22:01 22.06.2016 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Олег Нилов и Виктор Шудегов об установлении стипендии в размере не ниже прожиточного минимума
22 июня Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления стипендии в размере не ниже уровня прожиточного минимума". Законопроект представил один из его авторов Олег Нилов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в поддержку выступил Виктор Шудегов.
Олег Нилов:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Не в первый раз с этой трибуны мы выступаем с тем, чтобы социальные выплаты, стипендии студентам были бы на уровне прожиточного минимума, потому что иначе считать это стипендией, согласитесь, наверное, очень сложно, потому что мы понимаем, прошедшие высшую школу, как правило, в советские времена, что стипендии хотя бы должно хватать на питание, на проезд, на покупку каких-то самых необходимых учебных принадлежностей.
И тогда государство выполняло эту обязанность, и действительно стипендия была таковой. У некоторых это было 40 рублей, у меня, например, стипендия была 65 рублей, не повышенная. 75 рублей была повышенная стипендия отличникам.
Понятно, что стипендия выплачивалась при хорошей и отличной успеваемости, и это была хорошая мотивация для студентов, чтобы подтягиваться и не получать троек на экзаменах, посещать занятия, осваивать предложенный материал.
Что мы наблюдаем сегодня? В средних учебных заведениях стипендия 600 рублей, в высших учебных заведениях 1,5-2 тыс. рублей. Разве это стипендия? Называйте это, как угодно, какое-то пособие, может быть, для оплаты единого транспортного билета, может быть, это ещё какое-то пособие, но это не стипендия. Поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю в этом небольшом коротком законопроекте, прежде всего, определить, что же тогда мы называем стипендией? Стипендией я предлагаю считать денежную выплату, назначаемую обучающимся в целях поддержания их достойного уровня жизни в период освоения ими соответствующих образовательных программ.
Почему нужно платить стипендию, чтобы был достойный уровень жизни у студентов?
Согласитесь, мы тратим миллиарды на то, чтобы наше высшее образование было таким и дай бог, чтобы оно было таким, каким было в советские времена.
Но сегодня у абсолютного большинства студентов нет возможности жить, извините, при помощи родителей или ещё на какие-то сбережения. Они вынуждены работать. Они учатся и работают одновременно. Ну, и какую эффективность мы получаем? То есть мы сами этой экономией бюджетных средств закладываем выпуск троечников. Потому что не бывает чудес, чтобы человек работал и учился, днём и вечером готовился и осваивал, грыз гранит науки, так сказать.
Поэтому заложена чудовищная ошибка. Тратятся миллиарды на содержание вузов, на зарплаты преподавателям, на многие другие вопросы, а выпускаем мы троечников. Вот именно в том числе и по этой причине, потому что отличников и хорошистов могут позволить обеспечивать пять лет несколько процентов населения страны. Вот по этой причине, я считаю, что эта экономия обходится очень дорого нашему государству. Не надо экономить, нужно платить тем студентам, которые выполняют программу и являются хорошистами и отличниками. Хотя бы, вот как сказано в законопроекте, прожиточный минимум по региону. Что это такое? 10 тысяч рублей. Опять-таки, если сравнить, что такое 10 тысяч рублей и 40, 50, 60 рублей в советское время, это тоже большая разница. Но и на это сегодня Правительство даёт отрицательное заключение. Денег нет.
Моё предложение не экономить на будущем страны, потому что от этих сегодняшних студентов зависит то, какие будут реформы через 10, 20 лет, какая будет эффективность производства. И это главная проблема. Мы, получается, замыкаем круг. Нет эффективности роста производства, нет доходов в бюджет, и их не будет, если не начинать с образования, если не начинать с высшей школы. И науки тоже не будет, потому что троечники не будут нобелевскими лауреатами, они не будут совершать открытия.
Согласитесь, всё-таки эта разница несущественно повлияет на дебет и кредит, которые вот тут приводят нам господа экономисты и Правительство. Они больше, конечно, похожи не на экономистов, а на генеральных бухгалтеров Правительства. Для них цифры святые неприкосновенные коровы. А мы должны думать другими категориями. И если нужно найти деньги на это, я считаю, благое дело, то давайте это сделаем.
И, может быть, завершая нашу парламентскую сессию, завершая наш созыв, приняв этот законопроект, мы заложим серьёзную основу для того, чтобы ситуацию в образовании начать менять, потому что, конечно, с теми экспериментами, затянувшимися и в школе, и в высшей школе, надо заканчивать.
Я призываю вас поддержать эту инициативу. А на вопрос о том, где взять деньги, если он возникнет, я отвечу в рамках ответов на вопросы по этому законопроекту. Спасибо.
Виктор Шудегов:
Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемые коллеги, я ещё раз всё-таки напомню, что в советские времена, когда мы учились: 45 рублей была обычная стипендия, 60 рублей был прожиточный минимум. Это была самая минимальная заработная плата. И многие студенты жили и учились на эти 45 рублей. Летом мы ездили в стройотряды, зарабатывали дополнительные деньги на костюмы и прочее.
Но сейчас, конечно, до прожиточного минимума, в общем-то, наша стипендия не дотягивает процентов на 85, уже 90. И, конечно, студенты находятся в чрезвычайно сложном положении. Мы не индексируем стипендии, которые министр обещал проиндексировать, и вопрос надо решить кардинально.
Вот здесь мой коллега Олег Нилов абсолютно прав, что кардинально давайте один раз решим, затем будем индексировать постоянно и проблема будет раз и навсегда со студентами решена.
Здесь правильно выступал предыдущий оратор, что ведь откуда же возьмутся хорошие специалисты, если студент должен сегодня днем учиться, а сразу же после учебы идти на заработки. И очень сложно получить хорошее образование, совмещая таким образом учебу с работой. Безусловно, он должен быть освобожден в принципе от всех подобных приработков и полностью сконцентрироваться на учебе.
Здесь Олег Николаевич (Смолин, депутат ГД, фракция КПРФ Прим. ред.) не стал за неимением времени останавливаться на источниках доходов, мы много раз об этом говорили и напомним, что в царской России один только налог за срубленые деревья в Европейской части России позволял содержать всю систему образования нашей империи.
А сегодня лесное хозяйство не может само себя содержать. Вот где деньги лежат, это только один пример, а таких примеров можно привести до десятка. Поэтому здесь, я считаю, нужно принимать политическое решение, а деньги всегда найдутся.
И, конечно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень правильно подняла эту проблему сейчас, поскольку новая Дума сразу же начнет свою работу с рассмотрения бюджета и вопрос этот неизбежно опять встанет.
Спасибо за внимание.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме