17:15 11.03.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Николай Левичев о поправках в закон «О муниципальной службе» (Стенограмма)
11 марта Государственная Дума рассматривает внесенный руководителем фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Николаем Левичевым и депутатами Михаилом Емельяновым и Олегом Михеевым законопроект «О внесении изменения в статью 13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», направленный на борьбу с коррупцией в муниципалитетах путем запрета на родственные отношения глав муниципалитетов и муниципальных служащих. Предлагаем Вашему вниманию выступление Николая Левичева на пленарном заседании Государственной Думы:
– Уважаемый Борис Вячеславович (Грызлов), уважаемые коллеги!
Предлагаемая поправка в федеральный закон, на первый взгляд, кажется очень простой. Она исключает некоторую лакуну в существующем законодательстве. Но, как мне кажется, эта поправка довольно примечательна в нескольких отношениях.
Обратил внимание на несовершенство федерального законодательства депутат Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Обухово Московской области» А.В. Кулаков, который в апреле 2010 года написал письмо Ногинскому городскому прокурору о том, что в нарушение законодательной нормы главой городского поселения, исполняющим обязанности главы администрации, на должность муниципальной службы был принят его родной брат.
В ответ из Ногинской городской прокуратуры муниципальный депутат получил обстоятельный ответ на трех страницах, где отмечалось, что, согласно статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Статьей 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ установлено, что выборные должностные лица местного самоуправления муниципального образования не являются муниципальными служащими. Делается вывод: «Таким образом, подпункт 5 части 1 статьи 13 Федерального закона, устанавливающий ограничения, связанные с муниципальной службой, не применяется при назначении на должности муниципальной службы лиц, состоящих с главой муниципального образования в близком родстве или свойстве».
После такого ответа прокуратуры муниципальный депутат обратился в Государственную Думу, во фракцию «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Мы постарались посмотреть правоприменительную практику и обнаружили, что, скажем, в августе 2008 года в Кобяйском районе республики Саха (Якутия) рассматривалась аналогичная ситуация. И там прокуратура вынесла другое решение: «как установлено проверкой, должность главного специалиста администрации, согласно штатному расписанию, относится к должностям муниципальной службы, и находится в прямом подчинении перед руководителем – главой муниципального образования». И в соответствии с такой трактовкой закона был принесен протест с требованием отмены незаконного приказа.
Во-первых, отрадно, что мы все-таки иногда реагируем на сигналы о правоприменительной практике с мест, которая выявляет какие-то несуразности или лазейки в федеральном законодательстве. И меня радует, что к внесенной нами поправке позитивно отнесся Комитет Государственной Думы по местному самоуправлению. Но мне представляется, что если старший помощник прокурора республики Саха (Якутия), безусловно, трактовал закон с точки зрения его духа, то в Московской области прокуратура пыталась заниматься буквоедством. На самом деле всем понятно, что существует некое диалектическое противоречие между принципами вертикали власти и самостоятельностью муниципальной власти. И в точке соприкосновения вертикали и горизонтали – на уровне главы муниципального образования – и возникают коллизии.
С точки зрения буквы закона, если глава администрации является назначенным лицом, ограничение действует. А если он лицо выборное, то он может набрать в администрацию, если следовать букве закона, хоть всю свою семью.
Мы прекрасно понимаем, что борьба с коррупцией на всех уровнях власти подразумевает, в том числе, по возможности, исключение клановости, семейственности в кадровой работе. Поэтому я с сожалением вношу эту поправку, потому что мне хотелось бы, чтобы интерпретаторы нашего законодательства скорее руководствовались духом закона. Очень часто мы с вами сталкиваемся с таким вот буквоедством! Мы сталкиваемся с этим, например, в интерпретации законов, которые касаются социальной защиты граждан. Не раз мы вносили такие поправки в закон о социальном обеспечении Героев СССР, и так далее, где из-за одной запятой людей казуистическим образом посылают на круги согласований, чтобы не назвать это при нашей бюрократической системе кругами ада.
Поэтому, внося такую поправку и надеясь, что эта лазейка для торжества местничества на муниципальном уровне будет прикрыта, я все-таки призываю наши правоохранительные органы, органы социальной защиты трактовать федеральное законодательство с точки зрения духа закона, который всегда должен стоять на страже интересов населения.
Часто мы видим ситуации, когда на местном уровне глава муниципального образования сидит по 15-20 лет, пережил уже не одного губернатора, ранее выбиравшихся всенародно, или выбирающихся теперь по более сложной процедуре. Мы знаем массу примеров, когда речь фактически идет уже о практике передачи этой власти по наследству, потому что за эти 15-20 лет глава муниципального образования успевает вырастить сына, дать ему образование, даже прокрутить его через какие-то депутатские статусы.
Чтобы это местничество не цвело полным цветом, мы предлагаем поправкой в федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» сделать еще один маленький шаг в сторону того, чтобы власть у нас, в том числе на местном уровне, была прозрачной, открытой, честной и сменяемой. Спасибо за внимание.
По материалам Николая Левичева
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме