16:15 21.04.2017 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Федот Тумусов о проблемах в сфере здравоохранения
На пленарном заседании Государственной Думы 21 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
Позавчера с этой высокой трибуны было заявлено, что страна находится в блокаде. Но в какой бы блокаде или изоляции мы с вами ни находились, мы, конечно, обязательно должны ходить по земле, но в то же время стремиться к общемировым показателям во всех сферах жизнедеятельности. Если вопросы вооружения и обороноспособности, это совершенно понятно, мы должны обеспечивать суверенитет нашей Российской Федерации, то вопросы здравоохранения это тоже понятно, наши граждане ничуть не хуже, а, может, даже лучше, чем граждане других стран.
Но какое же состояние дел в вопросах о здоровье россиян в сфере здравоохранения? На недавно прошедшем в городе Архангельске Международном Арктическом форуме в работе секции под красивым названием "Арктика территория здоровья" принимала участие Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова, она выступила с основным докладом.
На этой секции доктор медицинских наук Гузель Улумбекова озвучила шокирующие цифры и факты. Безусловно, интегральным и универсальным показателем состояния здоровья нации является ожидаемая продолжительность жизни. И этот показатель в арктических регионах России на восемь лет ниже, чем в Канаде или на Аляске, и на 11 лет ниже, чем в скандинавских странах. Ещё хуже обстоят дела у мужчин, в арктических регионах России они живут на 11 лет меньше, чем в Канаде, и на 13-14 лет меньше, чем в скандинавских странах. Конечно, на величину ожидаемой продолжительности жизни народов влияет множество факторов, и основные из них: образ жизни, экология и, конечно, состояние здравоохранения.
Казалось бы, у нас обеспеченность койка-местами в больничных учреждениях на 40% выше, чем в скандинавских странах и в два-четыре раза выше, чем в Канаде и на Аляске. Но вот объективные показатели состояния здоровья говорят сами за себя. Так в чем же дело? И, самое главное, что надо делать?
Вся беда в том, что проводимые правительством реформы здравоохранения под красивым названием "оптимизация" не улучшают, а, наоборот, усугубляют ситуацию с медицинским обслуживанием населения. Вся система организации здравоохранения у нас в стране раньше и сейчас строится по европейскому принципу. Я имею в виду принцип организации здравоохранения по принципу трёх "П", то есть приболел, пришёл, полечился. Иными словами есть населённый пункт, и есть там поликлиника, больница. Когда человек заболевает, он туда приходит и, конечно, лечится. Но проходит волна за волной оптимизаций, и устанавливаются нормативы, которые пригодны только в пределах Садового кольца, которые совершенно не учитывают особенностей огромных территорий, расстояний, разбросанности малонаселённых пунктов. Я уже не говорю о климатических и географических особенностях.
В прошлом созыве Комитет по охране здоровья провёл несколько "круглых столов", в том числе, с выездом на места, провёл парламентские слушания по проблемам арктической и северной медицины. Сделано множество рекомендаций, которые направлены в Правительство. Это я к тому, что сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, дайте нам предложения.
Несмотря на то, что руководством страны, Министерством здравоохранения предпринимаются огромные усилия, надо это отметить, получение отдельных направлений охраны здоровья, медицинского обслуживания, мы не можем не констатировать с огромной болью в сердце тот факт, что проводимая в стране в течение нескольких лет реформа здравоохранения практически провалилась. Особенно это ярко видно в вопросах доступности и качества медицинских услуг на местах, на уровне муниципалитетов.
Сегодня с мест приходит множество сигналов, говорящих о том, что система муниципального здравоохранения практически разрушается, разрушается решениями, в том числе, и незаконно принимаемыми нами Государственной Думой. А ведь именно на муниципальном уровне оказывается две трети всего объёма медицинских услуг это первичное звено, где проводится первичная медико-санитарная помощь, куда в первую очередь обращаются наши граждане это ФАПы, сельские амбулатории и поликлиники.
Сегодня мы наблюдаем полную безответственность муниципальных образований перед своими гражданами по вопросам здравоохранения. Они говорят, что у нас нет полномочий. Как недавно говорил Президент страны Владимир Владимирович Путин: ключевая проблема сегодняшнего дня обеспечение доступности и качества медицинских услуг. Как же обеспечить доступность и качество для отдалённых малонаселённых пунктов, ведь в каждой маленькой деревне не построишь медицинский центр? Бессмысленно, да и денег нет. Но и держаться просто так долго невозможно.
В чём тут наше предложение? Надо изменить парадигму организации системы здравоохранения. Проще говоря, принцип трёх "П", о котором я говорил: приболел, пришёл, полечился, надо дополнить принципом трёх "В": выехал, выявил и вылечил, это организация мобильной медицинской помощи. Мобильные медицинские бригады должны работать на постоянной профессиональной основе. Это никак не практикуемые сегодня выездные ортодоксальные неэффективные бригады центральных районных больниц, это отдельно работающая, может быть, на принципах государственно-частного партнёрства система специализированных медицинских услуг с доставкой на дом с отдельными финансами и отдельной организационной структурой. И критерием работы этой системы должно стать конкретное повышение ожидаемой продолжительности жизни.
Я на примере арктических регионов говорил о том, что по количеству больничных коек мы опережаем другие страны, но по лекарственному обеспечению, к большому сожалению, мы отстаём. Вот цифры. Государственные расходы на лекарственные средства в амбулаторных условиях в России в среднем в 5,5 раз меньше, чем в скандинавских странах и Канаде. Общие расходы населения и государства на лекарственные средства в два раза ниже в нашей стране.
При этом современная система лекарственного обеспечения дает возможность бесплатного предоставления лекарственных препаратов лишь пациентам, находящимся в основном на лечении в больницах. Если же пациент лечится дома, то он должен самостоятельно покупать препарат.
С учетом оптимизации, проводимой в настоящий момент в нашей стране в рамках системы здравоохранения, Правительство стимулирует врачей не держать больных в больницах лишнее время, быстрее выписывать их из больниц. В результате складывается парадоксальная ситуация. Пациент бесплатно может лечиться только в больнице, которая стремится перевести его на лечение дома, а дома пациент теряет возможность бесплатного лечения. Мы считаем, что это никуда не годится.
В связи с этим, чтобы решить данные проблемы, мы предлагаем внедрить систему бесплатного лекарственного обеспечения. Переход на систему лекарственного страхования обеспечивается растущими возможностями отечественной фармапромышленности. Нам действительно есть чем похвастаться. Политика импортозамещения, выстроенная Правительством, Минпромторгом по развитию отечественной фармацевтической промышленности успешно реализовывается. По сравнению с 2015 годом в 2016 году рост производства лекарственных препаратов у нас в России, по данным Минпромторга, составил 24%, при этом на сегодняшний момент около 77% лекарств, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, могут производиться отечественными фармапроизводителями.
Согласно имеющимся статистическим данным, уже более половины реализуемых на нашем рынке лекарств являются российскими, и этому нет предела, тенденция сохраняется. В то же время, чтобы мы ни говорили о здоровом образе жизни, без увеличения объемов государственных средств, направляемых на здравоохранение, мы будем иметь слабые успехи в деле увеличения продолжительности жизни россиян, а "резервов" в этом направлении у нас очень много. Например, подушевые государственные расходы на здравоохранение опять же по арктическим регионам нашей страны в четыре раза, а в некоторых местах в 5,5 раз меньше, чем в соответствующих арктических государствах мира.
И, наконец, нельзя не сказать об эффективности использования уже имеющихся средств. В последнее время всё большее количество экспертов склоняется к мнению о том, что частные страховые медицинские организации вредят системе медицинского страхования. Их деятельность в прошлом году стоила более чем 30 миллиардов рублей и на ведение дел пошло 25,5 миллиарда рублей. Примерно столько же составляют расходы этого типа территориальных фондов ОМС. Вдобавок к этому почти 4,5 миллиарда рублей, причитающихся страховым организациям, часть штрафов. При этом большая часть выделенных компаний в нарушении вообще никак не влияет на качество медицинской помощи.
И в связи с этим возникает вопрос не пора ли эти страховые медицинские компании отстранить от "бюджетного пирога", а функции страховых компаний передать территориальным фондам медицинского страхования? Это лишь часть наших предложений.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме