19:15 14.01.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Елена Мизулина о новом порядке расчета пособий по беременности и родам (Стенограмма)

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № (в части установления нового порядка расчета пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком). От фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» выступила Елена Мизулина:

- Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» поддерживает законопроект в первом чтении и мы признательны профильному комитету за то, что он ограничил рассмотрение этого законопроекта сегодня только первым чтением, потому что нам было бы очень трудно голосовать за принятие этого законопроекта в целом.

Некоторые из наших коллег справедливо отмечают, что этот законопроект сомнителен с точки зрения нравственно-этической, если бы мы его сегодня приняли в целом, ибо он носит временный характер и предлагает по существу продлить порядок начисления пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком на один год, то есть до выборов новой Государственной Думы. А что, разве после выборов женщины перестанут рожать или дети перестанут болеть?

Поэтому мы полагаем, что переходный период, в течение которого следует отследить, обсудить и проанализировать как вводится в действие новый порядок исчисления указанных пособий, нужно продлить как минимум до 31 декабря 2012 года.

Поэтому наша фракция, будучи фракцией конструктивной оппозиции, соответствующую поправку уже внесла и ока роздана здесь в зале. Мы очень надеемся, что профильный комитет при подготовке ко второму чтению рассмотрит эту поправку и её примет.

Фракция полагает, что рассматриваемый законопроект это фактически признание ошибки, которая произошла благодаря совместным действиям и фракции «ЕР», и Правительства Российской Федерации при принятии федерального закона от 8 декабря 2010 года номер 343. Умение признавать ошибки, что мы видим сейчас в этом зале, заслуживает уважения.

Вместе с тем полагаем необходимым извлечь уроки из этой ошибки, чтобы не допустить ее впредь.

Первое. Депутаты представляют в Государственной Думе не правительство, а миллионы наших избирателей, это относится и к фракции «ЕР». И устоявшаяся практика, при которой отрицательный отзыв правительства на законопроект не подвергается серьёзной критике думским большинством и, по сути, блокирует его прохождение в Думе, губительна, именно этим обусловлено рассмотрение данного законопроекта. Не лишне напомнить, что наши предшественники - первая Государственная Дума в начале прошлого столетия, которая была всего лишь совещательным органом, ее решения утверждались Государственным Советом, исполнительным органом, и утверждались императором. Так вот эта Дума позволяла себе не соглашаться с мнениями правительства и не занималась исправным штампованием предложений правительства тогдашней России. И известен факт, когда предложение правительства о продовольственной помощи было подвергнуто серьезным изменениям в Государственной Думе, Государственная Дума внесла в него поправки, с которыми правительство было не согласно, но эти поправки были утверждены и Государственным Советом, и императором. Но этому предшествовала полноправная процедура обсуждения поправок и в комитетах, и на пленарном заседании.

Во-вторых, Государственная Дума - это место для дискуссий, ответственность законодателей перед народом, которые дали депутатские мандаты нам, предполагают открытое обсуждение всех вопросов, чтобы избиратели могли проконтролировать и получить информацию, что обсуждается при принятии конкретного законопроекта, учитывается ли их воля и пожелания. И в этом смысле то, что мы здесь недоговариваем, уходит на улицы, Госдума и улица - это как сообщающиеся сосуды, всё, что не проговорено в зтом зале, проговаривается на улицах. Это нам показали беременные женщины. Но если здесь, в зале, мы знаем, от кого и что ожидать, кто будет пытаться блокировать, кто будет пытаться захватить трибуну, драться или влезать в Президиум, то на улице мы с вами, к сожалению, прогнозировать последствия массовых стихийных действий не можем.

В-третьих. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - фракция конструктивной оппозиции, другие оппозиционные партии и наша фракция представляют не самих себя.

Мы представляем избирателей, которые не согласны с решениями правительства. И в этом смысле, напомню, при голосовании за этот законопроект в третьем чтении 24 ноября все три оппозиционные фракции за него не голосовали. Фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и КПРФ проголосовали против, ЛДПР не принимали участия вообще. Но с этим фактом неподдержки всеми оппозиционными фракциями данного законопроекта нельзя не считаться. Он фактически был проигнорирован.

А я замечу, что мы сейчас в рамках нашего Регламента можем внести такого рода нормы, и мы призываем к этому «Единую Россию», благодаря которым мы можем обеспечить дополнительные гарантии деятельности оппозиционных фракций, а значит, и тех избирателей, которых мы представляем, во-первых, при принятии процедурных решений, во-вторых, при принятии законопроектов в первом и втором чтении.

Что я имею в виду? Такая практика существует во многих странах, например, в бундестаге, когда учитывается не только позитивное голосование (количество голосов за принятие), но и негативное голосование (количество голосов против принятия законопроекта). Мы предлагаем ввести норму в Регламент, которая бы предусматривала по процедурным вопросам, а также при голосовании за законопроект в первом и втором чтении закон принимается установленным конституционным большинством, но при условии, если против него не возражают одновременно все три фракции.

Эта норма конституционна, она современна. Это, если хотите, наша инновация, и она очень понравится избирателям. Безусловно, без солидарности с «Единой Россией» этот вопрос решить невозможно. Мы призываем к такой солидарности.

В-четвёртых, уважаемые представители правительства! Ведь все не так благополучно с поддержкой семьи и матерей, как подаётся в докладах, в том числе на Госсовет, который состоялся 27 декабря, если на улицы вышла самая мирная, самая консервативная аудитория - это беременные женщины, которые вообще-то стремятся к покою и стабильности, а никак не к массовым акциям.

В-пятых, последнее. Переходный период, поэтапное введение и мониторинг, предполагающий оценку эффективности принимаемых нами законов и устранение непреднамеренных, негативных, побочных последствий принимаемых законов. Это должно стать неотъемлемой частью нашей законодательной деятельности. Это мы тоже можем сделать уже в этом созыве Государственной Думы.

Если Швейцария - крохотная страна не гнушается тем, чтобы принимать экспериментальные законы на короткий период времени, чтобы отследить, проанализировать, посмотреть: нет ли побочных явлений негативных? Почему гнушается Россия - страна громадная?

Законодательство во всем мире - это современный подход, разновидность социальной технологии. Тот продукт, который мы выдаём - это закон. И применительно к социальным технологиям действует общее правило, здесь важно не только заложить тот результат, который мы хотим получить с помощью закона, но и исключить негативные, непреднамеренные последствия.

И существует только два способа исключить эту ситуацию, чтобы не превращать всю страну в гигантскую подопытную лабораторию. Это способ поэтапного введения или экспериментального введения, что практически одно и то же. И второе - последующий мониторинг, анализ и отслеживание.

Мне приходилось изучать некоторым образом, как такого рода мониторинг выстраивается лорд-канцлером Великобритании, применительно к судебной реформе. Меня поразила эта практика, и поразило то, что до сих пор мы не можем это у себя реализовать.

Ежегодно правительство, если вводится какая-то новая норма готовить доклад, в котором излагается анализ ситуации в связи с введением нормы, во-вторых, обязательно проводится социологическое исследование. Двум экспертам независимым направляется этот доклад на анализ, всё это излагается, с точки зрения того: оправдались ожидания или нет, что неблагоприятно и как надо изменить?

И такие доклады за 200 лет в Великобритании. Конечно, такого рода веши позволяют серьезно подходить к закону.

И последнее. Уважаемые коллеги, должна заметить, что закон только тогда будет эффективным, и только тогда он будет работать, когда мы с вами научимся договариваться, когда мы научимся принимать законы, которые являются результатом согласования позиций всех представленных в Государственной Думе фракций. Это современный подход - умение договариваться, умение слышать друг друга и уступать. Я призываю вас к этому. Спасибо.

Пресс-служба в Государственной Думе

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме