14:15 04.09.2012 | Все новости раздела "Справедливая Россия"
Александр Агеев: Кто главный по реформе?
В День знаний Президент России побывал в благополучной московской школе, а премьер-министр РФ посетил почти «свой» вуз. Это показательно. Неудобных вопросов там не задавали, хотя ход реформы образования их не исчерпал.
А накануне свой августовский педсовет в поездках по регионам страны провел министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Все помнят, что глава Минобрнауки при вступлении в должность запомнился резонансным заявлением о сокращении бюджетных мест в вузах в два раза и постепенным переходом к полному отказу от бесплатного высшего образования. Но вот на этот раз в беседах с педагогами он оказался щедрым на обещания.
Преемник Фурсенко рихтовал собственные радикальные заявления о сокращении бюджетных мест, обещал поправить принятые предшественником ФГОСы для старшей школы, законопроект об образовании, и даже избавить учителей от такой головной боли как многочисленные отчеты. Словом, давал надежду, на фоне которой педагоги стеснялись спросить про свою среднюю зарплату, которая должна быть не ниже средней по экономике региона. И выяснить самое главное недоразумение: почему им приходится работать на полторы-две ставки, чтобы дотянуть до лукавой официальной статистки. Кто-кто, а учителя хорошо знают, как получается среднее арифметическое.
Вот и премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в Санкт-Петербургском технологическом университете, попал в ожидания. Он бодро заявил, что не надо «чикать университеты по живому» и это его, а не чья-нибудь установка. «Нам нужно реорганизовывать в целом университетскую среду, но не путем отказа от бюджетных мест. В дальнейшем посмотрим», – отметил председатель правительства.
Осталось непонятным: то ли министр у нас липовый, то ли премьер хочет казаться народнее. Кто-то из них либо врет, либо много на себя берет, либо что-то не договаривает.
Дальнейшие заявления еще больше запутали в догадках. Уже в понедельник министр Ливанов выступил в газете «Ведомости» с программной статьей о путях реформирования высшего образования в стране. Цель преобразований – сделать отечественное образование конкурентоспособным – вполне соответствует продекларированным задачам государства. Но средства ее достижения вновь заставляют задуматься о том, что бюджетной щедрости не будет. Предполагается, что произойдет поглощение слабых вузов сильными университетами. При этом, слабые займутся подготовкой только бакалавриата. Возможно, отечественное высшее образование в результате станет качественнее, но при этом очевидно, что оно окажется доступным лишь для избранных. И об этом не может не знать министр Ливанов, который, к слову, успел похвастаться, что в первый класс в этом году пришла «демографическая волна».
Медведева, пообещавшего студентам решить проблему дефицита мест в студенческих общежитиях к 2017 году, и Ливанова, который пока не сказал, как довести к тому же 2017 году среднюю зарплату учителя до 200% по отношению к средней по экономике, ждут новые поручения президента РФ. Об этом Владимир Путин заявил 1 сентября на совещании в московской гимназии №1519, куда он, кстати, прибыл в сопровождении своего советника и экс-министра Андрея Фурсенко. Глава государства, рассказывая о небывалых успехах в модернизации образования Москвы, замолвил слово о малокомплектных школах. «Мы с вами знаем, по стране разные ситуации, очень много дискуссий вокруг малокомплектных школ, особенно на селе. Там отдельная ситуация, но тоже нужно стремиться, конечно, к созданию полноценных центров, чтобы дети могли получать хорошее конкурентоспособное образование, могли бы поступать в самые престижные вузы. Для этого, конечно, нужен хороший, мощный коллектив учителей, преподавателей, хорошая база, прежде всего материальная. Не везде это на селе возможно. И там, где это обосновано, я уже об этом говорил, конечно, нужно поднимать уровень преподавания в малокомплектных школах и сохранять их», – подчеркнул Владимир Путин.
Мне вспомнился прогремевший на всю страну сюжет Первого канала из села Великовское Нижегородской области. В июне судебные приставы по решению суда опечатали местную школу. После проверки регионального министерства образования выяснилось, что четыре учителя из девяти не имели соответствующей квалификации. Все они – бывшие работники местного колхоза. Детей учили агроном, зоотехник, экономист и механизатор. Учили на совесть, но насколько им позволяли знания. Ситуация плачевная, но, увы, характерная.
Будут ли жить малокомплектные школы? Судя по условиям оказания финансовой поддержки регионам в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года, шансов на выживание мало. Ведомство Николая Федорова как раз на днях обнародовало условия получения дотаций. В их числе – оптимизация регионами социальной инфраструктуры в селе. В документе четко заявлено, что малокомплектные школы планируется минимизировать, развив при этом сеть базовых образовательных центров.
Так кто у нас главный по реформе образования? Может, пришла пора этому главному честно признать, что образование в нашей стране усиленно оптимизируется? Курс на коммерциализацию учреждений образования и сворачивание бюджетных обязательств невозможно замаскировать парадными отчетами и обещаниями. Самое главное, что такие эксперименты в стратегически важной для государства сфере добром не закончатся.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме