14:00 22.04.2013 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Оксана Дмитриева: Предложения Министерства труда и социальной защиты по пенсионной реформе спровоцируют рост теневой занятости
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, заместитель руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Оксана Дмитриева в статье, подготовленной для газеты , прокомментировала новые инициативыМинистерства труда и социальной защиты попенсионной реформе:
– В Москве прошел Пенсионный форум России, на котором обсуждалась стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.
Следуя логике, которой, казалось бы, должны руководствоваться инициаторы пенсионной реформы, цель ее должна состоять в том, чтобы повысить пенсии, которые в нашей стране по-прежнему не дотягивают до уровня 40% средней зарплаты. Однако на самом деле предложения Министерства труда и социальной защиты рассчитывать пенсии по новой формуле сводятся к тому, чтобы заморозить пенсии нынешним пенсионерам, занизить их тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшем будущем, а разнообразные блага и высокие пенсии пообещать будущим поколениям, заведомо зная, что к моменту их выхода на пенсию пенсионная система еще несколько раз изменится.
Таким образом, эти предложения не только не решат многочисленных проблем, существующих сегодня в пенсионной системе, но и породят новые разночтения и противоречия. Суть предложений в следующем: сохраняется деление пенсии на три составляющие — базовую, страховую и накопительную, при этом базовая часть пенсии составляет 3495 руб. и платится из федерального бюджета. Предлагается отказ от выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам. Пенсия работающим пенсионерам начисляется, фиксируется и дальше не увеличивается. Увеличивается в 1,4 раза предел, с которого начисляются страховые взносы. Также планируется увеличить стаж, необходимый для получения пенсии, с 5 до 15 лет и осуществить переход к балльной системе, которая существовала до 2002 года, только в еще более запутанном виде.
К чему все это приведет? Во-первых, пострадают работающие пенсионеры. По действующим правилам, чем больше пенсионер работал, тем больше у него могла быть и пенсия, которая также ежегодно индексировалась. По новой схеме пенсионный возраст — как шлагбаум, когда пенсия фиксируется и больше не увеличивается. До 2002 года по 113-ФЗ пенсия работающим пенсионерам уже выплачивалась не в полном объеме. С большим трудом мне удалось отстоять возможность получения полной пенсии для работающих пенсионеров, и это буквально единственный плюс, который я могу отметить, оценивая реформу 2002 года.
Таким образом, ликвидируется единственное преимущество нынешней пенсионной системы — полная пенсия работающих пенсионеров и ее ежегодный перерасчет. Если дальнейшая работа вновь не будет влиять на размер пенсий, то пенсионеры не будут производить отчисления страховых взносов. Появится теневая занятость. Ни к чему хорошему это не приведет, просто люди массово начнут увольняться либо будут работать без оформления. Это может серьезно отразиться на бюджетниках — учителях, воспитателях, нянечках. Разработчики заново «придумали» то, что было раньше, да еще и ухудшили. Попытка снизить размер страховой части пенсии наталкивается на иные нормы пенсионного законодательства, в части размеров социальной пенсии, обязательств выплачивать пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера. В результате страховая пенсия окажется ниже социальной, что будет дестимулировать граждан к легальной занятости.
Кроме того, сама формула расчета пенсии имеет концептуальные пороки в виде скачков в размере пенсий в зависимости от года рождения и периода оформления пенсии. Разные периоды работы граждан будут иметь разный вес, то есть люди, проработавшие на аналогичных позициях в течение одинакового времени с аналогичной зарплатой, теперь могут получить совершенно разную пенсию в зависимости от того, в какой последовательности они накапливали стаж и в какие периоды получали больший или меньший заработок.
Запланированное увеличение стажа, необходимого для получения страховой пенсии, приведет к тому, что люди, у которых окажется недостаточное количество лет трудового стажа, соответственно, получат положенные деньги на пять лет позже. Это может создать проблемы для некоторых категорий граждан, особенно для тех, у кого был период потери стажа в лихие 1990-е или кризисные 2000-е. Косвенно это также ведет к увеличению пенсионного возраста, ударит и по военным пенсионерам, которые могут утратить право на гражданскую пенсию.
Что действительно требуется сделать, чтобы реально улучшить ситуацию в пенсионной сфере?
Необходимо отменить обязательный накопительный элемент в пенсионной системе, перейти к плоской системе налогообложения, сохранив льготы малому бизнесу. Корректировать пенсионную формулу надо по периодам до 2002 года при конвертации пенсионных прав, а именно: необходимо полностью учесть в трудовом стаже так называемые нестраховые периоды (а именно: периоды подготовки к профессиональной деятельности, уход за ребенком и инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом, проживание жен военнослужащих в местах, где не было возможности трудоустроиться, и т.п.), а также изменить предельный коэффициент учета заработка до 2002 года, который сейчас ограничен коэффициентом 1,2: его следует повысить до 2,0, а для работников с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда — до 2,8.
Источник: газета
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме