17:45 24.01.2013 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Елена Мизулина: В наше законодательство вводятся термины «торговля детьми» и «эксплуатация детей»

23 января в Госдуме был проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». С содокладом по законопроекту выступила член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», председатель Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

Выступление Елены Мизулиной:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет по вопросам семьи, женщин и детей благодарит Правительство Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации за проявленную активность в разработке и внесении данной законодательной инициативы. Это очень важный законопроект. Депутаты, которые давно работают в Государственной Думе, знают, что почти на протяжении 10 лет велась достаточно активная борьба депутатов за то, чтобы в России были ратифицированы, например, Факультативный протокол Конвенции ООН по правам ребёнка, касающийся пресечения детской проституции и детской порнографии.

Представленный законопроект направлен на подготовку Российской Федерации к ратификации указанного Факультативного протокола и Конвенции Совета Европы, это более новая конвенция 2007 года, которая касается защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. На самом деле ратификация этих актов выводит Россию на другой уровень серьёзного, глобального международного сотрудничества.

Мы вводим в законодательство многие международные стандарты в этой сфере и, конечно, это для всех сторонников защиты детей от сексуальных злоупотреблений, сексуальной эксплуатации, от граждан каких бы государств не исходили такого рода угрозы, этот закон очень важен. Я хочу обратить внимание уважаемых коллег и надеюсь на сотрудничество депутатов всех фракций в этой сфере, что на самом деле в соответствии с Указом Президента от 1 июня прошлого года № 761 было дано поручение Правительству, чтобы состоялась ратификация указанных актов. Сроки были – 2014 год. Но 6 декабря прошлого года Президент Российской Федерации дал поручение ускорить внесение на ратификацию указанных актов в этом году. И от нас, депутатов, требуется солидарность с Президентом, Правительством, Министерством внутренних дел в этой сфере, чтобы как можно быстрее привести законодательство Российской Федерации в соответствие с предполагаемыми к ратификации международными нормами.

Достаточно содержательную характеристику дал Игорь Николаевич Зубов, поэтому я повторяться не буду. Я только для депутатов очень кратко перечислю самые главные новеллы. Обращаю внимание, что в наше законодательство вводятся такие термины и их определение как «торговля детьми», «эксплуатация детей». Сегодня в Российской Федерации есть общие термины: «торговля людьми» и «эксплуатация людей». Понятно, что здесь есть специфика, мы эти термины вводим в законодательство. Впервые вводится административная ответственность юридических лиц за создание условий для торговли детьми, за создание условий для эксплуатации, за создание условий и за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение и публичную демонстрацию или рекламу детской порнографии, за незаконные действия по усыновлению, передаче под опеку. То есть, например, должностные лица детского дома, которые допустили незаконную передачу, именно сам детский дом, или посредническая организация могут быть привлечены к административной ответственности.

Это совершенно новые нормы для нашего законодательства и практика, но она очень важна. Это правильно, что такие нормы появляются. Очень многие российские эксперты давно ратовали за то, чтобы такие нормы появились в российском законодательстве. Похвально, что эту инициативу проявляет Правительство Российской Федерации, МВД, которому надо будет потом исполнять этот закон. Фактически введение административной ответственности для юридических лиц (а уже было сказано, что физические лица при этом не освобождаются от ответственности, каждый из них несёт ответственность, предусмотренную законом) даёт возможность и юридическую основу для прекращения деятельности этих юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Поскольку привлечение к административной ответственности будет фиксировать факт осуществления этим юридическим лицом незаконной деятельности применительно к нашим детям. Важно, что этот закон предусматривает возложение на органы власти всех уровней соответствующих обязанностей, наделение полномочий в этой сфере. Есть замечания ГПУ, есть Правового управления Аппарата Государственной Думы, но все они устранимы ко второму чтению.

Заключительное выступление Елены Мизулиной:

– Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты, благодарю за активное участие в дискуссии по данному законопроекту. И хочу пояснить несколько моментов. Применительно к тому, что прозвучало в выступлении Овсянникова Владимира Анатольевича, применительно к определению детской порнографии. Данный законопроект не содержит определения детской порнографии. Определение детской порнографии содержится в законопроекте, который внесён ещё 18 июля прошлого года в связи с выполнением поручения Государственной Думы, депутатами от всех фракций Государственной Думы. Это законопроект 113185-6, который находится в комитете Павла Владимировича Крашенинникова. И мы надеемся, что он в ближайшее время будет внесён на рассмотрение Думы, принят, и тогда это будет очень серьёзный вклад в дело борьбы с сексуальной эксплуатацией детей во всех формах.

Второе. Применительно к тому, что сказал Кашин Борис Сергеевич, относительно определения торговли детьми. Действительно такая форма, например, как подневольное состояние, она прямо не указана в определении, но это возможно исправить ко второму чтению. И на что абсолютно правильно обратил внимание Игорь Николаевич, в этом определении, которое предложено в законе, нет исчерпывающего перечня форм сексуальной эксплуатации. Поэтому, например, такая форма, как приобретение клиентом услуг несовершеннолетнего, занимающегося проституцией – это тоже форма сексуальной эксплуатации ребёнка, и понимаете, каким должно быть наказание за такие деяния.

Третье. Относительно того, что сказала Светлана Петровна Горячева. Конкуренции уголовно-правовых норм и административно-правовых, применительно к ответственности юридических лиц, не будет, потому что в уголовном законодательстве пока таких санкций и такого вида ответственности нет. Только в административном. Но на что абсолютно справедливо обратила внимание Светлана Петровна, на размеры штрафов. Хочу обратить внимание, уважаемые депутаты, у нас в Административном кодексе штрафы сопоставимы с уголовным законодательством, до 5 миллионов рублей максимальный предел штрафа по КоАП, такой же в Уголовном кодексе. То есть через повышение штрафов можно и для юридических лиц существенно усилить наказание.

А для сравнения могу сказать. В Соединённых Штатах Америки для юридического лица, провайдерской компании, которая обнаружила снимок детского порно и всего лишь обнаружила и не передала в соответствующий национальный центр, который хранит эти снимки, штраф 200 тысяч долларов, а за каждый последующий – штраф 300 тысяч долларов. Поэтому 5 миллионов рублей, если вот сравнивать с такого рода мерами ответственности, сопоставимы и возможны в рамках нашего административного законодательства для юридических лиц.

Но ещё раз обращаю внимание, уважаемые коллеги, в том законопроекте, который предусмотрен, что очень важно, он же связан с Гражданским кодексом. Откройте часть вторую статьи 61 ПК, где сказано: «Деятельность юридического лица может быть прекращена, если это юридическое лицо осуществляет незаконную деятельность». Впервые тот законопроект, который мы с вами рассматриваем, предлагает признать незаконной деятельность юридического лица и привлечь к административной ответственности, когда это юридическое лицо занимается вот всем, что связано с детьми, с сексуальной эксплуатацией и так далее. Так что прекращение деятельности юридического лица уже заложено в этом законопроекте, даже ничего не надо дополнять.

И к тому, что сказала Маргарита Николаевна Свергунова, невозможно предусмотреть ответственность в виде лишения свободы даже в рамках уголовного законодательства для юридического лица. И вряд ли надо это делать, потому что законопроект, который мы рассматриваем, в общем-то, позволяет применить достаточно серьёзные меры ответственности к юридическому лицу и в рамках Административного кодекса. Ко второму чтению мы, безусловно, учтём все высказанные замечания и предложим депутатам вариант законопроекта уже с учётом высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения замечаний. Спасибо. Просим поддержать законопроект.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме