19:01 06.05.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Алексей Чепа: Бензиновый кризис –искусственный или системный?

Я считаю, что ситуация с ростом цен на топливо и дефицитом в некоторых регионах – это искусственно созданная ситуация на фоне системного кризиса экономики.

Ситуация из года в год повторяется – в период весенне-полевых работ, то есть в период повышенного спроса, нефтяные кампании, пользуясь ситуацией, договариваясь, создают искусственный дефицит и устанавливают свои цены.

Тут ничего нового нет – в экономической теории это называется картельным сговором. При этом норма прибыли нефтяных монополий зашкаливает за 100%, в то время как нормальной на этом рынке, согласно общемировой практике, считается рентабельность продукции в пределах 10-20%. Все, что сверх этого – монопольная сверхприбыль, получаемая за счет потребителей и природной ренты. В результате они получают многомиллиардные прибыли, а крестьяне и все мы, несем немалые убытки. И, каждый раз В.В. Путину приходиться лично вмешиваться в ситуацию, вызывать президентов нефтяных кампаний и договариваться о стабилизации или снижении цен на топливо.

Это абсолютно ненормальная ситуация, которая говорит о том, что государство не в состоянии выполнять свою основную функцию в условиях рыночной экономики – функцию регулирования цен. Вместо антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции правительственные чиновники, не желая ссориться с монополистами, полностью бездействуют, ссылаются на несовершенство законодательства и другие причины, то есть фактически прикрывают их.

Но нужно говорить и про структурный кризис нашей экономики. К сожалению, наша экономика носит сырьевой характер. Основные ее доходы - это доходы от экспорта сырья. 50% добываемой нефти экспортируется в сыром виде, а из незначительной доли экспортируемых нефтепродуктов – более половины составляет мазут. Вместо экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью мы бездарно разбазариваем наши природные богатства. При этом, получая огромные деньги вследствие высокой мировой цены на нефть, наш ТЭК остается технологически отсталым. Последний завод построили еще при советской власти, поэтому наш бензин не соответствует европейским стандартам и по качеству и по экологии и по себестоимости производства.

По сравнению с другими нефтедобывающими странами, цена бензина в России достаточно высока. К примеру, в пересчете на рубли, в Венесуэле 95-й стоит 6 рулей, в Саудовской Аравии – около 4 руб., Азербайджане – около 13. Понятно, что цена определяется наличием реальной конкуренции, налоговой политикой, производительностью, технологическим совершенством предприятий. В России - высокая стоимость нефтепереработки, при этом из тонны нефти российские заводы извлекают в два раза меньше НПЗ США. Но что делают компании для модернизации?

К сожалению, доходы, получаемые от нефтегазового экспорта не удалось направить на модернизацию нефтеперерабатывающей промышленности, которая могла бы сильно повысить доходность отрасли. Но наши корпорации, в том числе государственные, предпочитают получать немедленную прибыль, не желая инвестировать даже в собственное развитие. Индекс Нельсона, характеризующий глубину и эффективность переработки нефти, у большинства российских НПЗ крайне низок. В среднем по России этот индекс составляет 4,72, в то время как в США он в два раза выше — 9,57.

Причем, современные нефтеперерабатывающие предприятия строятся сегодня не только в развитых, но и в развивающихся странах, прежде всего в странах БРИК, с которыми любит соотносить себя Россия. Так, в нефтеперерабатывающем комплексе в Джамнагаре, на западе Индии, который является шестым по величине в мире, индекс Нельсона равен 14.

Российские корпорации не желают вкладывать средства в собственную модернизацию, никто не вынуждает их к этому. Более того, используя бензиновый кризис, нефтяные компании добились отсрочки перехода на стандарт «Евро-3», вновь получив право на технологическую отсталость.

Понятно, что если такая ситуация сохраниться, то российская экономика окажется в ловушке. Если внутренние цены на бензин будут приближаться к мировым, - например, вследствие падения цен на нефть, - то российский бензин будет вытесняться импортным. А если внутренние цены будут ниже мировых (а только в этом случае российская экономика может хоть как-то развиваться), нефтяные корпорации будут отправлять бензин на экспорт, что и вызывет рост внутренних цен, либо дефицит бензина. Российское Правительство пытается бороться с этими негативными явлениями, то повышая, то понижая экспортные пошлины на бензин, действуя по принципу: «Нос вылез - хвост завяз».

Но настоящим решением этой проблемы может стать только строительство современных нефтеперерабатывающих заводов, обеспечивающих глубокую переработку, получение качественного бензина при одновременном ограничении экспорта сырой нефти.

Что делать? В мировой практике нет более страшного экономического преступления, чем злоупотребление монопольным положением на рынке. Ведь это равносильно присвоению чужих доходов. Поэтому во всех уважающих себя странах государство жестко пресекает злоупотребления монополистов, а предприниматели панически боятся обвинений в монополизме. За это могут не только оштрафовать, но и посадить в тюрьму, конфисковать продукцию, лишить право заниматься предпринимательской деятельностью. Наша же власть, наоборот, в конфликте между обществом и монополистами выражает интересы последних.

Необходима модернизация нефтегазовой отрасли и экономики в целом. Правильные инициативы выдвинул Президент Медведев по модернизации экономики. Нужно менять сырьевой характер экономики и отказаться от «нефтяной иглы». Нефть должна перерабатываться на территории России, поскольку коммулятивная прибыль от глубокой переработки нефти на национальной территории в десять раз выше, чем от экспорта сырца. Сегодня вся прибыль достается нефтяным корпорациям, а в случае такого ограничения она будет поступать в другие сферы экономики. Это также даст толчок нефтехимии, производству современных строительных материалов и товаров народного потребления.

Необходимо заставить нефтекорпорации модернизировать имеющиеся НПЗ и строить современные НПЗ с высоким индексом Нельсона.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме