в аэропорту «Манас». Сможет ли Россия остаться в состоянии паритета взаимоотношений?

– Кыргызстан всегда лежал в сфере интересов РФ. Меня очень настораживает активность США. В частности, у меня вызвал беспокойство

визит генерала Дэвида Пэтриуса, который достиг договоренности с

режимом Курманбека Бакиева по размещению в городе Баткен спецподразделений. Возникает вопрос: что там забыли американцы? Поэтому Россия должна играть активную роль в Кыргызстане. Там, если я не ошибаюсь, проживает от 500 до 600 тыс. наших граждан. И пора задуматься об их защите. Президент РФ, в свою очередь, дал распоряжение министру обороны по защите наших граждан. Может, пора, наконец, выполнить распоряжение главнокомандующего?

– Могут ли последние революционные события в Кыргызстане повториться в одной из стран Центрально-Азиатского региона?

– От этого никто не застрахован. Ситуация в экономическом плане везде достаточно сложная. Рядом находится Афганистан, где полным ходом идут военные действия. Граница Таджикистана с Афганистаном в значительной степени открыта. Конечно же, такую возможность нельзя исключать.

Источник:

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме