18:45 16.02.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Антон Беляков: Новый образовательный стандарт усугубит негативные тенденции в школе

Накануне Министерство образования и науки опубликовало переработанный проект федерального образовательного стандарта.

Доработанный проект федерального стандарта образования отнюдь не снимает всех вопросов, вызвавших острую дискуссию в обществе. Более того, нужно понимать, что даже идеальные и прогрессивные стандарты не исправят ситуацию в отечественном образовании при политическом курсе, который избран в этой сфере.

Позитивным изменением в новой версии можно признать то, что русский язык и математика стали обязательными для всех школьников. Ранее государственный язык в этом документе имел характер предмета по выбору, а это нонсенс, ведь стандартом декларируется воспитание патриотизма в качестве основного приоритета. Однако создается впечатление, что разработчики стандарта лишь подправили наиболее очевидные ошибки, вызвавшие негодование в профессиональном педагогическом сообществе. А качественно документ не изменился. Прежде всего, чрезвычайно сильны опасения, что теперь три-четыре основных предмета будут преподаваться на приемлемом уровне, остальные пойдут довеском.

Неясной теперь является судьба единого государственного экзамена, введенного под ранее действующий образовательный стандарт. Сама по себе отмена ЕГЭ, может быть, и будет благом. Но где гарантия, что на его место придет более совершенная процедура.

Безусловно, набор предметов, которые изучаются в школе, сам по себе важен. Но не менее важно и ресурсное обеспечение средней школы, а здесь остается очень много вопросов. Например, непонятно, как будет реализован индивидуальный подход к ученику, этот краеугольный камень образовательного стандарта. Если пять-шесть учащихся выберут, например, физику или химию, будет ли у рядовой школы возможность проводить для них полноценные уроки? В глубинке этот вопрос встанет особенно остро, у нас и так ежегодно закрываются десятки школ на селе.

Слова о материально-технической базе школьного образования в документе не подкрепляются цифрами. Думское большинство недавно уже приняло 83-й закон о «коммерциализации» бюджетной сферы, который, по моему мнению, ставит под угрозу всеобщее бесплатное образование. Так вот, «пустой» в плане цифр образовательный стандарт, безусловно, усугубит эту тенденцию.

Даже идеальный и устраивающий всех стандарт невозможно будет применять без стимулирования главного человека в школе - учителя. В регионах проводятся различные эксперименты, призванные увязать зарплату педагога с качеством оказываемых образовательных услуг. Однако принцип «лучше учишь - больше получаешь» либо не работает, так как общий бюджет школы остается неизменным, взять деньги на повышенную зарплату выдающегося учителя неоткуда. Либо он провоцирует школу заниматься коммерческой деятельностью по всем канонам злополучного 83-го закона.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме