22:00 24.10.2014 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Наталья Петухова о проектах бюджета Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования
24 октября Государственная Дума рассмотрела проекты федеральных законов № 611446-6 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", № 611448-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и № 611447-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Наталья Петухова:
Уважаемые коллеги, внебюджетные фонды исполняют важнейшие социальные обязательства государства. И я хочу напомнить о том, что расходы внебюджетных фондов, с учётом межбюджетных трансфертов, составляют более чем третью часть от всех расходов бюджетной системы.
Поэтому от того, какова ситуация в этих бюджетных фондах, насколько они финансово сбалансированы, зависит и социальная стабильность в государстве.
Начну с Пенсионного фонда Российской Федерации. Здесь сегодня говорили о том, что бюджет Фонда обязательного медицинского страхования недостаточно прозрачный. Что касается Пенсионного фонда, то здесь всё наоборот: фонд представил наиболее исчерпывающую для анализа информацию. В представленных документах подробно расписаны все бюджетные ассигнования, полученные из бюджетной системы в форме межбюджетных трансфертов, то, чего нет или недостаточно, например, в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования.
Вполне достаточно представлена информация о доходах и расходах бюджета Пенсионного фонда, связанного с формированием имеющихся средств для финансирования накопительной части пенсии. Прилагаются очень внятные и понятные расчёты по оценке поступлений в бюджет страховых взносов. И отдельно необходимо сказать об отношении к накопительной составляющей страховой пенсии.
То, что и в 2014 году, и в 2015 году отказались от перечисления части страховых взносов в пенсионные накопления, это очень разумное целесообразное решение, которое наша фракция, безусловно, поддерживает. Отказ от накоплений существенно повысил финансовую устойчивость Пенсионного фонда, почти вдвое сократил дефицит фонда по страховым взносам, и, соответственно, уменьшил в этой части трансферты из федерального бюджета.
Несмотря на то, что по оценкам коэффициент замещения заработной платы, пенсий в 2015 году не увеличивается и составит, примерно, столько же, сколько в 2014 году, 35,7 процента, а к 2017 году сократится до 34 процентов, мы понимаем, что во многом это следствие обстоятельств, независимых от усилий Пенсионного фонда. И поддержим проект бюджета фонда только за то, что он составлен в строгом соответствии с нормативными требованиями. И в нём в 2015 году взносы на накопительную часть зачисляются на страховую часть пенсий и надеемся, что это положение сохранится и в последующие годы, хотя это не предусмотрено в 2016-2017 годах.
Что касается Фонда социального страхования, то из года в год этот фонд также представляет проекты бюджетов, оформленные в соответствии с нормативными требованиями, примерно одинаковые по структуре и прилагаемым материалам. И в то же время неизменными остаются в этом бюджете из года в год даже некоторые цифры. И, как неоднократно здесь отмечалось, и в прошлом году, и в этом году сохраняются многие нерешённые проблемы.
Правильно на заседании Комитета по бюджету и налогам Счётная палата обратила внимание на то, что до сих пор отсутствует стратегия развития социального страхования, и поэтому до сих пор все эти проблемы не только не находят разрешения, но даже обостряются.
Мне хочется привести такой пример. Вот непонятно, почему в течение многих лет расходы на родовые сертификаты по национальному проекту "Здоровье" остаются неизменными 19 миллиардов 30 миллионов рублей? Начиная с 2007 года, не меняется и стоимость самого сертификата это 10 тысяч рублей, но сейчас 11 тысяч, это не намного больше. Может быть, пора уже привести стоимость сертификата в соответствие с реальными затратами? Ведь за последние семь-восемь лет в два-три раза выросла заработная плата среднего медицинского персонала и врачей, и увеличились коммунальные платежи, существенно возросли затраты на медикаменты и расходные материалы. И здесь уместно перейти к проекту бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.
На фоне неоптимистичной ситуации в здравоохранении продолжается процесс сокращения в целом расходов на функционирование и развитие отрасли. При планируемом в 2015 году росте расходов бюджетной системы в целом на 11,5 процента, рост расходов на здравоохранение существенно отстаёт и составляет всего 8,5 процента. При этом доля расходов на здравоохранение из всех источников финансирования в расходах бюджетной системы сокращается с 9,4 процента до 9,2 процента.
Доля в ВВП также застывает, замораживается на уровне 3,6 процента. И я хочу сказать, что это один из самых низких показателей в мире, ниже только разве что в Индии или, может быть, пока ещё в Китае.
При недостатке врачей в отрасли (а о кадровой проблеме здесь на прошлой неделе очень подробно говорили, обсуждали этот вопрос) планируется дальнейшее сокращение врачей.
При этом идёт не только номинальное, структурное, качественное снижение кадрового потенциала, но и сокращается материальная база здравоохранения: закрываются больницы, поликлиники, их объединяют, укрупняют и идут другие процессы на сокращение.
Здесь уже сегодня говорили о том, что нужно переходить к сметному финансированию в бюджетных учреждениях, мы с этим абсолютно согласны. Хочу привести пример. Как следствие Федерального закона №83 "о коммерциализации бюджетной сферы", так его называют, происходит внутреннее уже в самих медицинских учреждениях сжатие сферы медицинской помощи, раздувается численность управленческого персонала, количество бухгалтеров, юристов, которые всё больше и больше оттягивают на себя и без того ограниченные ресурсы отрасли.
В связи с этим хочется поднять вопрос о том, насколько оправдано создание так называемой одноканальной системы финансирования оказания медицинской помощи и передача всех ресурсов в одни руки Федеральному фонду обязательного медицинского страхования?
Встаёт вопрос, кто-нибудь, когда-нибудь оценивал эффективность создания такой системы? Где-нибудь в мире есть подобные аналоги и примеры? И не приведёт ли вот такое объединение окончательно к тому, что политика здравоохранения будет всё в большей степени сосредоточена не на оказании медицинской помощи, а на распределении денег? Что, к сожалению, уже и происходит.
Когда в 1991 году создавался Фонд обязательного медицинского страхования, то предполагали, что это будет не замещающий, а дополнительный источник финансирования отрасли. К сожалению, сейчас всё финансирование, все источники заменили одним Фондом обязательного медицинского страхования.
Анализируя проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, хотелось бы в связи с этим привести некоторые примеры, связанные с введением одноканальной системы финансирования. Например, финансирование высокотехнологичной медицинской помощи.
Действительно, непрозрачно, непонятно, сколько в итоге средств направляется на эти цели. Но, не вдаваясь в подробности, отмечу, что сначала все средства (вот как сложно эти средства гуляют между бюджетами), сначала все средства на эти цели собираются в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, и в том числе из федерального фонда, затем не страховая часть этих средств через федеральные органы исполнительной власти распределяются в федеральные клиники, медицинские организации субъектов Российской Федерации. И в связи с этим вопрос: "Не проще было бы выделить средства в федеральном бюджете и финансировать клиники прямо из федерального бюджета?".
Я думаю, что всем от этого было бы лучше. И, в том числе, врачам, которые, я думаю, что и в 2015 году так же будут голодать, как они делали в этом году.
Ещё более витиеватая конструкция по финансированию уже упомянутых мной родовых сертификатов. Схема примерно такая. Из федерального бюджета 19 миллиардов рублей поступают в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, из Фонда ОМС в Фонд социального страхования, из Фонда социального страхования в медицинские учреждения. То есть таким сложным путём деньги идут к пациентам. Можно было бы, обойдя все формальности, обеспечить финансирование прямо из федерального бюджета.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддержит проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме