14:16 28.09.2012 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Иван Грачев: Добиться справедливости по тарифам ЖКХ – реально
В законы, касающиеся энергетики, в ближайшее время будут предложены существенные поправки. Они продиктованы жизнью. Массу проблем в правоприменительной практике вызвал, например, закон об энергосбережении и энергоэффективности. Несмотря на требование установить счетчики учета расходования воды к 1 июля нынешнего года, большинство российских граждан не смогли или не захотели этого делать. Почему? На этот и другие вопросы ответил во время беседы в политическом салоне Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Иван Грачёв:
По счётчикам единого мнения нет
– У Комитета Государственной Думы по энергетике с осенней сессией связаны большие планы. Они включают изменения в законы об электроэнергетике, о газоснабжении, о теплоэнергетике, об энергосбережении и энергоэффективности. Есть предложения по изменениям в законодательстве об атомной энергетике. Во что все в итоге выльется, сейчас сказать трудно. Особенно это касается предложенных Правительством поправок в закон об энергосбережении и энергоэффективности. Здесь есть над чем поработать.
Вот конкретный пример. К 1 июля все обязаны были установить счетчики расходования холодной и горячей воды. По факту сегодня установлено не более 30 процентов от необходимого числа. Более того, во многих случаях установка счетчиков вообще бесполезна и неэффективна. Правительство инициировало формирование комиссий, которые рассматривали бы такие случаи. Но требование закона об обязательной установке счетчиков никто не отменял. Значит, необходимо вносить в него изменения.
Пока такой согласованной поправки нет, хотя уже сейчас очевидно, что подход должен быть дифференцированным, учитывающим специфику каждого конкретного случая. Оптимальным при установке счетчиков индивидуального учета представляется принцип добровольности со стимулированием с помощью тарифных и налоговых льгот. Такой подход пока не все разделяют.
В Комитет по энергетике поступили сотни поправок от тех, кого этот закон непосредственно касается, – от бизнес-структур, от управляющих компаний, от разного рода ассоциаций. Эти предложения надо обсудить и принять решение.
То же самое касается закона об электроэнергетике. Совершенно очевидно, что цели, заявленные реформой, не достигнуты. Никакой конкурентной среды в отрасли не создано, никаких достаточных частных инвестиций не пришло и не могло прийти. Цены не снижаются, а растут, и более того, планируется их дальнейший рост. Это означает, что в данный закон надо вносить очень существенные изменения.
Часть из них уже готовится. Решения во многих случаях, по-видимому, будут политизированными. Надо открыто признать, что реформа эта полностью провальная, что на самом деле ее и затевать в таком виде не имело смысла, а следовательно, мероприятия по централизации электроэнергетики правильные и в этом направлении много еще предстоит сделать.
С народом советоваться надо
Широкое обсуждение наиболее важных законопроектов – тенденция правильная, ей надо следовать. Все, что касается людей, например тарифную политику, надо обсуждать и с профессионалами, и с самими людьми. Мораторий на рост тарифов объявить не так просто. Тем не менее, это было бы абсолютно правильное и профессиональное решение. Если за счет собранных с населения денег есть намерение модернизировать сети, то возникает простой вопрос: а сколько стоит модернизация электрических сетей, тепловых, всех? Грубая оценка – порядка девяти триллионов рублей. Дальше следует второй вопрос: можно ли в ближайшие годы собрать с нашего населения такие деньги? Ответ – нельзя, потому что в кошельках у людей сегодня таких денег нет и быть не может.
А дальше идет капитальный ремонт домов и другие неотложные проблемы, на решение которых в сумме набегает до 30 триллионов рублей. Отсюда следует, что простое изменение тарифов все равно ничего не решит. Можно мучить людей, выжимать из них последние соки, и все равно денег не хватит ни на модернизацию, ни на ремонт. Поэтому надо разобраться, какие федеральные программы здесь нужны, как правильно задействовать фонды, которые созданы, и какие фонды еще следует создать, например, для обновления инфраструктуры. Тогда это будет решаемая задача.
В Правительстве тоже присутствует понимание того, что простым изменением тарифов проблему не решить, что нужны проработанные федеральные программы, привлечение частных инвесторов и многое другое. Это вселяет уверенность в том, что удастся принять согласованные и действенные поправки.
Газ от нефти не отвязать
Комитет по энергетике занимается взаимоотношениями с Европой в том, что касается газовой проблематики, потому что наша жизнь на ближайшую историческую перспективу во многом зависит от того, сколько мы будем продавать газа и по каким ценам. Требование европейцев отвязать цены на газ от цен на нефть абсолютно утопично. Такое невозможно в принципе, потому что это коррелированные товары, которые всегда будут взаимосвязаны.
Если же европейцы добьются второй своей цели и рынки будут спотовыми, то есть произойдет отказ от долгосрочных контрактов, тогда диапазон колебаний цен на газ может стать и двадцатикратным. Тогда соответственно риски для любых серьезных инвестиций станут абсолютно неприемлемыми. Это затронет и наши шельфовые месторождения. Поэтому методичная работа с европейскими парламентариями по данной проблематике представляется весьма полезной.
Нет экономики без политики
Политические решения по ключевым проблемам экономики неизбежны. Это касается, например, вопроса, надо ли сохранять базовые идеи реформы Чубайса в электроэнергетике. Есть и другие фундаментальные проблемы. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что никаких стабилизационных фондов стране не нужно, что это пустое отвлечение денег и потери 50 миллиардов долларов ежегодно. Лучше эти деньги пустить в дело, в том числе на ремонт инженерных сетей. Это самое эффективное стабилизирующее мероприятие.
Никакого кризиса, никакой второй его волны нет и не предвидится. Будут и дальше появляться финансовые пузыри, но и цены на энергоносители будут расти. И у России, соответственно, есть лет пять-семь хороших бюджетов. Правда, три из них уже прошли. Никакого дефицита на самом деле не было, а по два-полтора триллиона свободных денег было. И эти деньги не были использованы с толком. Если вокруг таких вопросов идет борьба, то в такой политической борьбе нет ничего предосудительного, непарламентского. Но когда речь идет о лишении Геннадия Гудкова депутатского мандата – это представляется скорее политиканством, чем политикой.
Если же говорить о политике в ее чистом виде, то участие в митингах сегодня представляется нецелесообразным, потому что доверия к их организаторам нет. Они выпускают реальную протестную энергию в пиар для узкого круга людей, нацеливают эту энергию на абсолютно недостижимые цели. Такие митинги неизбежно пойдут на спад. Они уже пошли на спад. Большинству людей становится понятно, что митинги продолжаются, а никакие задачи не решаются. Никакого мирового кризиса не будет, а значит, не будет и снижения цен на сырье, как не будет и кризиса внутри страны. От него страну защищает огромный поток нефтедолларов. А это означает, что никаких революционных ситуаций в стране в ближайшей исторической перспективе не создастся. Из этого следует, что людей можно собирать массово только для достижения совершенно определенных целей и результатов.
Добиться справедливости по тарифам ЖКХ, по налоговым делам – вещь вполне реальная. Здесь и протест возможен, и результат. А тусовочный протест успеха иметь не будет.
Источник:
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме