21:35 16.12.2008 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Гуманитарные науки - инструмент достижения общенациональной идентичности
16 декабря в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Роль гуманитарных наук в формировании общероссийской идентичности: совершенствование законодательной базы научно-исследовательских, издательских центров и просветительских организаций», в которых принял участие руководитель думской фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Николай Левичев.
Мероприятие организовал Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям, возглавляемый депутатом фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Председателем Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, академиком РАН Валерием Черешневым.
В слушаниях участвовали известные отечественные ученые и эксперты-политологи: заместитель директора Института искусствознания РАН, член Общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете ГД по науке и наукоемким технологиям Николай Хренов; заместитель председателя Научного совета РАН «История мировой культуры» Игорь Кондаков; директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов Игорь Чубайс; главный научный сотрудник Института управления образованием РАО, академик РАО Володар Краевский; руководитель аналитического центра стратегических и политических исследований ИСПИ РАН Виктор Левашов; директор издательства «Прогресс-Традиция» Борис Орешин; главный редактор журнала «Политические исследования» Игорь Пантин; директор историко-социологического института Мордовского государственного университета, член-корреспондент РАН Николай Арсентьев; заведующий сектором психолингвистики Института языкознания РАН Евгений Тарасов; главный научный сотрудник Института языкознания РАН Наталья Уфимцева; декан факультета истории и политических наук Тюменского государственного университета Сергей Кондратьев; директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин.
На обсуждение экспертного сообщества были вынесены следующие вопросы:
1. Общероссийская идентичность: современное понимание, тенденции становления, нерешенные проблемы.
2. Роль и возможности РАН в решении современных гуманитарных проблем.
3. Инновации и авторское право в гуманитарных науках: проблемы законодательного обеспечения.
4. Экспертиза в гуманитарных науках: правовые и социальные аспекты проблемы.
5. Правовое поле деятельности издательств и научных журналов: вопросы его совершенствования
6. Роль научных государственных и негосударственных фондов в развитии гуманитарных наук
7. Роль науки и просветительских организаций в создании единого культурно-исторического пространства в России
8. Сотрудничество стран СНГ в сфере развития гуманитарного знания, просвещения и обмена научной информацией.
Выступая на парламентских слушаниях, Николай Левичев заявил:
«С 90-х годов корпус гуманитарного знания в нашей стране был, по сути, не востребован. Преобладало мнение, что гуманитарные «штудии» – нечто второстепенное и общество без них вполне может обойтись.
Такой подход проявляется в том, что сегодня на гуманитарные и социальные науки тратится менее 4% всех средств, ежегодно выделяемых на науку. На фоне общего старения науки, «утечки мозгов» и «внутренней эмиграции ученых» нам скоро придется говорить уже не о кризисе, а о коллапсе гуманитарного знания и гуманитарной науки в стране. Количество высококвалифицированных специалистов в общественных и гуманитарных науках сократилось почти на треть.
Сегодня на десять тысяч жителей России приходится порядка двадцати обществоведов и гуманитариев. По этому показателю мы занимаем одно из последних мест в мире. Для сравнения, в Англии эта цифра в пять раз больше, то есть на десять тысяч жителей приходится около ста гуманитариев и обществоведов.
Между тем, тенденции развития современного общества указывают на то, что в XXI веке общественная потребность в гуманитарном образовании будет постоянно расти, а его качество будет одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны.
Обратите внимание, сегодня в условиях нарастающего финансового кризиса все задумались о возможных социальных и гуманитарных последствиях. А ведь они должны быть заранее просчитаны специалистами именно в области социальных наук: философами, социологами, демографами. Нарастание социальной напряженности неминуемо приведет к росту насилия, преступности, девальвации нравственных ценностей, а в конечном счете, к общей дегуманизации человеческих отношений. Об этом гуманитариям надо думать уже сегодня.
На мой взгляд, гуманитарное знание – не просто важнейший компонент культуры, но стержневой элемент в функционировании всех институтов современного общества: правовых, политических, экономических.
Без гуманитарного знания невозможно развитие и совершенствование общественных отношений. И постсоветское развитие страны – тому подтверждение. В российском обществе нет ясного понимания того, какова наша «историческая биография» и что мы представляем собой сегодня.
Мы столкнулись с болезненным для всего народа кризисом идентичности. Преодолеть этот кризис, решить проблему идентичности не привлекая гуманитарную науку и гуманитарное знание, на мой взгляд, невозможно.
Вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства, когда выявилась потребность в некой объединяющей идее, способной консолидировать российское общество. Каких только не было предложений на этот счет!
Отсутствие общенациональной идентичности – беда современного российского общества! К сожалению, за полтора десятилетия новые точки опоры так и не были найдены. В результате большинство россиян пребывает в состоянии идентификационного вакуума. А для многонациональных и федеративных государств отсутствие общей идентичности опасно вдвойне и становится одним из важнейших факторов нестабильности.
Распад практически сложившейся общности – «советский народ» – вызвал системный кризис политической идентификации и привел к множественным конфликтам. На наших глазах шло переписывание истории в угоду этническим интересам. В ряде регионов и национальных республик местная интеллигенция способствовала неумеренному возвеличиванию этнического и регионального самосознания. Это происходило как в сфере науки, так и в сфере гуманитарного образования.
Если бы дело ограничилось лишь подчеркиванием культурной и языковой самобытности, особых традиций выживания в местных природных и социальных условиях, все еще было бы ничего! Но ведь в дискуссиях стали доминировать ксенофобия, антирусские настроения, а нередко – и просто откровенное мифотворчество.
Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в стране, которая характеризуется изменением этнического баланса страны на фоне сокращения русского населения. И при этом России необходимо стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья. Это данность, с которой надо считаться. В этих условиях особенно востребована интеграционная политика, обеспечивающая, в первую очередь, гражданскую идентичность. Только такой тип идентичности формирует и легитимирует государство-нацию, построенное на идее согражданства. Мы должны говорить не только о квотах для мигрантов, не только о конкретных мерах иммиграционной политики, учитывающей потребности региональных экономик, но и о механизмах интеграции и аккультурации новых сограждан.
Тема «строительства нации» долгое время вообще не обсуждалась, даже, я бы сказал, была табуирована. Представители власти скорее уклонялись от публичной дискуссии по национальному вопросу. С другой стороны, активно развивались идеологические конструкты на основе этнического и конфессионального сепаратизма, востребованные национальными элитами, а латентные конфликты закономерно переходили из области вербальной в реальную.
Безусловно, усилия государственной власти по борьбе с сепаратизмом, национализмом, экстремизмом предотвратили распад Российской Федерации, однако, заметим, что доминирующей идентичностью для многих российских граждан пока остается этническая и региональная идентичность.
В мировом сообществе сегодня лидируют государства, сложившиеся как гражданские нации, либо стремящиеся к этому. При этом они часто полиэтничны. Однако в государстве, в котором этносы не объединены в политическую нацию общим гражданским интересом, часть энергетики развития неизбежно уходит на внутренние трения.
Синергетический эффект дает только гражданская идентичность, которая строится на чувстве согражданства, солидарности, сопричастности общему государству.
Новая российская политическая идентичность должна быть связана с общенациональными интегрирующими смыслами и символами, которых в современной России до обидного мало. Невозможно построить общероссийскую идентичность только на любви к Пушкину или на чувстве гордости за победу в Великой Отечественной войне. Популярный телевизионный проект «Имя Россия» показал, что в обществе нет даже консенсуса относительно исторического прошлого, а попытки объединить нацию, эксплуатируя только героическую компоненту, не достигают цели.
Думается, одной из задач выстраивания российской идентичности будет выявление особой роли России в мире, определение возможных зон ее лидерства и актуализация на основе этого миссии России в решении общемировых задач.
Общегражданская идентичность не возникает сама по себе. Это результат целенаправленных усилий всех общественных институтов: науки, образования, СМИ, общественных и политических организаций. А главное – государства. В последние годы становится все популярнее государственно – патриотическая риторика, что само по себе не плохо. Но не подлежит сомнению, что невозможно создать гражданскую нацию без гражданина, без формирования правовой культуры, гражданского самосознания, патриотического воспитания и политического образования.
Единственным документом, определяющим многонациональные отношения в стране, остается Концепция национальной политики РФ, подписанная Президентом страны Борисом Ельциным в 1996 г., многие положения которой за 12 лет устарели.
Этот декларативный документ ограничивается констатацией, что все народы России должны жить в мире и согласии на основе принципов равноправия и взаимоуважения. По сути, в содержательном плане – это набор идеологических штампов советского образца о равенстве и полном развитии всех этносов, дружбе народов, праве "малочисленных народов" на определенные преференции, как будто и не было опыта жизни в постсоветском пространстве, полностью разрушившего на практике эти благие пожелания. Закон "Об основах государственной национальной политики РФ", который в разных версиях много обсуждался в 2006 г., так и не был принят.
В области образования, воспитания и просвещения в России действует федеральная целевая программа Патриотическое воспитание граждан России» (2006-2010 гг.), которая во многом основывается на воссоздании прошлого опыта, например, спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества» (наследник ГТО). Изучая перечень мероприятий программы, мы как будто окунаемся в старое доброе советское время – слеты юных туристов, конкурсы патриотической песни, поисковые отряды. Это в целом полезно. Однако сегодня нельзя просто скопировать советскую модель патриотического воспитания, которая действовала в совершенно других условиях. За это время изменилась среда, ценности, настроение молодежи. Все это надо учитывать. Патриотизм, основанный только на национальном чувстве, опасен. Программа совершенно не включает в себя мероприятий, связанных с гражданским воспитанием, с развитием политико-правового сознания, что особенно актуально в условиях активизации экстремистских движений.
Проекты государственной программы «Гражданское образование населения РФ» не были приняты. Не решается вопрос интеграции новых граждан и иммигрантов в российское общество и даже в языковую среду.
Поэтому мы считаем необходимым дополнить существующую программу «Патриотического воспитания граждан РФ» мерами, направленными на развитие гражданского правосознания, на распространение толерантности и на формирование общероссийской гражданской идентичности.
Я думаю, мы сегодня подробно поговорим о деятельности академических институтов, издательств, периодических журналов, научных фондов в формировании единого культурного и образовательного пространства в стране. Необходимо преодолеть невостребованность гуманитарного знания и восстановить нормальные условия для его развития. Потенциал гуманитарных наук должен быть использован при подготовке государственных решений, на стадии выработки предложений и формирования программ и на этапе оценки эффективности проводимой государственной политики.
Экономическое процветание и военное могущество любого государства невозможны без определённых политических и социальных идей и идеалов, которые формируются именно в научной интеллектуальной среде.
Гуманитарные науки должны помочь России решить стоящие перед ней масштабные задачи, реализовать неисчерпаемый и уникальный потенциал российской нации.
Главным условием для перехода страны к инновационному развитию является не только наличие техники и технологий, а в первую очередь, развитие человеческого капитала. Чтобы творить и совершать великие научные открытия, способные вернуть нашей стране лидирующее положение в мире, люди должны помнить, что они делают это – для своей страны, для нашего народа, для нашего будущего!», - заключил Николай Левичев.
В ходе дальнейшего обсуждения участники парламентских слушаний отметили, что процесс формирования общероссийской идентичности нельзя рассматривать как кратковременную кампанию. Формирование общероссийской идентичности – это сложная многоплановая проблема, требующая комплексных и целенаправленных усилий властных структур, научного сообщества, учреждений образования и культуры.
По мнению собравшихся, для успешного решения проблемы национальной идентичности необходимо выполнение двух взаимосвязанных задач: укрепления единой общероссийской политической нации на основе формирования гражданской идентичности и создания условий для полноправного национально-культурного развития народов России.
Также обсуждалась роль СМИ, которые, как считают многие эксперты, «осуществляют открытое манипулирование сознанием человека, причем наиболее уязвимыми оказываются дети и подростки».
В завершение парламентских слушаний участники предложили разработать и принять закон «О патриотическом и гражданском воспитании граждан РФ», новую редакцию Концепции государственной национальной политики РФ, внести ряд изменений в действующее законодательство и федеральные целевые программы, касающиеся культуры, науки и образования.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме