23:16 13.01.2012 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Галина Хованская в программе «Время и Мир» на Радио Свобода

Депутат Государственной Думы Галина Хованская приняла участие в аналитической программе «Время и Мир» на Радио Свобода. О социальной политике российских властей в ушедшем 2011 году и о том, что ждет россиян в наступившем году, в «РС» рассуждает депутат Российской Госдумы от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, эксперт в области ЖКХ  Галина Хованская. С ней беседовала Любовь Чижова.

– Очень многих в Российской Федерации беспокоит проблема роста платежей за жилищно-коммунальные услуги. И фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в мае 2011 года внесла инициативу о том, что наши тарифы на коммунальные услуги не должны превышать уровень инфляции. Тем не менее, этот проект, несмотря на то, что его поддержали все оппозиционные фракции, не голосовался фракцией большинства. И поэтому нам просто не хватило голосов, потому что в Думе пятого созыва этих голосов было недостаточно для того, чтобы провести какое-либо решение. Подавляющее большинство, в том числе и конституционное, было у фракции "Единая Россия". В Думе шестого созыва ситуация изменилась, но к сожалению, проект, о котором я говорю, проходит не как конституционный закон, то есть принимается простым большинством. И сейчас очень сильно зависит все от позиции более-менее независимых депутатов, представляющих так называемый «Народный фронт». Как они будут, так же по отмашке из Белого дома нажимать на кнопки или все-таки они будут какую-то свою позицию занимать и голосовать с оппозиционными фракциями в случае, если они поддерживают концепцию законопроекта.
Мы еще раз повторно в 2011 году осенью внесли такой же законопроект, он будет рассматриваться в 2012 году в думе шестого созыва. Это первый документ, который был неудачно отклонен.

Кроме того, если говорить, например, о Москве, то здесь идет очень неприятный негативный процесс. Законодательство московское жилищное было существенно лучше, чем законодательство федеральное в этой сфере. Под фальшивым, я бы сказала, предлогом приведения в соответствие с федеральным законодательством, переселенцев из сносимых пятиэтажек лишили права получить квартиру по нормам, даже если они являются очередниками на жилье, То есть перед ними есть обязательства города по обеспечению жильем. Иными словами, если пять или шесть человек проживают в однокомнатной квартире, их так же переселяют в однокомнатную квартиру. Я считаю, что это совершенно недопустимо, это была лицемерная позиция депутатов. Потому что ухудшать положение по сравнению с тем, что было –  нарушение статьи 55 части второй Конституции Российской Федерации.

Можно лучше принимать законы, пожалуйста, это ваше право, но ухудшать нельзя. И я надеюсь, что кто-то из москвичей дойдет до Конституционного суда и признает эту норму в городском законодательстве, в законодательстве субъекта федерации недействующей. По этому поводу существует очень много обращений.

Есть и другие ухудшения: стали снимать с очереди граждан, проживших долгие годы в  общежитии, где ставили на учет, независимо от размера занимаемой площади. И сейчас, оставаясь проживать в комнате в коммунальной квартире, 12 метров жилой и 18 метров по общей площади, людей снимают с очереди. Они не понимают, что происходит. А происходит следующее: депутаты Московской городской думы исключили норму о том, что нельзя снимать с очереди, если человек продолжает проживать в условиях коммунального заселения.

Я таких примеров могу приводить еще много. То есть стараются, из кожи вон лезут, чтобы уменьшить количество очередников любыми способами. В Государственной Думе была проведена моя инициатива, казалось бы, очевидная, я считала, что это проект технический, посвящен он был старым очередникам на жилье. Сейчас они оказались ничьи. То есть муниципальные власти считают, что если они не малоимущие, то они не обязаны им предоставлять жилье, и, в общем-то, они оказались ничьи, хотя есть прямая запись в законе о введении в действие жилищного кодекса, что они сохраняют свое право на получение социального жилья. Как правило, это коснулось людей, у которых чуть больше, на тысячу, две тысячи рублей больше, чем положено для того, чтобы вас признали малоимущими. И представьте такую семью, которая на рынке жилья снять не может, потому что практически весь доход, а на что-то еще надо жить.

– Галина Петровна, в конце 2011 года Владимир Путин, премьер-министр России и кандидат в Президенты, отвечал на вопросы россиян, и в ходе этой прямой линии он сказал, что социальные расходы постоянно растут, что в 2012 году социальные расходы государства на нужды россиян будут еще увеличиваться.

– Я вам могу сказать следующее, что если вы посмотрите бюджет 2012 года  и сравните его с бюджетом 2011 года, федеральный бюджет – это основной документ. Он даже не столько экономический, сколько политический. Именно по этому документу видно, что срезается финансирование и на жилищно-коммунальную сферу, срезается финансирование на очередников на жилье, под всякими надуманными, хитрыми, хитромудрыми приемами и документами пользуются для того, чтобы это прямое финансирование сократить. Я хочу напомнить, что в 2011 году уже прекратила федеральная власть, федеральный бюджет финансировать субсидии по оплате малоимущим семьям на жилье и коммунальные услуги, и полностью переложено на субъекты федерации. Мы прекрасно знаем, что у нас подавляющее число субъектов федерации дотационные. Откуда им взять деньги на эти возрастающие с ростом тарифов субсидии на оплату за жилье и коммунальные услуги? То есть говорят одно, а на самом деле мы по цифрам видим совершенно другое.

– Так же в конце 2011 года эксперты, российские СМИ писали о  том, что тарифы на ЖКХ вырастут до 25%, но произойдет это уже во второй половине года, в июле. Галина Петровна, почему решили на это время перенести рост тарифов ЖКХ?

– Решение чисто политическое, что бы нам ни рассказывали. Потому что на самом деле планировать нужно бюджет в конце каждого года на следующий год и планировать нужно тарифы. Потому что от роста тарифов, от их размера зависит объем финансирования тех же субсидий малоимущим семьям, тех же льгот категориям льготников. Это напрямую две связанные цифры. Поэтому я предполагаю, что из-за того, что будут выборы в марте месяце, решили всю эту операцию отложить на лето, только и всего. И естественно, это потребует внесения поправок в федеральный закон о бюджете и законы субъектов федерации, безусловно.

– Людей, конечно, больше всего волнует, кроме того, что и услуги ЖКХ вырастут, будет ли рост на бензин, товары и услуги? Что вы ждете от 2012 года в этом плане?

– К сожалению, ничего нового. Очень бы хотелось, чтобы кризис, вторая волна, которую нам сейчас прогнозирует, в том числе бывший министр финансов господин Кудрин, не задела бы нас сильно. Потому что мы не в изолированном мире, мы живем и связаны многочисленными нитями с другими странами, экономические связи, политические, человеческие связи. Так что это, безусловно, нас тоже коснется, но хотелось бы, чтобы это касание не было слишком жестким, слишком тяжелым для нас. Я умеренный оптимист, конечно, хочется верить, что у нас все будет лучше. Посмотрим. Поживем – увидим.

– Вопрос о конкретной социальной группе, о которой в последнее время все меньше и меньше российские власти, как мне кажется, вспоминают – о пенсионерах. Что ждет пенсионеров российских в 2012 году? Есть тут какие-то изменения принципиальные?

– Сейчас сложно говорить, потому что перед выборами, естественно, какие-то небольшие послабления есть и небольшие прибавки, деньги выделяются на небольшие прибавки. Но это все поглощается ростом тех же платежей на жилищно-коммунальные услуги, на продукты питания. Собственно, тут ничего нового я вам не скажу. К сожалению, пенсионеры в нашей стране живут очень тяжело, очень сложно. Конечно, им далеко до европейских пенсионеров, которым пенсия позволяет еще и отдыхать, и путешествовать по миру, вести совершенно другой образ жизни. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень много пытается изменить в этом законодательстве. Будем смотреть, может быть у нас что-то получится в этом избирательном цикле.

– Галина Петровна, по поводу ипотеки в России. Что-то коренным образом изменилось с ипотекой, с ипотечными кредитами, с количеством людей, готовых брать ипотеку в России в 2011 году? Может что-то будет в 2012 году принципиально новое?

– Прошедший 2011 год показал следующее, что стратегия, которая была выбрана, была неправильной. Считалось, что у нас 30% россиян смогут решить свою проблему с помощью ипотеки. Более того, такая стратегия обернулась для многих людей трагедией, потому что пришел кризис, люди потеряли работу, обанкротились фирмы, были сокращены банковские служащие, и к великому сожалению, эти люди остались вообще без ничего, потому что у них это было единственное жилье, им возвращают часть денег за вычетом расходов, предоставлявшие эти кредиты. Так что это очень плохой и неправильный сценарий. Нужно было учитывать, какие условия предоставления кредитов, конечно, не под 4-6%, как это во многих странах европейских происходит, у нас люди были готовы под 8% брать, но под 14% даже при том, что очень большие средства выделялись агентствами ипотечного кредитования, но снижение достигало 11-12% – это был оптимальный вариант. На таких условиях брать кредит – очень большой риск.

И надо не забывать о том, что у государства колоссальные обязательства по обеспечению социальным жильем малоимущих граждан, никто с него эти обязательства не снимал. В то же время мы видим, что, несмотря на то, что увеличился объем строительства жилья для военнослужащих, выделялось финансирование на сертификаты, которые не пользовались успехом, потому что там явно заниженная стоимость, на эти деньги нельзя купить квартиру по нормам. Тем не менее, на строительство социального жилья в регионах практически не выделялись средства. Исключение может быть Москва, и то тут финансирование упало. Еще может быть несколько регионов недотационных, регионов-доноров. С этой проблемой нужно заниматься. Более того, у нас до сих пор не решена проблема некоммерческого найма жилья для среднего класса,  которые не признаются малоимущими, но и на рынке они функционировать с такими доходами не могут, не могут снимать квартиры по рыночным ценам. Об этом надо думать, об этом хочется, чтобы в Стратегии 2020 были не только слова, но и конкретные действия в этом направлении. Ипотека не получилась так, как она задумывалась, ее как стратегическое направление нельзя было выбирать. Тем более что если мы посмотрим проценты, кто взял кредит, из них нуждающихся в улучшении жилищных условий может одна сотая, те, кто стоит на социальное жилье и хочет побыстрее выбраться из этой очереди. Сейчас у нас очереди движутся в основном за счет естественной убыли. Вы понимаете, что это такое: люди умирают, очередь продвигается. На самом деле очередь продвигается, когда не строится, не вводится ни один дом, ни один квадратный метр не появляется.

– Как можно было бы по уму решить эту проблему? Понятно, что ипотека, высокий процент. Как люди среднего достатка теоретически могут улучшать свои жилищные условия?

– Наша фракция, нами разработан проект, который я вносила, и он посвящен как раз некоммерческому найму жилья. То есть нанимаете у государства, муниципалитета жилье, но по ценам в три раза ниже рыночных. Вы знаете, огромное количество семей, в том числе и молодых, не полезли бы в эту петлю ипотечную, а согласились бы снимать квартиру, пока не встанут на ноги, пока не подрастут дети, пока не появятся какие-то сбережения на то, чтобы приобрести жилье на рынке. Проект этот остановил бывший министр финансов, хотя изначально Министерство регионального развития сторонником этого проекта. К сожалению, он был остановлен Кудриным.

Источник:    

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме