15:00 15.07.2022 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" задали вопросы Денису Мантурову
15 июля Государственная Дума утвердила по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатуру Дениса Мантурова на должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Денис Мантуров выступил с докладом и ответил на вопросы депутатов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Олег Нилов, Дмитрий Гусев, Валерий Гартунг, выступил Валерий Гартунг.
Олег Нилов:
- Уважаемый Денис Валентинович, на прошедшем Экономическом форуме в Санкт-Петербурге Антон Германович Силуанов не оригинально, но попытался поддержать отечественный автопром предложением – пересадить чиновников, депутатов на "лады". Мы за отечественные автомобили, но, может быть, таким образом, надо в первую очередь поддержать производство российских электромобилей. "Ладу" знают все, а "Каму" – вряд ли. Тем более такое производство уже запущено в Калининграде на "Автоторе" по специальной инвестпрограмме. Для этого же строится там мощнейший завод литий-ионных батарей. Скажите, что нужно для того, чтобы ускорить серийное массовое производство российских электромобилей?
Денис Мантуров:
- Олег Анатольевич, спасибо.
Вы затронули сегодня самую, наверное, уязвленную отрасль – автопром. Снижение рынка и производства по этому году будет порядка 50%. И, как вы правильно отметили, одним, в том числе, из способов для того, чтобы быстрее восстановить и производство, и сам рынок, электродвижение является наиболее оптимальным, поскольку не требуются ни двигатели внутреннего сгорания, ни трансмиссия, ни мосты. Это оптимизирует сроки запуска новых производств.
Вы только что затронули, собственно, одно из производств – "Автотор", где действительно подписан специнвестконтракт. Коллеги рассчитывают уже начать производство (надеюсь, в конце этого года – в начале следующего) для того, чтобы насытить рынок автомобилей, но... Это касается, кстати, и "Моторинвеста", который в прошлом году тоже подписал СПИК в Липецкой области. И, кстати, и "Москвич", площадка "Автофрамоса", бывшая АЗЛК, тоже будут производить электрические автомобили. То есть это будет процесс параллельный.
Но я сегодня коллегам уже давал комментарий в части того, как мы видим возможность запараллелить эти процессы, мы не можем отказаться от двигателя внутреннего сгорания в одночасье и перейти на электродвижение. Во-первых, у нас есть определённые климатические особенности, и при низких температурах литий-ионная батарея сегодня, и в том числе тот завод, который по ячейкам строится в Калининграде, не обеспечит технологически зарядку на длительный срок.
Мы в этом направлении будем совершенствоваться, но параллельно не будем забывать и про традиционную платформу с двигателем внутреннего сгорания, которая обеспечивает в том числе и более доступную цену для потребителей. Но на электродвижение (было принято решение Президентом) будет отдельная субсидия с этого года на компенсацию скидки для потребителей. Поэтому параллельно это будет развиваться для того, чтобы и одну, и другую технологию поддержать. Спасибо.
Дмитрий Гусев:
- Уважаемый Денис Валентинович, вы на посту министра много занимались импортозамещением и многое удалось сделать. Но импортозамещение само по себе – это мера реактивная, мера догоняющая, где мы попытаемся копировать то, что сделано в мире, то, что уже существует. Работа вице-премьерская, она всё-таки стратегическая и предполагает, что вы будете определять те направления, где нам стоит ждать технологического прорыва, и технологию этого прорыва вы тоже определили созданием научно-исследовательских институтов, которые совместно с производством будут обеспечивать вот эти прорывные идеи, прорывные технологии.
Вопрос: в каких отраслях какой продукции нам ждать на этом пути, на этом технологическом прорыве, в чем мы будем впереди планеты всей в самые ближайшие годы? Спасибо большое за ответ.
Денис Мантуров:
- Дмитрий Геннадьевич, спасибо за ваш вопрос. Я вообще постарался как раз-таки в своем выступлении обозначить те стратегические направления, где мы видим и вызовы, и точки роста для того, чтобы обеспечить технологический суверенитет. Это ответ как раз на ваш вопрос, что мы должны заниматься не импортозамещением, а импортоопережением, обеспечивая технологическую независимость. И вы правы абсолютно, что помимо текущих обязанностей как Министра промышленности и торговли Российской Федерации, как и вице-премьер, помимо снятия тех или иных острых углов при согласовании приоритетных вопросов и задач развития этого блока, мы должны и обязательно будем заниматься стратегиями и новыми направлениями, от которых будет зависеть в целом наша независимость экономики, ну и, в частности, ключевых отраслей.
Я готов ещё раз их перечислить – это энергетическая безопасность и всё, что с этим связано, это продовольственная безопасность и составные элементы её как раз заложены в промышленности, это сельхозмаш, пищемаш, химия, включая минеральные удобрения, это и транспортная доступность, в которую входит авиация, автопром, транспортное машиностроение, это и судостроение, без которого мы не сможем обеспечить комфортную логистику для наших производителей и потребителей.
Поэтому это те направления, где мы видим основные акценты, которые будем в ближайшее время развивать и создавать новые точки роста.
Спасибо.
Валерий Гартунг:
- Уважаемый Денис Валентинович, спасибо за содержательное выступление. Вам действительно есть, о чем рассказать.
Вот один из успешных проектов, который сейчас реализуется, – это постановление Правительства 1176, по которому выделяются гранты получателям займов Фонда развития промышленности по программе автокомпонентов тем компаниям, которые успешно реализовали эти проекты.
Прекрасная мера, которая поддерживает именно успешные проекты и предприятия, которые уже доказали свою состоятельность. Как вы считаете, если бы эту программу распространить на комплектующие изделия, под которые выдаются займы из Фонда развития промышленности, в том числе уже на ранее выданные? Потому что тогда бы мы расширили эту меру поддержки, и я думаю, что процесс импортозамещения пошел бы еще быстрее.
Денис Мантуров:
- Валерий Карлович, спасибо. С вашей поддержкой точно, я думаю, что найдем решение.
А в части недавно вышедшего постановления Правительства, это всего две недели назад оно вышло, оно предусматривает выдачу гранта предприятиям, кто ранее получил займы в Фонде развития промышленности, и те компании, которые будут заимствовать у Фонда развития промышленности для последующих... и реализации, и получения гранта для частичного списания до 40% объема предоставленных займов.
Вы правы в том, что, во-первых, это и сегодня уже не является ограничением по ранее выданным займам, и в том числе по новым, и по расширению производителей компонентов. Мы в этом направлении работаем и постараемся учесть максимально широкую палитру предприятий, компаний в отраслях, которые заинтересованы в развитии этого направления, в обеспечении производства и компонентов, агрегатов для своих головных компаний и в автопроме, сельхозмаше, стройдормаше, пищемаше и в других направлениях. Поэтому здесь целиком и полностью разделяю ваши подходы, и рассчитываем на то, что у нас эта работа будет максимально эффективной и программа сработает.
Выступление Валерия Гартунга:
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Денис Валентинович! Уважаемые коллеги!
Наша фракция поддержит Дениса Валентиновича при назначении на эту должность. Мы его поддержим, потому что Минпромторг создал достаточно инструментов по поддержке процесса импортозамещения. Он сегодня подробно об этом говорил, я их повторять не буду, я только перечислю, что это Фонд развития промышленности, гранты на повышение... на погашение займов по успешно завершенным проектам, СПИК 1.0, СПИК 2.0, субсидирование ставок по кредитам системообразующих предприятий. Очень много мер поддержки, если в достаточном объеме выделять на них финансирование, то у нас импортозамещение должно полететь.
На наш взгляд, есть еще предложения, которые я уже начал озвучивать, предложения, потому что нет предела совершенству, поэтому мы пару предложений озвучим сейчас.
Как я уже говорил, мы предлагаем распространить гранты на успешно реализованные проекты по автокомпонентам по ФРП, по постановлению правительства 1176, на комплектующие изделия, в том числе на ранее выданные. Мера отличная. Деньги получают только те, кто уже успешно реализовал проекты, это не очередь из грантополучателей, потом их не найдешь, это только те будут получать эти гранты, кто уже реализовал проект, то есть выполнил свои обязательства.
Второе предложение – распространить возможность тратить займы ФРП на приоритетные проекты, на компенсацию ранее понесенных затрат. Как правило, приоритетные проекты требуют закупки оборудования, у которого длинный цикл исполнения. Для того, чтобы сократить срок реализации проекта, компании, еще не получив заем, то есть готовясь подать заявку, уже сразу делают аванс, платят аванс и покупателю... поставщикам оборудования для того, чтобы как можно быстрее получить это оборудование. Потом они эти деньги компенсировать не могут. Посмотрите, пожалуйста, соответствующее предложение я вам дам.
Теперь что же еще нужно сделать для того, чтобы процесс импортозамещения пошел более быстрыми темпами? Да, Минпромторг создал достаточно инструментов, но нужно улучшать экономическую среду. И вот здесь уже полномочий Минпромторга, вице-премьера будет недостаточно. Поэтому я об этом сейчас скажу. Нужно улучшать экономическую среду.
Первое, что нужно делать, нужно снижать ключевую ставку. Сегодня ключевая ставка не позволяет фактически развиваться кредитованию, она завышенная, снижать ее нужно до уровня 4-4,5%. Все вроде с этим согласны. Все понимают, что нужно снижать ставку. Не понимаю, чего ждет Центральный банк? Ну чего они ждут? Пока у нас вообще предприятия начнут останавливаться? Потом они начнут снижать ставку, да, потом начнем обратно людей набирать.
Второе. Нужно минимизировать последствия санкций против нашей внешнеэкономической деятельности, что привело уже к реально завышенному курсу рубля.
Посмотрите, сегодня курс рубля у нас к доллару ниже 60 рублей. Вот посмотрите отчеты, да, металлурги буквально только что отчитались. У них экспортные контракты с рентабельностью – минус 20%, минус 40%. Задумайтесь.
Если бы курс рубля вернулся к 24 февраля, до начала специальной военной операции, они бы были все рентабельные. И у нас такой ситуации с загрузкой той же металлургии не было. У нас предприятия, которые высокотехнологичную продукцию производят, тоже в убыток себе продают сегодня при этом курсе.
Единственный, кто от этого выигрывает, – это импорт из Китая, который к тому же еще там, где даже действуют антидемпинговые пошлины, их обходит. Поэтому следующее наше предложение – закрыть лазейки, позволяющие обходить антидемпинговые пошлины. Ну, например, колеса в сборе, на колеса в сборе распространить антидемпинговую пошлину, которая действует для шин. То есть на шины антидемпинговая пошлина. Китай, берут, комплектуют с колесом, завозят без пошлин, потом разбортовывают, колесо бесплатно раздают и экономят на этом деньги. Бюджет недополучает денег, эта продукция, фактический контрафакт, захватывает российский рынок. Но этому надо положить конец. Это полномочия Минэкономразвития. То есть предыдущие – это ЦБ, Минфин, сейчас Минэкономразвития.
Дальше. Предложения у нас в налоговой отрасли. Мы предлагаем отменить налоговый маневр в нефтяной отрасли, отменить акциз на жидкую сталь, снизить ставки НДПИ на железную руду и коксующий уголь, такие поправки мы вносили. Кстати, не были поддержаны пока Правительством. Нам говорят: давайте мы до осени подождем.
Да, подождем, когда у нас половина промышленных предприятий в металлургии остановятся, а потом что мы будем делать? Где мы потом этих специалистов будем набирать? Дальше. Взамен вернуть экспортные пошлины на вывоз сырья, ввести дифференцированный возврат НДС экспортируемого сырья, это прерогатива Минфина. Пожалуйста, мы не настаиваем, что сразу все наши предложения... Кстати, это проекты, которые лежат в Государственной Думе. Давайте какую-то часть из них реализуем. Как минимум, акциз на жидкую сталь точно нужно отменять. Это всем уже очевидно. Дальше. Поддержка спроса. Денис Валентинович тоже про это говорил. Профинансировать программу льготного лизинга под 7% годовых на транспортные средства и средства производства. На вагоны дополнительно. Реанимировать программу по списанию вагонов, выработавших свой ресурс, это поддержит вагоностроителей, пока не расширим восточный полигон.
Вот, посмотрите, сейчас у нас стоят вагоностроители. Не только потому, что подшипников нет. Даже если и появятся у них подшипники, а они уже в ближайшее время появятся, у них нет оборотных средств. Нужен льготный лизинг. Льготный лизинг, какой он льготный, если там ставки лизинга превышают 10, 15 и 20%, до 30% доходили. Снижать нужно до 7%. Вот вам предложение.
Дальше. Программа поддержки граждан на покупку продуктов питания российского происхождения. Инициатива Минпромторга. Двумя руками "за". Давайте мы ещё раз к ней вернёмся. Мы эту инициативу от своей партии вносили – не поддержали. Пожалуйста, коллеги, подумайте, это спрос. Следующее. У нас сейчас действует отсрочка на уплату страховых взносов за второй и третий кварталы. Списать совсем нужно. Пройдёт второй и третий квартал, и что дальше, предприятия не заработают. Сейчас как раз металлурги начнут останавливаться, и тут им двойные платежи по страховым взносам. Что будем делать? Предлагаю рассмотреть вариант – вообще отменить на второй и третий квартал страховые взносы. Очень хорошая мера. Получат максимальную поддержку те, у кого продукция с максимальной добавленной стоимостью, где максимальный фонд оплаты труда. Вот вам поддержка высокотехнологичного экспорта.
Собственно, всё, вот это все наши предложения. Как я уже сказал, Денис Валентинович, мы вас поддержим, и всячески готовы вам помогать. Спасибо.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме