19:01 01.08.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Александр Чуев: Одна из проблем эффективности власти в отсутствии внятной кадровой политики

После распада СССР и переформатирования всей вертикали власти в нашей стране была поэтапно разрушена до основания система профессиональной подготовки и формирования резервов управленческих кадров. Новой системы, несмотря на все усилия власти, политических партий и профильных учебных заведений так до сих пор и не создано. Низкое качество государственного управления обуславливается сегодня, в том числе тем, что те или иные лица занимают ответственные федеральные или муниципальные должности без всякой системы, и очень часто не имеют соответствующего профильного образования, не говоря уже об опыте работы.

Несмотря на то, что действующим Федеральным Законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматриваются конкурсные процедуры при замещении должностей государственной и муниципальной службы, в большинстве случаев эти процедуры не проводятся, а лица, назначаемые на эти должности, принимаются на работу по личному знакомству с руководством или по рекомендации, а порой и просто при выполнении «определенных финансовых условий», а по существу, путем покупки тех, или иных должностей.

Особенно издержки такой «кадровой политики» чувствуются в отраслевом управлении. Так, например, руководители высшего звена Министерства здравоохранения и социального развития, министерства образования и науки, Росатома или Газпрома часто не имеют соответствующего профильного образования и опыта работы по возглавляемому направлению.

В самых высших эшелонах власти и управления - как в центре, так и в регионах - процветает кумовство и семейственность. Мужья и жены, братья и сестры, тести и зятья работают порой в одних и тех же органах власти, а иногда непосредственно в одном и том же ее подразделении.

При всем этом специалисты низшего звена набираются на работу без особых придирок, поскольку на этом уровне зарплата государственных и муниципальных служащих очень мала, а возможности карьерного роста для «обеспечивающих» должностей практически отсутствуют. Молодые специалисты, не имея часто никакого опыта работы на государственной службе, выполняют очень ответственные поручения, готовят письма, ответы на запросы, разрабатывают проекты принципиальных решений по заданию своих руководителей. Сами руководители при этом, как правило, имеют весьма общее представление о том, чем должны заниматься, не говоря уже о знании должностных и ведомственных регламентов. Именно поэтому многие решения исполнительной власти, и на федеральном, и на региональном уровне изобилуют ошибками, неточностями, а порой бывают просто абсурдными. Эффективность нашего государственного управления в кадровой части, таким образом, сведена к минимуму. И если на уровне гражданских должностей вред от некачественного управления измеряется в основном в потерянных государственных средствах, то в правоохранительных органах или на военной службе ценой такой некомпетентности и непрофессионализма может стать здоровье и даже человеческая жизнь.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме