18:15 13.10.2017 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Олег Шеин о противоречиях проекта федерального бюджета-2018
На пленарном заседании Государственной Думы 13 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:
Когда обсуждают бюджет, обычно говорят про вызовы текущего года, о чём здесь как раз говорил коллега. Я полагаю, мы найдем взаимопонимание по модели "там прибавить пять миллиардов, здесь эти пять миллиардов найти".
Но есть смысл поговорить про макрорешения, потому что все текущие вызовы определяются общей концепцией, по которой движется страна. Если мы возьмем бюджет 2018 года, то мы увидим явные противоречия: собственные расходы федерального бюджета снижаются на полтриллиона рублей, причем обратите внимание на что. Снижаются издержки на пенсионные выплаты: минус 300 миллиардов трансфертов в Пенсионный фонд и минус 1,5% запланировано в бюджете выплат по реальным пенсиям в ближайшие несколько лет. Снижается фактический размер материнского капитала, по сравнению с 2012 годом он девальвируется почти вдвое, поскольку не индексируется. Снижаются ассигнования по программе "Молодая семья". То есть бюджет сжимается. И вместе с тем валовый национальный продукт возрастает на пять триллионов. Бюджет минус полтриллиона, ВВП плюс пять триллионов, бюджет в реальном исчислении минус шесть процентов, ВВП в реальном исчислении плюс два процента. Противоречия налицо. Я чуть позже вернусь к схеме бюджета.
Сейчас я хотел бы затронуть тему одной маленькой вишенки, которую коллега не упомянул, но про которую нам обязательно будут рассказывать этой осенью и весь следующий год, я имею в виду тему доведения минимальной заработной платы до прожиточного уровня. Поскольку торта нет для населения, но есть вишенка, и есть смысл её пообсуждать.
Так вот какая нагрузка от повышения минимальной зарплаты до прожиточного уровня предполагается? Предполагается нагрузка для федеральных бюджетов в размере 0,03%, для региональных бюджетов в размере 0,2%, и для российского бизнеса, измученного ростом заработной платы, в размере 0,0017% от размера национальной экономики.
Эти величины, иначе как микроскопическими невозможно назвать это обсуждение пустоты. Причём на самом деле заработная плата не вырастет, поскольку в концепцию заложен ускоренный рост производительности труда по отношению к заработной плате, то есть доля заработной платы в фонд оплаты труда по отношению к национальной экономике по предложенной концепции в ближайшие несколько лет снизится примерно на 1,5%.
Я несколько раз здесь говорил в зале, что по размеру минимальной заработной платы Россия находится по приоритету покупательной способности на 95-м месте в мире, уступая Гондурасу, Кампучии, Вьетнаму, Чаду, Мавритании. После повышения минималки Мавританию, Вьетнам и Чад мы обгоним, а Гондурас нет.
Почему так происходит? Может быть, на самом деле, в стране нет денег, вот о чём нам постоянно рассказывают.
Теперь самое главное. В 2011 году доля федерального бюджета по отношению к ВВП была 20%, сейчас – 16%, на следующий год запланировано 15,7%, на 2020 год 14,7%. То есть доля национального продукта, которая идёт на развитие общества, общенациональные задачи по отношению к экономике, из года в год уменьшается.
Понятно, что кроме федерального бюджета есть бюджеты субъектов Федерации, есть бюджеты внебюджетных фондов, там происходит то же самое: в 2011 году их доля по отношению к национальной экономике была 32-35%, сегодня – 32%, минус три пункта, по правительственной программе запланировано к 2035 году 28%. В XXI веке люди так не живут.
В этом зале много раз говорилось о том, чтобы держать современный уровень требований к обществу и к стране, необходимо, чтобы на образование тратилось примерно 5-6% от национальной экономики, плюс процент на доступную бесплатную высшую школу.
На здравоохранение порядка 8-9%, на пенсии 10-12%, на ликвидацию безработицы хорошее пособие безработным и переобучение их на современные специальности порядка одного процентного пункта. Если всё это выполнять большие деньги.
По образованию, медицине – плюс четыре триллиона, по пенсиям плюс пять. Возникает вопрос: откуда их взять? При налоговой нагрузке в 32% ВВП их брать неоткуда, при запланированной Правительством налоговой нагрузке в 28% ВВП их брать тем более неоткуда.
Что такое 32% и 28%? В современном мире в развитых странах, будь то Япония, Южная Корея, Европа или иные "тигры", налоговая нагрузка составляет на большой капитал порядка 40-50%, 40% южная Европа, 50% северная. В России предполагается 28%, это уровень таких замечательных государств, как Ямайка, Боливия и Зимбабве. Но у нас же есть ещё и серьезные затраты на оборону, которых нет у этих стран. Если мы их уберем, то соответственно Правительство предлагает налоговую нагрузку на уровне 25% к национальной экономике.
Есть страна, и в России её хорошо знают, и в мире её хорошо знают, которая держит на уровне 25% к национальной экономике затраты на общественные нужды. Называется она Папуа Новая Гвинея. И не надо удивляться тому, что если уровень затрат к национальной экономике на общественные нужды составляет сегодня уровень Зимбабве, а дальше Папуа Новая Гвинея, то уровень минимальной заработной платы у нас будет отставать от другой известной всем страны под названием Республика Гондурас. Мы же не говорим о деньгах в натуральном исчислении, миллиардах долларов, юаней, рублей. Мы говорим о той доле экономики, которая идет на общественное развитие.
Нам иногда могут возразить, что общественное благо это гуманизм, абстракция, и если много денег тратить на него, то экономика будет стагнировать. Я не стану рассказывать про образование, скажу пару слов про медицину. На сегодня Россия занимает 112 место в мире по порогу смертности. По уровню смертности от сердечно-сосудистых заболеваний мы вчетверо опережаем Албанию и в 10 раз Францию. По оценкам ученых, исследователей, не медиков, кстати, математиков, докторов наук и академиков, при этом, в среднем, российский работник уходит из жизни на восемь лет раньше, и в среднем Россия теряет ежегодно порядка 12 триллионов рублей национального продукта. Мы экономим два триллиона на медицине, мы ежегодно теряем 12 триллионов рублей на национальной экономике. Поэтому пора развеять всю эту неолиберальную демагогию, разделяемую, к сожалению, коллегами из известной, всеми уважаемой фракции, о высоких налогах на высокий бизнес в Российской Федерации. На самом деле переплачивает малый бизнес, промышленное производство. В проекте бюджета предполагается увеличить ставки водного налога, акцизы, увеличить таможенные пошлины на ввоз в страну импортного инвестиционного машинного оборудования. Но при этом 9,5 триллионов рублей это ежегодные налоговые подарки, налоговые льготы. Я спрашивал у коллеги из Правительства, пользуются ли льготами те предприятия и организации, которые не платят официально заработную плату людям? Пользуются. На это мы услышали четкий ответ давайте что-то придумаем, но не сегодня, а в другой жизни, не в этой.
Офшоры. Коллега Макаров (Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам – Прим. ред.) рассказывал о том, что в прошлом году размер капиталов, вывозимых из страны, уменьшился. В прошлом году уменьшился, в этом году увеличился. В том году за девять месяцев из страны уехало 10 миллиардов долларов из-под налогообложения, в этом году за девять месяцев 21 миллиард долларов США. Кто вывозит? Риторический вопрос. У Роснефти 11 дочерних компаний в Голландии, Люксембурге, на острове Джерси и так далее. У "Аэрофлота" Бермуды, у авиакомпании "Россия" Ирландия, у Ростехнологии – Кипр, и там еще все остальные "Норильский никель", "Мечел", "Уралкалий", РОСНАНО, "О'Кей", "Пятерочка", "АШАН".
Минфин и Минэкономразвития полторы недели назад предлагали совершенно правильную мысль о том, чтобы запретить крупнейшим налогоплательщикам регистрироваться за пределами Российской Федерации. Предложение это было, как известно, Правительством Российской Федерации отвергнуто. Правительство сказало, что не надо так поступать, и что пусть дальше деньги уходят за пределы страны.
Официальная позиция Правительства в отношении государственных компаний, чтобы они проводили сделки, минуя российские налоговые юрисдикции. А подоходный налог? Здесь вчера буквально говорилось о том, что 20 тысяч человек в год получают порядка четырёх триллионов рублей, при этом 50 миллионов человек в год официально зарабатывают 20 триллионов.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предложила ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, на что прозвучал отказ. Политика сегодняшняя очень простая не брать налоги с крупного капитала, ввести для него налоговый рай, при этом он не касается малого бизнеса, не касается значительной части промышленного сектора, не касается муниципальных предприятий и тех же самых водоканалов, но крупный бизнес живет реально в налоговом раю. Он фактически сам себе устанавливает налоговые ставки, уходя за пределы российской юрисдикции в офшоры. Вместо этого Правительство берет в долг.
В прошлом году размер долговой нагрузки российского бюджета составлял 12 триллионов рублей, в этом году перешагнул за отметку 15,5 трлн. В проекте бюджета предполагается, что размер долгов Российской Федерации составит 18 триллионов. Вот она вся схема: работники вместо заработной платы получают кредиты, бюджет вместо налогов получает кредиты. Это модель, при которой, как говорят нам, в стране денег нет, давайте поделим два миллиарда к общему пониманию в рамках федерального бюджета и скажем, что у нас что-то получилось.
Именно по этой причине "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает ввести реальную серьёзную налоговую нагрузку на крупный капитал, ввести прогрессивную шкалу подоходного налога в отношении лиц, 20 тысяч человек, получающих четыре триллиона рублей ежегодно, предлагает пресечь вывоз денег в офшорные дыры, в том числе государственными компаниями, и предлагает ввести модель роста государственных расходов.
Разумеется, эти мероприятия должны сопровождаться перестройкой самой экономики, налоговым поощрением вторичной переработки, о чём через изменение модели НДС регулярно наши коллеги выступают с этой трибуны. Спасибо.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме