19:45 16.01.2013 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Андрей Руденко предложил увеличить штрафы за курение в тамбурах электричек и «трейнсерфинг»
16 января в Государственной Думе был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроект представил депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Андрей Руденко. Предлагаем вашему вниманию краткую стенограмму выступления:
– Уважаемые коллеги! Речь сегодня пойдёт о внесённом мною проекте закона «О внесении изменений в статью 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Это небольшой законопроект. Но он усиливает административную ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте. Я хотел бы обратить ваше внимание на эту проблему, уважаемые коллеги, потому что, читая заключения Правительства и профильного комитета, я понял, что она для них не представляет актуальности, потому что концепция законопроекта, сразу хочу сказать, не поддерживается.
В то же время, я думаю, что многие наши коллеги, и в Правительстве, в том числе, не изучают ту информацию, которая поступает из СМИ. На что направлен мой законопроект? В первую очередь я хотел бы обратить внимание на тот факт, что у нас участились трагические случаи при нарушении правил поведения граждан на железнодорожном транспорте. В частности, проезд на подножках и крышах железнодорожного транспорта, а также других, неприспособленных для проезда пассажиров местах. Данное направление в рядах молодёжи носит название (с американского) «трейнсёрфинг». Очень много негатива, как вы знаете, к нам приходит из Америки. «Трейнсёрфинг» – это движение на движущемся поезде, проезд на автоустройствах, на крыше или в межвагонных буферах пассажирских поездов. Также к нему относится «зацепинг» и «руфрайдинг». «Зацепинг» – это способ передвижения, когда человек цепляется руками за наружную арматуру вагона трамвая, троллейбуса, метро, электрички или поезда. «Руфрайдинг» – езда на крыше различных видов транспорта, в частности, поездов и электричек. В России «руфрайдинг» стал экстремальным видом развлечения, распространяясь, прежде всего, в молодёжной среде, и является своеобразным показателем профессионального мастерства «зацеперов».
Поездка на крышах движущегося состава для представителей данной субкультуры – непросто возможность добраться из пункта А в пункт Б, но и способ получения новых впечатлений, эмоций, и, как говорят, адреналина. Сегодня отечественные «зацеперы» и «руфрайдеры» объединяются в сообщество, используя Интернет, где они выкладывают свои фото- и видеоматериалы, хвастаются своими достижениями. Такая популяризация «зацепинга» и «руфрайдинга», а также отсутствие должного родительского контроля над увлечениями собственных детей, приводит к тому, что армия «трейнсёрферов» постоянно растёт, как и увеличивается количество несчастных случаев с участием подростков. Наиболее частыми причинами несчастных случаев является потеря равновесия и падение с поезда во время движения, столкновения с препятствием во время движения, например, с платформами, светофорами, столбами, порталами тоннелей и так далее, а также удар током от контрактной сети.
Несколько примеров, которыми, к сожалению, не располагает наше Правительство и профильный Комитет. Я удивляюсь, почему даже Комитет по транспорту не был соисполнителем по данному законопроекту.
31 марта 2012 года в дежурную часть линейного отдела полиции на станции «Люблино» поступило сообщение о том, что доставлен 14-летний подросток, который, занимаясь «руфрайдингом», упал с крыши вагона электропоезда после удара током. Парень получил тяжелейшие ожоги и многочисленные травмы при падении с состава. В середине сентября погиб 16-летний петербуржец, сорвавшись с крыши электрички, в районе станции «Ульянка». Вместе со своим 19-летним другом он успел проехать от Ленинского проспекта. После падения подросток остался жив.
Второй экстремал успел соскочить с поезда и вызвать скорую помощь, однако полученные травмы оказались крайне тяжёлыми и юноша умер через час после госпитализации. Этот случай произошёл через неделю после трагедии, случившейся в Подмосковье. 15-летний мальчик после поездки на грузовом поезде остался без ноги. Подросток просто пытался зацепиться за вагон по ходу его движения. В середине августа пассажиры наблюдали, как ребёнок катался на сцепке электрички сообщения «Софрино-Москва». Мальчик не удержался и упал под поезд, выжить ему не удалось. Согласно оперативным данным Главного управления по транспорту МВД России, за 2012 год выявлено и пресечено 320 случаев «зацепинга», совершённых на подвижном составе совершеннолетними гражданами, из которых 16 человек были травмированы, а 5 случаев закончились смертельным исходом, что на 97 случаев или на 43 процента больше чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, в 26 случаях «зацеперы» умудрились проехать в межвагонном пространстве высокоскоростного поезда «Сапсан». В 2011 году было три случая, в 2012-м – уже 23 случая.
Если почитать отчёты «зацеперов» на открытых форумах, можно ужаснуться, с какой циничностью они говорят о несчастных случаях, участниками которых были дети: «Ты не профессионал, ты полез не в ту сферу, мы тебя не учили, и мы скорбим и проведём такую-то акцию». Это безумство. «Трейнсерфинг» является нарушением правил проезда пассажиров и административного законодательства. Данный вид подросткового развлечения попадает под статью 11.17, в которую я вношу изменения, и наказание за него определяется штрафом всего лишь в размере 100 рублей. Позвольте, это довольно-таки демократичная цена за жизнь молодого человека, а на практике молодые люди занимаются данным видом так называемого «американского спорта» в возрасте от 14-ти до 24 лет. Нелегко пережить потерю близкого человека, жизнь которого оборвала серьёзная болезнь, но ещё тяжелей, когда здоровый, достаточно крепкий ребёнок попадает в такую ситуацию и гибнет под колёсами поезда или от удара тока.
В связи с этим я предлагаю повысить размер административного штрафа, предусмотренного за нарушение правил поведения граждан и ввести так называемую «превентивную меру», то есть предупредить, что данный штраф увеличивается до 5 тысяч рублей или применение административного ареста на срок до 15 суток. Данная мера обсуждалась в Правительстве и профильном комитете. И я согласен и с Правительством, и с профильным комитетом: у меня прошла опечатка в законопроекте. Я «до» не дописал, получилось как бы «5 тысяч», но это всё поправимо, можно исправить и во втором чтении. А что касается административного ареста на 15 суток, то, к сожалению, коллеги заблуждаются. Дело в том, что не все «зацеперы» имеют возраст меньше 18 лет. В сюжете по телеканалу «Москва-24» я видел «зацепера» после очередной трагедии, студента 22 лет, который сказал, что это у него уже в крови, это хобби, он будет это рекламировать, и он не предусматривает для себя другого способа передвижения, как цепляться за вагоны метро, ездить на поездах и так далее.
Вот с такими ребятами, конечно, должна вестись профилактическая работа, к ним нужно применять меры административного воздействия. Если их не останавливают штрафы, тогда нужно применять уже меру крайнюю – арест. Согласен, что пока не предусмотрено внесение поправок соответствующую статью 23.1, согласно которой и мировой судья может рассматривать подобные дела, но это тоже поправимо ко второму чтению.
Хотелось бы отметить, что мною было направлено письмо президенту РЖД Якунину с просьбой рассмотреть названный законопроект и высказать свои предложения. Был получен ответ, что РЖД полностью поддерживает данную законодательную инициативу. И, кроме того, они мне привели в пример ещё, порядка 15 случаев, когда на РЖД нарушаются правила железнодорожного транспорта. Что касается части третьей статьи 11.17 «Об административных правонарушениях», то она устанавливает минимальное административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 100 рублей за курение в вагонах. Не буду долго распространяться на эту тему, потому что это связано и с пригородными поездами, и с поездами дальнего следования, и с воздушными судами.
Что такое штраф 100 рублей? Вы знаете прекрасно, что мы сейчас принимаем, боремся с табаком, принимаем, и для себя хотим установить так называемый кодекс поведения… И я заранее, ещё в минувшем году, внёс это предупреждение, потому что вот мне, допустим, как некурящему человеку, противно находиться или заходить тоже в общественное место, где уже кто-то покурил. Ответственности нет никакой. А ведь предупреждают! Поэтому я предложил внести штраф, который увеличивается до 1000 рублей. Это, конечно, не коснётся бизнес-класса… Но это должно коснуться тех же электричек.
И как вы знаете, в основном электричками у нас пользуются малоимущие граждане, дети… Но стоит выйти в тамбур, а там прокурено, настолько что туда зайти невозможно… И уже в заключение своего выступления я хотел бы отметить, что, зная об отрицательном заключении Правительства и комитета, я хотел бы обратиться, в первую очередь, к коллегам, чтобы вы прежде чем проголосовать, всё-таки изучили внимательно этот законопроект. Дело в том, что заключение Правительства меня немного смутило. У нас существует целое Министерство транспорта. И, к сожалению, они, по фактам, изложенным в моей пояснительной записке, не смогли найти у себя доказательств. То есть получается, что Министерство транспорта не ведёт мониторинга. Хотя мы делали запросы в РЖД и в транспортную прокуратуру. Там мне дали, буквально за две недели, ответы на поставленные вопросы, в частности, о правонарушениях, допущенных на конкретных видах транспорта. Поэтому я очень был удивлен, получив ответ от Правительства, где они пишут, что не располагают данными моего мониторинга. Что касается профильного комитета, конечно, профильный комитет обратил внимание, в первую очередь, на поправки, связанные с внесением в Кодекс об административных правонарушениях.
Но я хотел бы, чтобы в данной ситуации, у нас же ведь есть специализированный Комитет, Комитет по транспорту, и он располагает достаточной информацией… Поэтому хотелось бы видеть заключение Комитета по транспорту как соисполнителя. И хотел бы, всё-таки, коллеги, в заключение своего выступления сказать, что данная тема очень актуальная. Ситуация может привести к массовым трагедиям на транспорте. А трагические случаи происходят тогда, когда мы не работаем на упреждение. Представьте себе московское метро, проводимую подростками акцию в час пик, и, не дай бог, кто-то сорвётся… Кроме невосполнимой трагедии сколько людей опоздают, не приедут на свои рабочие места, сколько будет задержано пассажиров, какие будут пробки… в итоге мы тогда вернёмся к этому законопроекту. Поэтому я хотел бы перед «часом голосования», чтобы вы изучили внимательно мои предложения, подумали и поддержали документ. Спасибо за внимание.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме