12:15 14.04.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
За короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни
, 13 апреля 2008 г.
О непростой дороге в космос Юрия Алексеевича Гагарина, о славе и жизни, отданной людям, беседуют автор и ведущий программы «Диалог», член Федерального политсовета СПС и руководитель музея космонавтики в Звездном городке Наталья Таланова.
Олег Наумов: Страна отметила День космонавтики. Для Оренбурга это праздник особенный, ведь именно в нашем городе первый космонавт стал профессиональным летчиком. «Оренбург дал мне крылья» - говорил Юрий Гагарин. Вселенная - извечная загадка бытия, манящая тайна навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное преодоление границ неведомого. Но как только сделан этот шаг – открываются новые горизонты. А за ними – новые тайны. Так было, и так будет всегда. Особенно в познании Космоса. Поехали! - эта фраза, произнесённая первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта корабля «Восток» стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.
Почему первым космонавтом стал именно Юрий Алексеевич Гагарин?
Наталья Таланова: Если честно, спустя столько лет, представить на его месте другого человека невозможно, потому что столь велико обаяние этого человека. Не просто улыбка, как все говорили изумительная и замечательная, а его талант по жизни. Ведь это действительно божий дар, когда человек в 27 лет на равных умел разговаривать и с маленькими детьми и с главами государств. И мог не только популярно объяснить, что такое космический корабль, что такое полет, невесомость, перегрузки, но он хотел, чтобы его знания были более полными и серьезными. Кстати, американские астронавты очень высоко ценят гагаринский подвиг, уважают его как личность, и всегда говорят, когда бывают у нас в музее: более сложного, более опасного полета, чем был у Гагарина, за всю историю космических полетов не было, потому что он был первый. А вот мы уже все, которые идем за ним, знаем первый виток им пройден, и мы идем дальше.
Олег Наумов: Первый космический полет длился всего 108 минут. После него были и более сложные, и более продолжительные полеты, но такой всенародной любви, как у Гагарина, не было ни у кого из космонавтов. Потому что он был первым. В 1961 году имя Юрий стало чуть ли не самым популярным, и конечно все мальчишки мечтали стать космонавтами.
В 27 лет на Гагарина обрушилась такая слава. Удивительно, что она его не испортила.
Наталья Таланова. Он всей своей жизнью шел к этому шагу. И когда вот эта слава на него свалилась, он сам об этом говорит: Слава бывает двух видов: слава твоя, и слава того народа, представителем которого ты являешься. Это, прежде всего, ответственность. И когда в июне 1961 года, а Гагарин в это время был в очередной заграничной поездке, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором 7 тысяч граждан за первый полет человека в космос получили правительственные награды, к Гагарину на одной из пресс-конференций подошли с вопросом: «Вы один были в космосе, а 7 тысяч получили награды». И Юрий Алексеевич, которому было только 27: «вы неправы, это не я принес счастье и радость семи тысячам людей, это семь тысяч пар рук рабочих, инженеров, конструкторов, врачей, летчиков, выковали одну золотую звезду Героя Советского Союза для меня, Гагарина».
Олег Наумов: Среди тех, кто выковывал для Гагарина звезду Героя, выдающуюся роль сыграли академики С.П. Королев и М.В. Келдыш, В.П. Глушко. Газеты “окрестили” Королева Главным Конструктором, а М.В. Келдыша - Главным Теоретиком отечественной космонавтики. Глушко был творцом наиболее совершенных в то время реактивных двигателей. Все они в полном объеме представлены в вашем музее. Как создавался музей, и почему он был создан именно здесь, в Звездном?
Наталья Таланова: Музей создавался постепенно, и инициатором этого был Гагарин. После космического полета он посетил Чехословакию, это была его первая зарубежная поездка, всего он посетил 27 государств мира, и по возвращении привез много сувениров и подарков. Столь тепло принимали, что Гагарин, как человек щедрый и скромный одновременно, решил поделиться этими подарками и с теми людьми, которые его готовили и будут готовить других космонавтов, его друзей. И он внес предложение: давайте в Звездном создадим музей. Эту инициативу поддержали. И в 1963 году на территории центра подготовки открыли комнату подарков космонавтам, а когда в 67 году построили здание, в котором мы сейчас с вами находимся, под музей отвели один зал. И Гагарин с нашими гостями первым провел экскурсию по нему. Это было 6 ноября 1967 года.
Олег Наумов: Расскажите о наиболее ценных и интересных экспонатах музея.
Наталья Таланова: 29 апреля 1961 года в аэропорту Праги Гагарин получает первый подарок от представителя другого государства – литье на космическую тему. Этот подарок лег в основу нашей коллекции, как подарок номер один. Юрий Алексеевич получил первую свою профессию недалеко от Москвы в Люберцах, где он учился в ПТУ №10 и получил профессию литейщика-формовщика. Она ему очень пригодилась потом в саратовском Индустриально-педагогическом техникуме и особенно в саратовском аэроклубе, где он по просьбе преподавателей отливал модели самолетов, как учебное пособие. В 76 году на орбиту шли его коллеги и друзья, был экипаж Союз-21, Волынов и Желобов. Этот экипаж очень годится тем, что вместе с ними на станции 49 суток был портрет Гагарина. К тому времени их друга уже не было в живых. Этот портрет был прислан по почте на имя Алексея Леонова с просьбой взять его в космос с очередным экипажем. Портрет был выполнен учительницей рисования Оськиной. На панбархате белого цвета сухой акварелью. Алексей Леонов, сам участник двух космических полетов, талантливый художник, всегда говорит, что это очень сложная и редкая работа. Для нас самое редкое то, что в правом углу этого портрета надпись «борт станции Салют-5».
Олег Наумов: В городе Оренбурге бережно хранят все, что связано с годами, проведенными здесь Гагариным. На территории бывшей лётки, где располагаются теперь школа юных космонавтов и кадетский корпус — самолет "МИГ-15", на котором совершал свой первый самостоятельный полет курсант Гагарин. В музее - личные вещи первого космонавта.
27 марта – день гибели Гагарина и Серегина. До сих пор существуют легенды о том, как они погибли, и не поставлена окончательная точка в этом вопросе.
Наталья Таланова: К сожалению, официальная причина гибели экипажа Гагарина и Серегина не установлена и не названа по сегодняшний день. Существует множество гипотез и на официальном уровне, и фантастического плана. Так вот в Звездном никогда не стоял вопрос: погибли или нет. Да, 27 марта 1968 года физическая гибель этого экипажа была установлена. На месте катастрофы самолета работали три государственные комиссии: медицинская, техническая и КГБ. Техническая комиссия записала в акте, что до момента столкновения с землей все параметры самолета работали безотказно. Медицинская комиссия на основании останков того и другого, записала, что они предполетный режим не нарушали. Я назову вещи своими именами: экипаж был трезв, экипаж был здоров, предполетный режим не нарушал. Так что по этим трем направлениям негативных причин найдено не было. Что касается сегодняшних гипотез: они самые разные: и радиозонд, который был найден неподалеку от Киржача, и самолет, который пролетал чуть выше, и др. Но мне больше всего нравится, когда об этом говорят космонавты: Владимир Шаталов, который долгие годы был руководителем ЦПК, сам участник трех полетов, говорит: мы не знаем, почему эти два летчика погибли, но главное, чтобы память о них была чистой и светлой. Они этого достойны.
Олег Наумов: К 40-летию первого полета человека в космос в Оренбурге был восстановлен мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных. Здесь в 57-м молодые справляли свадьбу, отсюда потом уезжали по распределению после училища. Они жили в двух комнатах коммунальной квартиры на Чичерина, 35. Здесь сохранились вещи, многие из которых передала музею Валентина Гагарина. По ее описанию восстановлен интерьер. Экскурсовод музея-квартиры Майя Полякова рассказывает: «После знакомства с Валентиной Ивановной Гагарин впервые пришел в гости к ней и к ее родителям после лыжного пробега. Он очень любил лыжный спорт. Юрия Алексеевича и Валентину Ивановну многое связывало: это и любовь к книгам, театру, увлечение спортом. Часто получив увольнительную, Гагарин приходил в гости в Валентине Ивановне. Иногда со своими товарищами. А 27 октября 1957 года был зарегистрирован брак Юрия и Валентины, а 5 ноября в торжественной обстановке в училище, Гагарину и его товарищам были вручены офицерские погоны и звание лейтенанта. В тот же день в этой квартире праздновалась свадьба Юрия и Валентины».
Говорят, что вы лично знали и Юрия Алексеевича, и его супругу. Какие у вас впечатления о них остались в памяти?
Наталья Таланова: Если говорить о Юрии Алексеевиче, то воспоминания естественно детские и немного отрывочные. Но я благодарна судьбе, что в свое время, в 63 году, мы с моими родителями оказались в поселке Чкаловском, где тогда жили первые космонавты, мой папа принимал участие в летной подготовке будущих космонавтов, лично знал многих из них, Гагарина в том числе. Мы жили в соседних домах, и конечно, я неоднократно видела и Гагарина, и Титова, и других. Первые герои-космонавты, с одной стороны были суперпопулярны, но они были очень доступные. А вот что касается Валентины Ивановны Гагариной, многие говорили, что с ней очень трудно общаться. Она не давала интервью, не снималась, не отвечала на вопросы. Она очень тяжело переживала утрату и совершила настоящий подвиг, когда согласилась написать в соавторстве с Михаилом Ребровым книгу «108 минут и вся жизнь». В этой книге мне больше всего нравится ее высказывание такого плана о Юрии Алексеевиче: «Он вошел в мою жизнь по любви, чтобы остаться в ней навсегда».
Олег Наумов: Он остался навсегда в памяти всех жителей планеты, как и другие космонавты, те, которые заплатили своей жизнью за освоение космической стихии. Покорилась ли она человеку? Мы вступили лишь в пятое десятилетие космической эры. За этот очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже вполне привыкли к спутниковым системам связи и наблюдением за погодой, навигации и оказания помощи терпящим на суше и на море. Как о чем-то вполне обыденном слушаем сообщение о многомесячной работе людей на орбите, не удивляемся следам на луне, снятым “в упор” фотографиям далеких планет. Наш первый космический корабль по навигационному обеспечению отличается от современных, как каравелла Колумба от атомной подводной лодки. Но вся эта чудо-техника ничто без человеческого разума, трудолюбия, настойчивости и извечного стремления в неизведанное.
На этом все. До встречи в программе «Диалог» в следующее воскресенье.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме