19:30 20.09.2012 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Елена Мизулина о предельном возрасте пребывания женщин на военной службе

19 сентября в Государственной Думе был отклонен в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», касающийся предельного возраста пребывания женщин на военной службе. Законопроект представила Председатель Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Елена Мизулина. Предлагаем вашему вниманию стенограмму ее выступления:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вам предлагается законопроект, который вносит изменения в статью 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Этот документ появился неслучайно. Это реакция на тенденцию увеличения числа женщин- военнослужащих в Российской Федерации. И, естественно, нормы этого закона, которые раньше касались исключительно мужчин или вводили различения между военнослужащей женщиной и, проходящим воинскую службу мужчиной, сегодня теряют актуальность, и отстают от реальной жизни.

По статистике, которой мы сегодня располагаем… Она, к сожалению, не очень достоверная, потому что в Российской Федерации, несмотря на то, что число женщин-военнослужащих растёт… В целом в военном ведомстве сегодня работает более 500 тысяч женщин и где-то от 75 до 90 тысяч женщин-военнослужащих проходят военную службу по контракту. Несмотря на то, что тенденция на лицо, к сожалению, нет ни одной структуры в Министерстве обороны, которая бы занималась действительно вопросами, связанными с прохождением военной службы женщинами. Те страны, где это уже реальность, есть структуры, которые обладают достоверной информацией о численности женщин, и о том, как они проходят военную службу.

Известно, что в военном ведомстве изменился аппарат управления, что в руководстве, даже на должностях руководителей департаментов, появились профессиональные женщины. Их там сегодня насчитывается более пятидесяти. Многие, полагаю, здесь это хорошо знают. Многие из вас познакомились с ними лично, они были здесь, в Думе.

Так вот, в основном законопроект касается тех представительниц слабого пола, которые проходят военную службу. Сегодня, повторяю, эти отношения регулируются в общем порядке. Но есть и различия. И вот одно такое различие – это порядок прекращения военной службы, так называемый «вопрос о предельном возрасте пребывания женщины-военнослужащей на военной, службе». И обратите внимание, насколько закон в этой части отсталый. Так, статья 49, о которой идёт речь в законе, предусматривает, что срок пребывания мужчин на военной службе зависит от их воинского звания. Чем выше звание, тем дольше срок военной службы. А у женщин ограничен 45 годами, поэтому фактически у женщины это предельный возраст, и воинское звание не имеет никакого значения.

Сразу обращаю внимание, посмотрите – служба одинаковая: капитан, сержант, одинаковая, а, тем не менее, различия совершенно не вытекают из содержания особенностей этой службы. У мужчин дольше и, соответственно, возможность получения высших офицерских должностей, у женщин – меньше. Это прямое нарушение статьи 19 Конституции РФ.

Правда, закон допускает заключение нового контракта после достижения женщиной или мужчиной предельного возраста пребывания на военной службе. И вот мои коллеги из Комитета по обороне, в частности, указывают на то, что, ну, достигла женщина 45 лет, а потом она может контракт на 10 лет заключить. Но этот контракт, правда, зависит уже не от неё, а от её начальника. И опыт подсказывает, а мы специально интересовались, звонили, в том числе и в наше Министерство обороны, спрашивали наших экспертов, к сожалению, женщине после достижения пенсионного возраста, вернее, предельного возраста, я неправильно говорю, 45 лет, практически невозможно заключить новый контракт. И, естественно, что такого рода норма, она малоутешительна. К тому же эта норма одинаково распространяется как на мужчин, так и на женщин. Кроме того, вот это ограничение, предельный возраст 45 лет, сегодня исключает для женщин возможность получения высших офицерских званий, даже полковника.

Сегодня среди женщин-веннослужащих, по одним оценкам, 28 человек в звании полковника, по другим, 45. Не могу точно сказать, используем экспертные оценки. Генералов нет вообще, именно на военной службе. Адмиралов нет, да они и не смогут выслужить это звание. Мы посчитали, вот если женщина военнослужащая будет получать каждое очередное воинское звание в установленном порядке, а устанавливает законодательство минимальные сроки военной службы, по истечении которых может представляться к военному званию, то женщине для того, чтобы получить звание полковника или капитана первого ранга, понадобится 20 лет отслужить. Для того чтобы к 45-ти годам дослужиться до такого звания, женщине военнослужащей надо начать службу не позднее 25-ти лет и при этом обречь себя на бездетность. Если она планирует иметь одного ребёнка, ей надо начать военную службу в 20 лет, а если двоих, то в 17-18. Поэтому совершенно очевидно, что не случаен тот факт, что женщин очень мало на высших офицерских должностях.

Преимущественно почти две трети женщин работают, служат, извините, служат как раз на должностях: солдаты, матросы, сержанты, старшины. Естественно, что тот законопроект, который мы предлагаем, направлен на то, чтобы исправить эту устаревшую норму и привести положение 49-й статьи в соответствие с Конституцией Российской Федерации, убрать необоснованное различение. Когда пребывание на военной службе обусловлено только тем –мужчина ты или женщина… И у женщин должно быть обусловлено пребывание на военной службе её воинским званием. К тому же в самом законе сказано, что до 45-ти лет предельный возраст для всех, кто имеет звание ниже полковника или капитана первого ранга. Поэтому возникает вопрос: зачем установлены подобные положения применительно к женщинам? Не для того ли, чтобы исключить для женщин возможность получения высших офицерских званий?

В заключении ответственного комитета, к сожалению, приведены два аргумента против принятия нашего законопроекта, который всего-навсего лишь предлагает исключить положение о том, что предельный возраст пребывания для женщин 45 лет. Исключение этой нормы позволит распространять на женщин те же самые положения о предельном возрасте, что и на мужчин, то есть в зависимости от воинского звания. Не выслужила большее звание, значит, 45 лет, выслужила, стала капитаном первого ранга или полковником – то уже предельный возраст 50 лет. А если она – генерал, то там 60 лет, 55 лет, генерал-майор и так далее. Пожалуйста. То есть всё зависеть будет от профессионализма. Так вот, в заключении комитета два возражения. Одно, что наша поправка излишня, не надо ничего убирать. Пусть женщине остаётся этот предельный возраст, женщины и так могут заключить новый контракт после достижения пенсионного возраста. Но отмечу, что помимо того аргумента, который я приводила, что это очень сложно женщинам сделать, сегодня не идут фактически на то, чтобы продлевать такой контракт. Но даже если вы посчитаете с этим новым контрактом, то всё равно увидите – женщина ущемлена. Потому что получается, что женщина в звании полковника сможет работать максимум до 55 лет (45 плюс 10), а мужчина до 60 (50 плюс 10). Таков закон. Поэтому в любом случае здесь дискриминация для женщин военнослужащих, имеющих звание полковника и выше.

Второе замечание, казалось бы, существенное. Неоднократно Конституционный Суд проверял этот закон и другие в части, касающейся предельного возраста пребывания на военной службе, государственной службе, и не признал эти положения неконституционными. Позволю возразить. Ссылка некорректна, хотя и проверялись законы на предмет конституционности положения предельного возраста, но ни разу не были связаны с тем, что это как-то связано с полом. Постановление № 7. Специально приведу номера, потому что это есть в заключении. Постановление № 7 от 6 июня 1996 года, предмет проверки – положение закона о милиции, в части увольнения сотрудника милиции по инициативе начальника по выслуге лет, на предмет соответствия статье 19-й, то есть по признаку равенства полов, вообще, не проверялся. Постановление № 19 от 27 декабря 1999 года. Предмет проверки – положение закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. И здесь речь шла о предельном возрасте для заведующего кафедрой.

Кстати, Конституционный Суд признал неконституционным это положение, потому что ограничение по предельному возрасту для заведующего кафедрой не обусловлено спецификой его работы. Определение от 1 июля 1998 года № 84-о. Предмет проверки – положение о предельном возрасте пребывания на государственной должности, предусмотренное законом об основах государственной службы. Кстати, определение не опубликовано и не имеет обязательной силы, это только рекомендательная норма. Определение от 8 февраля 2001 года № 45-о. Предмет проверки – положение закона об основах муниципальной службы, опять же в части, касающейся предельного возраста пребывания на муниципальной службе, никак не связано с признаком пола, не опубликовано и не имеет обязательной силы. Определение от 5 июля 2001 года № 134-о. Предмет проверки – предельный возраст пребывания на службе в органах прокуратуры. Не связано с признаками пола. Определение от 3 октября 2002 года № 233-о. Предельный возраст пребывания на должности государственного служащего и возможность увольнения по инициативе начальника при достижении предельного возраста. Снова не связано никак с признаками пола. Определение от 15 апреля 2008 года № 271. Предмет проверки – положение об увольнении с военной службы по достижению предельного возраста без проведения аттестации. Не опубликовано, не имеет обязательной силы и не связано с признаками пола.

Мы же не предлагаем исключить или изменить положения, которые устанавливают предельный срок пребывания на военной службе. Вообще, так вопрос не ставится. Мы предлагаем отказаться от противоречий в вопросах о предельном возрасте на военной службе. Мы считаем, что они не обусловлены спецификой занимаемой должности и выполняемой работы женщины военнослужащей, либо мужчины военнослужащего. Конституционный Суд, замечу, последовательно проводит правовые позиции. Допустимо установление предельного возраста при замещении определённых должностей, если это ограничение обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы. Возрастное ограничение для женщин к подобным особенностям не относится, не может рассматриваться в качестве специального требования, обусловленного характером военной службы при наличии определённого звания, и является дискриминационным. Таково мнение всех экспертов, мы собрали множество заключений и мнений экспертов, статей экспертов, которые занимаются анализом этой сферы. Они все считают, что в этой части закон устарел, и требуют изменения. К тому же могу сослаться на слова Общественного совета при Министерстве обороны Игоря Коротченко, который заявил РИА «Новости», что женщина должна иметь право делать военную карьеру, чтобы получить генеральское звание. Просто становится неприлично сохранять такие одиозные различия. А то получается: солдатом-женщиной можешь быть, а генералом ни за что. Поэтому мы предлагаем исходить не из корпоративной солидарности, может быть, некоторой мужской части военных, а исходить из Конституции и права. И наш законопроект как раз позволяет вернуться на позиции права и Конституции. Просим поддержать. Спасибо.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме