17:46 24.02.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Николай Левичев: Если мы сегодня неправильно выберем реформаторскую парадигму, это может иметь печальные последствия в жесткой конкурентной борьбе на мировой арене за место под Солнцем
24 февраля в Государственной Думе состоялся круглый стол, посвященный обсуждению нового законопроекта «Об образовании в РФ» и проекта государственного образовательного стандарта.
В мероприятии приняли участие руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Госдуме Николай Левичев, депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», заместитель Председателя Комитета ГД по образованию Виктор Шудегов, руководители образовательных учреждений, ректоры вузов, представители научного сообщества, учительского сообщества, общественных и правозащитных организаций, средств массовой информации, эксперты в сфере образования и защиты прав человека.
Цель мероприятия – обсуждение необходимых мер по реформированию системы образования в Российской Федерации и вопросов повышения его качества. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
· Создание эффективного механизма принятия системных решений и гласного обсуждения разработок в образовании;
· Современный процесс реформирования системы образования и повышение его уровня;
· Новый законопроект «Об образовании в РФ2 и проект государственного образовательного стандарта.
напомнил об афоризме «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Депутат признался, что знания, которые были получены им в школе, уже подзабыты. Что же осталось в сухом остатке? «Осмысленное выражение лица и возможность справляться с проблемами, которые ставит жизнь. Умение получить нужную информацию, осмыслить ее, отделить главное от второстепенного. Это и есть образование», – заявил парламентарий.
Николай Левичев признал необходимость реформы системы образования. Об этом свидетельствуют хотя бы результаты недавнего социологического опроса, свидетельствующего, что примерно треть россиян убеждены в том, что Солнце вращается вокруг Земли. «Без реформирования системы образования мы не сможем отвечать на глобальные вызовы современности. Но как ее реформировать – это другой вопрос», – подчеркнул депутат.
«Если мы сегодня неправильно выберем реформаторскую парадигму, это может иметь печальные последствия в жесткой конкурентной борьбе на мировой арене за место под тем самым Солнцем, вокруг которого пока крутится Земля», – убежден Николай Левичев.
Затрагивая тему образовательных стандартов, депутат признал, что непонимание у него вызывает несколько вещей. «Непонятно, почему руководителями разработки являются люди, которые либо вообще не преподавали в школе, либо делали это очень давно? Эти люди представляют чиновничье-бюрократическое сообщество в области управления образованием. Также мне непонятно, почему процессом руководит человек, возглавляющий издательство «Просвещение»? Как человек, долгие годы работающий в издательской сфере, я вижу здесь конфликт интересов», – констатировал парламентарий. Он призвал участников дискуссии предметно обсудить проект новых стандартов, а также проект закона «Об образовании».
Статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки России Игорь Реморенко признал тему круглого стола очень актуальной. «Мы готовы к обсуждению, хотя есть некоторые позиции, от которых мы не отступим», – заявил Реморенко. В частности, это количество гарантированных государством часов преподавания – 36 в неделю, создание организационных и кадровых условий для специализации школьников, разделение курсов на три типа – базовые, интегрированные и профильные. Появление нового закона об образовании, по словам заместителя министра, обусловлено, в частности, появлением новых технологий, которые нельзя игнорировать на законодательном уровне, а также возникновением новых форм образовательных учреждений.
В дискуссии приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Виктор Шудегов, учитель лицея №1525 Евгения Абелюк, вице-президент Ассоциации негосударственных вузов Александр Агеев, председатель совета директоров школ России Яков Турбовской, директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил Рыжаков, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) и другие.
Подводя итоги дискуссии, Николай Левичев заявил, что видит задачу Министерства образования и науки не столько в утверждении стандартов в области содержания образования, сколько в принятии стандартов на условия обучения, прежде всего в школе. «Я говорю о стандартах, касающихся наличия теплых туалетов, спортивных залов, компьютеров, лабораторного оборудования. Кроме того, надо, чтобы стандартом стало выделение каждому учителю ноутбука», – уверен депутат.
Касаясь процесса обсуждения нового закона об образовании, Николай Левичев напомнил об опыте аналогичного обсуждения программы партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Вначале проект документа был принят за основу. Этот проект обсуждался больше года, было получено более 10 тыс. предложений и замечаний. В итоге программа была изменена более чем на 50%. Раздел о военных пенсионерах, к примеру, был написан полностью по предложениям военных пенсионеров.
Помимо прочего, в программу было внесено предложение закрепить за школьными учителями статус государственных служащих. «Самая большая реформа могла бы произойти, если бы мы сделали только один шаг – повысили зарплату учителей в разы. Тогда в школу придут талантливые люди, которые и сделают реформу», – настаивает Николай Левичев.
Резко раскритиковал депутат отсутствие расчетов по новой реформе. «Российский «серебряный век» – это далекое следствие реформ 60-х годов XIX века, в том числе в сфере образования. Как же мы можем что-то внедрять, не просчитав на 40 лет вперед?» – задал риторический вопрос парламентарий. «У нас действительно много малокомплектных школ. Почему мы пошли на то, чтобы вкладывать деньги в автобусный парк, а не в организацию дистанционного образования, когда технические возможности для этого имеются? Научить сельских учителей с помощью дистанционных методов обучения курировать получение учениками полноценного образования – достижимая задача», – полагает Николай Левичев.
Коснулся парламентарий и изучения литературы в школе, которое хотят свести на нет. «Ее главная функция в школе – учить ребят разбираться в эмоциональной сфере: любви, страданиях, ненависти, сочувствии, гордости и чувстве человеческого достоинства. И, в том числе, учить управлять своими эмоциями. Если этого не будет, на какой базе мы будем обучать их, в том числе, патриотизму?» – настаивает депутат.
«Нравится это Министерству или нет, но тот вал критических отзывов, которые уже сейчас подняты при обсуждении проекта федерального закона и стандартов образования, показывает, что наша общественность способна к объединению в случаях, когда происходит угроза социальному развитию. Общество болеет за страну. И это общество сегодня компетентно», – заключил Николай Левичев.
По материалам Николая Левичева
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме