15:30 07.07.2010 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Александр Романович: что говорит мировой опыт пенсионной системы

Международный опыт организации пенсионной системы анализирует Председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской областной Думе Александр Романович.

Никто не будет спорить о том, что переход России к демократическим порядкам и рыночной экономике неизбежно должен был повлечь за собой процесс реформирования во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Но такие процессы имеют свое логическое завершение и наконец, должны уступать место нормальному последовательному функционированию в уже реформированной сфере.

К сожалению, у нас часто бывает так, что неумение реформировать приводит к нескончаемой череде нововведений и изменений, которые не успев устояться, показать себя и принести какие-то результаты, заменяются очередными спешными новациями. Такая участь постигла и нашу многострадальную пенсионную систему. Чего только в ней ни наворочали за последнюю дюжину лет! И конца края тому не видно. Теперь решили взяться за пенсионный возраст.

А между тем мировой опыт функционирования систем пенсионного обеспечения говорит о куда более важных и подчас определяющих факторах, которые необходимо и нам постоянно держать в поле зрения. И первый из них - это стабильность и постоянство «правил игры» в пенсионной сфере, причем, правил ясных, прозрачных и привычных для населения в течение долгих лет.

Так, пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся еще канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда.

Чуть «помоложе» система пенсионного обеспечения Нидерландов. Официальной датой ее рождения можно считать 1919 год, когда в стране впервые были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы. Именно на их основе вот уже несколько последних десятилетий исправно функционирует без особых изменений трехуровневая пенсионная система - государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым (пенсии AOW и ANW), профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит обязательный характер, и индивидуальное пенсионное обеспечение.

Мощная государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании с 1935 года.

Еще одним фактором является мощное и ответственное присутствие государства в пенсионной сфере, характерное практически для всех развитых стран Запада. В той же Германии жесткий контроль за государственными пенсиями осуществляет Федеральное ведомство, которое имеет два отдельных подразделения по контролю за выплатой пенсий «белых воротничков» и «синих воротничков».

В США за пенсионное обеспечение отвечает государственный орган – Администрация социального обеспечения (Social Security Administration, SSA). И что интересно, в статусе этого известного и уважаемого в стране госведомства так и сказано: ввиду высокой социальной значимости государственных пенсионных фондов последние находятся под особым контролем со стороны власти.

У наших финских соседей управление национальной пенсионной системой строго централизовано. Занимается им министерство финансов и местные органы государственного пенсионного обеспечения. Да еще работу пенсионной системы координирует Финский пенсионный центр (Finish Centre for Pensions), по своим функциям он является центральным органом пенсионной системы.

Развитые страны и их пенсионные системы предлагают для нас массу полезного опыта, который мы, увы, своевременно не учитываем и не закладываем в свои пенсионные правила.

У французов представляется особо важным для нас закрепленный законом принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен.

В Нидерландах размер базовой государственной пенсии не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от суммы уплаченных в государственный пенсионный фонд в течение всего периода трудовой деятельности взносов. В итоге на государственную пенсию в Нидерландах может рассчитывать любой гражданин страны, достигший пенсионного возраста. Такой единообразный подход позволяет охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны. Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%. Обратите внимание, насколько высок процент величины пенсии от зарплаты! Нам до такого «лишь» еще очень далеко. Вот над чем надо работать, а не зацикливаться на пенсионном возрасте, когда по объективным причинам до него дело-то еще и не дошло.

Вопреки распространенному у нас мнению о большом возрасте выхода на пенсию на западе, это не всегда так. Во Франции в настоящее время он составляет 60 лет, в Швеции – 61 год. Да, в ряде стран, например, Германии и Голландии, это 65 лет. Но дело здесь не в цифрах, а в подходе к этой проблеме. Возраст выхода на пенсию не должен браться «с потолка», в угоду сиюминутной экономической конъюнктуре, а выводиться на основе конкретных демографических, геронтологических и целого комплекса социальных факторов в конкретной стране.

 

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме