18:34 21.06.2017 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Анатолий Грешневиков: необходимо создать отдельную государственную службу по управлению заповедниками
21 июня в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по докладу Министра выступил Анатолий Грешневиков:
Уважаемые коллеги, сто лет назад в России был создан первый заповедник "Баргузинский", и потому Президент страны подписал указ о проведении в России не только Года экологии, но и Года особо охраняемых природных территорий. Этот юбилей должен послужить прекрасным поводом для популяризации заповедного дела, для укрепления его научной базы.
Но прошло полгода, а обещанные семь заповедников и парков остались на бумаге. Четыре года лежит в Минприроды готовая документация на восстановление заказника на Соловках, но результата нет, и краснокнижный вид белого кита белухи остаётся там под угрозой. Никакого дополнительного финансирования, специальных информационных и массовых мероприятий не предусмотрено, а сами мероприятия года по заповедникам растворились в абстрактной экологии, в прямом и переносном смысле затерялись в отходах.
Конечно, у нас Министерство природных ресурсов, но оно забывает приставку и экологии. Потому идёт колоссальное разграбление природных ресурсов. Если говорить про лес, то после передачи управления лесами в регионы, страна теряет каждый год 40 миллиардов рублей. На днях Дума отдала регионам право рубить даже защитные леса. Вместо стабильного климата и устойчивого развития получаем ураганы, наводнения.
Если говорить о расхищении животного мира, то по данным Генпрокуратуры ущерб от незаконной продажи редких диких животных составляет свыше 10 миллиардов рублей. Впрочем, эти цифры занижены, так как на продаже одной лишь касатки мы теряем 7 миллионов долларов. И ничего удивительного тут нет, ведь Правительство делает ставку на ресурсопоедающую экономику. Ему дела нет до экологии.
Широко заявленная "мусорная" реформа провалена, обещанные законы о Волге, об экостраховании, об экофондах до сих пор не внесены в Думу. Зато месть природы нам уже заметна. Тёплого лета нет, а виновато, оказывается, не наступление на природу, а климатическое оружие.
Из года в год экологи требуют от Правительства создания отдельной службы по заповедникам. Вместо этого бразды правления федеральными заповедниками и парками передаются из одного органа в другой, и во всех случаях заповедники являются непрофильным видом деятельности, отвлекающим от основного. Таким органом была Госкомэкология, потом Росприроднадзор, в настоящее время Минприроды России. Любые попытки совместить охрану природы с хозяйственной деятельностью (а заповедники и национальные парки являются природоохранными организациями) обречены на неудачу. Невозможно одновременно мыслить и охотхозяйственными, и природоохранными категориями. В этом смысле объединение управления системой ООПТ с охотничьим хозяйством в структуре одного департамента Минприроды является ошибочным.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что иного решения, кроме создания отдельного государственного органа, вероятно, в статусе федерального агентства с территориальными подразделениями в федеральных округах в составе Минприроды, нет, и рано или поздно государство будет вынуждено это сделать, потому что важнейшей и хронической проблемой отечественной системы заповедников является государственное управление.
Минприроды не проводит анализ ведения летописи природы в заповедниках, для национальных парков эта научная работа вообще необязательна.
Между тем, летопись основной документ заповедной науки, аналогов этому рукописному ежегодному изданию нет ни в мире, ни России. Летопись природы отчасти можно сравнить лишь с данными Гидрометслужбы. Но если в стране закрыты 3,5 тысячи гидрометеорологических станций, то понятно, почему преимуществом и уникальностью летописи природы заповедников России пользуются лишь ученые за рубежом, которые нуждаются в достоверных данных экологических экспертиз, и для составления прогнозов по возможному ущербу.
Утвержденных Минприроды России методических рекомендаций по организации мониторинговых работ на заповедниках не существует, отсутствие программы экологического мониторинга для заповедников сказывается на некачественном формировании госзадания, создает сложности при расчете трудозатрат на исполнение работ.
Давно пора решить вопрос с наделением госинспекторов в области охраны природы полномочиями должностных лиц госорганов. Применение оружия в качестве служебного во многих заповедниках и нацпарках невозможно: нет объективной возможности оборудования оружейных комнат.
Про обещание создать институт общественных инспекторов по охране природы в Министерстве, видимо, забыли.
Острой проблемой был и остается кадровый вопрос. Вузов в стране, готовящих специалистов для заповедников, нет. Системная работа по формированию кадрового резерва для заповедников Минприроды не ведется. К сожалению, нередки попытки поставить на должность руководителей заповедников и нацпарков людей случайных, не связанных с охраной природы.
Яркий пример назначение бывшего десантника директором Приокско-Террасного заповедника. Итогам его деятельности на этом посту стали глубокий конфликт в коллективе, выплеснувшийся в публичную сферу, и гибель нескольких зубров при странных обстоятельствах. Иначе как авантюрой со стороны Минприроды не назовешь и другие подобные примеры назначений. Особенно экологов возмутил тот факт, как Минприроды легко рассталось с целой группой профессионалов заповедного дела, по 20 лет отдавших управлению и сохранению этой системы. И, по нашей информации, на смену им пришли не профессионалы заповедного дела, а спецы из "Олимпстроя".
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в Год экологии и Год заповедников наши заповедники заслуживают более практической государственной поддержки и управления, и кадровая политика должна быть иной, способной поднять на большую высоту уникальную российскую систему заповедников.
Уважаемый Сергей Ефимович, в вашем заключительном слове я бы хотел, чтобы вы прояснили ситуацию, почему у вас разом в Год заповедников покинули свои посты практически все руководители, все три основных отдела по заповедникам: заместитель начальника Департамента геополитики в области охраны окружающей среды Степаницкий (стаж в заповедной системе 25 лет), начальник отдела развития системы заповедников Тяпайкин (стаж 10 лет), заместитель начальника этого отдела Филиппова (стаж 15 лет), начальник отдела обеспечения основной деятельности заповедников и нацпарков Гришина (стаж 20 лет), заместитель начальника отдела регулирования лесных и земельных отношений по заповедникам и сохранению объектов животного мира Харькова (8 лет) и другие, всех не перечислишь.
Чем вы компенсируете в Год заповедников разгром вашей заповедной службы в Министерстве? Спасибо.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме