14:15 23.11.2022 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" о модернизации первичного звена здравоохранения

$(function () { $("#slides1").responsiveSlides({ auto: false, pagination: true, nav: true, fade: 500 }); });

23 ноября на "правительственном часе" в Государственной Думе по теме "О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам" был представлен доклад Министра здравоохранения Российской Федерации Михаила Мурашко. Вопросы докладчику задали Валерий Гартунг, Федот Тумусов, Яна Лантратова. От фракции выступил Федот Тумусов.

Федот Тумусов:

- Уважаемый Михаил Альбертович, мой вопрос касается лекарственного обеспечения страны. Сегодня мы одинаково поддерживаем зарубежных, и отечественных производителей, однако по факту получается, что мы отечественных поддерживаем чуть меньше. Вот, например, в этом году заканчивается патентная защита 35 лекарственных средств, но если следовать духу и букве существующего законодательства, которое, видимо, когда-то было сделано с помощью зарубежных советников, наши фармацевтические предприятия смогут начать производство этих дженериков в лучшем случае через пять-семь лет. Мы подготовили законопроект, который снимает эти барьеры и позволит экономить от 10 до 15 млрд рублей бюджетных средств ежегодно за счет разделения цикла подготовки производства и, собственно, производства лекарственных средств. Уважаемый Михаил Альбертович, вы готовы поддержать такой законопроект? Спасибо.

Михаил Мурашко:

- Глубокоуважаемый Федот Семенович, здесь не запрещено на сегодняшний день проводить разработку и регистрацию препарата, находящегося под патентом. Это разрешено и это делается сегодня, и они заходят в регистрацию. Проблема заключается в более тонком вопросе, это то, что компания-разработчик дженерикового препарата вслед за оригинальным не имеет права использовать в течение пяти лет данные, полученные оригинатором по доклиническим и клиническим исследованиям. Вот в этом вопрос. И сегодня это регулируется евразийским законодательством, поэтому часть вопросов сегодня снимается. Но, я думаю, что то, что вы говорите, это актуально и действительно имеет экономический эффект. Давайте мы поставим эту задачу специалистам проработать и к этому вопросу уже в рамках евразийского регулирования по регистрации зайдём.

Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Михаил Альбертович! Регулярно провожу встречи в регионах с врачами, и они отмечают ряд проблем, в том числе неподъёмную нагрузку по ведению медотчётности, особенно цифровой. Врач должен вносить данные в различные регистры, реестры, системы "Парус", "Самсон". Они между собой не взаимосвязаны, поэтому с них требуют писать и допотчёт по старинке. Это приводит к дублированию процесса по ведению меддокументации и допнагрузке на врачей, которые лечить должны, а не вбивать одно и то же. Счётная палата подтверждает, что есть проблемы с переходом на электронный документооборот. На сегодня из 150 форм первичных учётных документов только 81 оцифрована, а нужна полная оцифровка. Фактически в ЕГИСЗ передаётся только 33 вида электронных документов. Что делается Минздравом по вопросам автоматизации процессов медорганизаций, снижения бюрократической нагрузки на врачей? И как бы нам сделать так, чтобы единожды введённая врачом информация была использована многократно, как это и предполагалось?

Михаил Мурашко:

- Спасибо большое. Вопрос тут касается нескольких вещей. Первое. К 2024 году у нас в планах это всё оцифровать, и уже эти формы должны быть доступны. Часть, вы правильно сказали, уже сегодня используется, в том числе и в вертикально интегрированных информационных системах и так далее. Сейчас, с 1 декабря запускается единый регистр застрахованных граждан. Это по сути дела вот мастер регистров, в котором будет привязка уже непосредственно всех информационных систем, потому что пациент может быть в регистре там, скажем, по ВИЧ-инфекции, по туберкулёзу, там ещё каким-то онкологическим заболеваниям. И поэтому сегодня это надо всё совместить. И это один из путей для того, чтобы минимизировать количество систем.

Второе – это, конечно же, внутрирегиональные системы, которые вы перечислили. Есть у нас сегодня несколько регионов, которые не трансформировали, не переделали. Информационная система пытается работать через шину. Поэтому вот это количество информационных систем, в которую нужно вводить, это, конечно, неудовлетворительная история. Все региональные системы строятся сегодня, и ФОМСовская система будет строиться только с подъёмом данных. Это принципиальная идеология. Данные должны подниматься с первичных документов, потому что иначе это потом, все эти отчётные формы, сколько, где галочек поставили, это непроверяемая вещь. Данные должны подниматься в автоматическом режиме исключительно с историей. Поэтому этот путь, он является приоритетным. Нам нужно раскрутить вот это, чтобы каждый регион, потому что если Белгородская область, то она лидер по этой трансформации. И сегодня у них электронный рецепт уже в аптеке во всю работает. И есть там Москва и ряд других регионов, которые активно это развивают. И есть регионы... Ну, не буду пока аутсайдеров называть, но, тем не менее, есть проблемы, где это нужно доработать. Поэтому вот этот год и следующий – это будет просто накачка всех регионов.

Спасибо.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Михаил Альбертович, я вам задавал вчера этот вопрос, сегодня хочу его повторить. Дело в том, что с 1 января этого года у нас госпошлина, регистрация изменений в досье лекарственных препаратов, требующих экспертизы, увеличилась в шесть с половиной раз. Это привело уже к тому, что за 10 месяцев этого года, пока эта повышенная пошлина действует, в несколько раз выросли расходы фармацевтических компаний на эти регистрационные действия, что, естественно, ведет к снижению, скажем так, экономической эффективности их деятельности, может привести к снижению конкуренции. Готово ли ваше министерство принять участие в работе экспертного совета нашего комитета, чтобы, проанализировав практику правоприменения, найти какие-то сбалансированные решения, для того чтобы все-таки исключить негативные последствия от такого резкого повышения пошлин? Спасибо.

Михаил Мурашко:

- Спасибо большое. Здесь, я уже начинал вчера говорить, еще дополню несколькими данными. Во-первых, та пошлину, которую вы назвали, используется только тогда, когда требуется экспертиза, в том числе с лабораторными исследованиями. Это когда нужно проверить вспомогательные вещества на действующее вещество, растворимость и так далее, и так далее, и много других факторов, оценить документы по стабильности, по клиническим каким-то данным и так далее. Поэтому это относится только к этому.

То, что касается внесения изменений в досье или по препарату, касаемо упаковки, маркировки, блистеров каких-то, там, изменений незначимых, то всё стоит 5 тыс. рублей. И поэтому, когда с Минфином пересматривали и это проводилось в том числе через Государственную Думу, для этого было подготовлено финансово-экономическое обоснование. Минфин ни в коем разе не идет на дисбаланс, то есть поступающая госпошлина должна покрывать полностью расходы, которые имеются у экспертной организации. Причем они сдерживают и по стоимости, по зарплате, по реактивам и так далее. Поэтому здесь, в этой ситуации, на мой взгляд, было сбалансированное решение. Поэтому я не считаю, что сейчас это нужно пересматривать. Если вы хотите познакомиться, мы готовы с вами встретиться, показать, вот после этого и давайте решим, нужно это пересматривать или нет, потому что фармацевтические компании, в общем, достаточно в большинстве своем могут это всё покрыть, поскольку это касается в том числе качества и безопасности лекарственного препарата. Спасибо.

Федот Тумусов (выступление от фракции):

- Уважаемые депутаты Государственной Думы, к большому сожалению, мы все с вами еще живем в парадигмах, заложенных в 90-х годах прошлого столетия, возможно, с помощью зарубежных советников, но мир меняется, и мы с вами тоже должны меняться. Мы считаем, что сегодня нам нужно создавать совершенно новую модель первичного звена здравоохранения на новой медико-технологической основе.

Во-первых, реализуемая федеральная программа модернизации первичного звена здравоохранения – это, скорее, программа обновления основных фондов медицинских учреждений. Это надо делать и это делается, но это не модернизация. Модернизация предполагает обновление на совершенно новой технологической основе. Во-вторых, у нас за последние годы растет заболеваемость, к сожалению, растет смертность и, как следствие, за прошлый год средняя ожидаемая продолжительность жизни снизилась на три года. Тут, конечно, большую роль сыграла пандемия, но из-за слабого первичного звена здравоохранения растет и недовольство населения качеством, эффективностью оказываемой медицинской помощи. В-третьих, из-за низкой заработной платы и усложняющихся условий труда, а в целом из-за несовершенной системы оплаты труда не удается остановить отток медицинских кадров из периферии в центр, а из государственных и муниципальных учреждений в частные медицинские учреждения. И что же надо делать? Вечный российский вопрос. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает.

Первое. Поскольку сроки реализации действующей программы модернизации скоро заканчиваются, необходимо незамедлительно приступить к обновлению, а, вернее, созданию совершенно новой программы реальной модернизации первичного звена здравоохранения. Сердцевиной новой программы должно стать технологическое перевооружение первичного звена здравоохранения. Образно говоря, в самом отдаленном населенном пункте человек приходит в фельдшерско-акушерский пункт, подключается к медицинскому роботу и медицинский робот выдает полную диагностику состояния здоровья человека. Но, конечно, медицинский робот это из мультфильмов детских, а целый комплекс медицинского оборудования, компьютеры и, конечно, телемедицина. И постановка диагноза, решение о дальнейшем обследовании и лечении будут делать с помощью телемедицины. Это потребует изменения всей нормативно-правовой базы. Например, мы можем обеспечить все больницы, все фельдшерско-акушерские пункты, значит, анализаторами по проведению биохимического анализа крови. Но врач сегодня по существующему законодательству не имеет права пользоваться этими анализаторами, он должен обратиться обязательно в лицензированную лабораторию, которая может находиться в десятках, сотнях километров, и таких проблем сплошь и рядом очень много.

Второе. Российская Федерация – огромная страна с множеством отдалённых малых населённых пунктов. Из-за подушевого финансирования, о котором мы с вами говорим, финансирование медицинских учреждений в этих населённых пунктах содержится за счёт фактически перекрёстного субсидирования. И за счёт перекрёстного субсидирования выигрывают большие города, потому что, во-первых, там много рабочих мест. Естественно, поступает больше средств. И там, вот мы знаем, что есть непреверженность к нелечению, где-то 30%, а где-то больше. А 30% от 10 млн – это три млн уже с людей сэкономлено, а в маленьких сёлах этих сумм, конечно, нет. Тут надо разбираться.

Поэтому мы настаиваем на переходе к бюджетно-сметному финансированию, и начать этот переход с районов Дальнего Востока, Арктики и, может быть, с новых территорий Российской Федерации. Мы продолжаем настаивать на устранении излишних звеньев финансирования, таких как так называемые медицинские страховые компании.

Третье. Десять лет назад никто слышать не хотел про мобильные медицинские комплексы. Но сегодня, благодаря решениям Президента страны, страна уже обеспечивается тысячами (у вас в докладе было отмечено) мобильных комплексов, фактически мобильными поликлиниками. Но надо, чтобы они работали не эпизодически, а системно, чтобы приезжали в деревни минимум три-четыре раза и как семейные доктора работали с каждой семьёй, с каждым человеком данного населённого пункта. И самое главное, главной целью этих мобильных комплексов должно стать продление ожидаемой продолжительности жизни жителей данного населённого пункта, комплексная профилактика, лечение и реабилитация, как бы всё в одном флаконе.

Четвёртое. Мы продолжаем настаивать на реализации проекта лекарственного страхования на полное или частичное бесплатное обеспечение лекарствами больных вне зависимости от того, где он лечится – амбулаторно или стационарно, разумеется, по рецептам врачей.

Пятое. Программа "Земский доктор" продолжает играть огромную роль в обеспечении кадрами отдалённых населённых пунктов. Специалистам-врачам мы предлагаем, выезжающим в районы Арктики и Северов, предлагаем увеличить размеры разовых плат до 3 млн рублей (сегодня – 2 млн), и каждый, соответственно, увеличит другим категориям выезжающих. И в районах Дальнего Востока распространить действие данной программы для населённых пунктов численностью до 70 тыс. человек.

И, наконец, пора уже устранить вопиющую несправедливость в вопросах заработной платы. Не должно быть такой трёх-, четырёхкратной разницы в зарплате между различными регионами. Врачи, медицинские работники должны стать самыми уважаемыми, самыми высокооплачиваемыми работниками, а их социальный статус, пенсионное обеспечение должны быть приравнены к статусу государственных служащих.

Уважаемые коллеги, наша с вами святая обязанность – обеспечить внутреннюю безопасность нашей страны, а это есть как раз вопросы здравоохранения, во имя великого будущего нашей с вами любимой Родины – Российской Федерации. Спасибо за внимание.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме