17:30 30.06.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Елена Мизулина об изменении порядка рассмотрения уголовных дел в районных судах (Стенограмма)
Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 30 и 217 Уголовно-процессуального кодекса РФ». От фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» выступила Елена Мизулина:
- Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты!
Это очень серьёзный закон. Хотя он не очень большой, я хочу обратить ваше внимание на несколько вещей, которые скрыты от вас. В пояснительной записке, которую, к сожалению, видимо, Владимир Сергеевич не прочитал, ибо если бы он прочитал, то он бы там увидел цифру, которую дал судебный департамент при Верховном Суде, что всего было рассмотрено 554 тысячи с небольшим уголовных дел районными судами. И от них, от этого количества дел 0,1 была рассмотрена судами в составе трёх профессиональных судей. Но это неточная, некорректная цифра, потому что три профессиональных судьи сегодня по Уголовно-процессуальному кодексу могут рассматривать уголовные дела в районных судах только по делам о тяжких преступлениях. Цифр о количестве дел о тяжких преступлениях нет в пояснительной записки, не смог ее озвучить и Владимир Сергеевич, её реально нет и в статистических данных и обзорах, которые предоставляет судебный департамент. Я их отслеживаю.
Так вот, уважаемые коллеги, что важно. Опять же в пояснительной записке вас вводят в заблуждение. Я хочу вам привести информацию, пожалуйста, это информация - документ, сводная таблица, состоящая из тридцати пяти предложений по совершенствованию уголовного судопроизводства, подготовленная рабочей группой Козака, с которой согласился Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, там стоит его виза.
33-е предложение. В этих предложениях допустимость единоличного рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за совершение которых наказание не более шести лет лишения свободы. То есть это фактически дела средней тяжести, небольшой тяжести и, если тяжкие, то не больше чем до шести лет. Это очень важный момент, потому что именно тогда, когда проводилась путинская судебная реформа, был осуществлён переход от суда с народными заседателями к суду с участием присяжных заседателей.
Поскольку проводился одновременно ряд других знаковых, реформенных вещей, то, естественно, был произведён общий расчёт, во сколько может обойтись эта реформа. И именно тогда было принято решение, что введение или отказ от суда с народными заседателями происходит одновременно с принятием и введением в действие Уголовно-процессуального кодекса с 1 июля 2002 года. Но введение нормы о трех профессиональных судьях для районных судов вводится с 1 января 2003 года.
Здесь, в зале была очень большая дискуссия, и депутат Похмелкин, его поправку поддержали депутаты, предложил, чтобы применительно к районным судам эти три профессиональных судьи начали работать с 1 января, но только по уголовным делам, чтобы была специальная оговорка, где наказание не более 10 лет лишения свободы, от пяти до 10 лет лишения свободы.
Что сегодня. Это очень важный момент, причём могу обратить ваше внимание, что одновременно отказ от народных заседателей был связан с введением суда с участием присяжных заседателей. Поскольку тогда было договорено, что присяжных не можем пока в силу финансовых трудностей распространить на районные суды, то именно в связи с этим и был предложен механизм: три профессиональных судьи. Предполагалось, что когда заработает суд присяжных на уровне областных и приравненных к ним судов, будет отработана эта практика, будет понятно, во сколько обходится такого рода суд. И как часто будут запрашивать подсудимые такой формы рассмотрения их уголовных дел, только тогда можно будет распространить суд присяжных и на рассмотрение дел о тяжких преступлениях в районных судах.
То есть, если бы сегодня коллеги из комитета предложили нам распространить на районные суды при рассмотрении уголовных дел о тяжких преступлениях суд с участием присяжных заседателей, это было бы следствие путинского этапа судебной реформы. Это полностью вписывается в то, что им когда-то было бы завизировано.
То, что предложено сегодня, это полное безобразие. Коллеги, посмотрите, что предлагается. Единолично судья будет рассматривать уголовные дела, связанные с гомосексуальными актами в отношении ребёнка 12, 13, 14, 15-и лет, всё, что связано с развратными действиями, с детским порно, все составы, организация занятий проституцией, там максимально 10 лет лишения свободы, то есть все и многие другие. Это будет единолично рассматривать судья.
Это опасно? Да. Неслучайно Владимир Владимирович Путин в своё время в этих предложениях сказал - нельзя, чтобы единолично судья рассматривал уголовные дела о преступлениях, за которые наказание больше 6 лет лишения свободы, потому что произвол может быть. Может быть произвольным и ошибочным принятие решения. Может быть усилено давление на судью, когда стороны знают, что только от судьи, единолично от него зависит принятие решения по делу? Конечно. Мы тем самым фактически усиливаем коррупционное давление на судей и не только коррупционное.
В этом зале неоднократно говорили, что не меньшую опасность устранения судейской независимости представляет не только подкуп, а представляет давление коллег по процессуальному цеху: ФСБ, МВД, прокуратура, Следственный комитет и прочие правоохранительные органы. Телефонное право сохранилось именно применительно к этим структурам. Именно это давление на судей осуществляется.
Поэтому на самом деле, принимая закон, где мы большую часть категорий дел отдаём или возвращаем снова на единоличное рассмотрение судье, мы с вами увеличиваем коррупционную составляющую в судебном процессе и мы с вами увеличиваем многократно давление на судей.
Вы хотите, чтобы наш суд был ещё более зависимым, ещё более коррумпированным? Наши граждане этого не хотят. Поэтому наша фракция не будет поддерживать это закон. Тем более нас удивляет, что «Единая Россия» готова его поддержать. Вы что, уже против Владимира Путина? Очень интересно.
Поэтому мы предлагаем не голосовать за этот законопроект, не поддерживать его, а предложить комитету внести другой законопроект, более логичный, распространить на районные суды, на рассмотрение хотя бы дел о тяжких преступлениях, именно рассмотрение дел с участием присяжных заседателей.
Кстати, областные суды рассматривают на протяжении, десять лет уже действует эта реформа, не более 600 уголовных дел в год. Расходы составляют 127 миллионов. Мы посчитали то количество дел, которые сегодня рассматривают районные суды в составе трёх профессиональных судей, это около 700 дел, если исходить примерно из такой же стоимости, как в областных судах, это ещё где-то 127-130 миллионов. Это громадная сумма.
Эта цена многократно ниже, чем независимость, объективность, беспристрастность суда и доверие к нему граждан. Поэтому мы призываем не поддерживать этот законопроект. Спасибо.
Пресс-служба в Государственной Думе
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме