12:00 09.04.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Дмитрий Катаев - эскалация деградации

В среду, 9 апреля, Мосгордума рассмотрит и, без сомнения, примет в первом чтении проект депутата А.Н. Крутова «О внесении изменений в статьи 3, 27, 45, 47, 50, 53 Регламента Московской Думы»

В своей далекой политической молодости депутат Крутов был конституционный демократ, а ныне - твердый единоросс. Стараниями Крутова со товарищи давно уже никто не воспринимает законодательную и представительную власть как самостоятельную ветвь власти, каковыми они являются в странах европейской цивилизации, должны быть по Конституции России и были, при всех их болезнях роста, лет десять назад. И что примечательно: даже наполнив парламенты марионетками, правящая бюрократия не успокаивается и затыкает последние щелочки, чтобы уж никакой свежий ветерок не просочился и не нарушил сценарий заседаний.
Слово «эскалация» широко вошло в русский язык во время Вьетнамской войны. Тогда США день за днем наращивали жестокость ударов, но так, чтобы каждое отдельное увеличение не оказалось достаточным для всплеска протеста в мире. С тех пор эскалация стала обычной политической практикой.
И вот сейчас. Эка важность!
Ну, раньше депутат мог пригласить избирателя или эксперта в фойе зала заседаний, где установлены мониторы. Т.е. заседания были почти открытыми. А теперь не сможет. Фактически заседания станут закрытыми. И, кстати, этот не санкционированный гость не будет общаться с журналистами, не будет демонстрировать маечку с крамольным лозунгом и т.д. Благолепие! Ну а то, что даже приглашенные на заседание чиновники будут вынуждены дожидаться где-то ниже этажом, - это мелочи, перебьются (см. в таблице изменения 1 и 2).
Раньше субъект законодательной инициативы имел право на рассмотрение его проекта всею Думой на ее заседании. Теперь председатель сможет по своему усмотрению завернуть любой проект, заявив, что он чему-то не соответствует. А как же право субъекта законодательной инициативы – депутата, прокурора, муниципального собрания?.. Ведь оно установлено федеральным законодательством! А как же равенство депутатов? Ведь у председателя, как у любого депутата, один голос! Но все логично: если избирательная комиссия решает за избирателей, кого допустить до выборов, то почему бы председателю думы не оценивать законопроекты за депутатов (изменение 4).
«Единая Россия» давно лишила фракции, т.е. политические меньшинства, права проводить слушания. Но видно, надо что-то еще подвинтить (изменение 5).
И еще одну щелочку надобно заткнуть. Теперь, если человек не приглашен на заседание (а пригласить вправе будет только председательствующий), то даже вся Дума будет не вправе предоставить ему слово. Вспоминается уже сказанное - по другому, но схожему поводу: «самокастрация депутатов» (изменения 9, 10)…
Суверенная бюрократия на марше…


Действующая нормаПредлагается
1. В ходе открытого заседания Думы в зале заседаний вправе присутствовать должностные лица исполнительных органов государственной власти города Москвы, гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате Думы (далее - гражданские служащие в Аппарате), обеспечивающие проведение заседания, штатные помощники (советники) депутатов, обеспечивающие работу депутата на заседании, аккредитованные журналисты, осуществляющие телевизионную и фотографическую съемку, члены делегаций, находящихся в Думе с официальным визитом.(1)1. В ходе открытого заседания Думы в зале заседанийи прилегающих к нему помещениях   вправе присутствовать должностные лица исполнительных органов государственной власти города Москвы, гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате Думы (далее - гражданские служащие в Аппарате), обеспечивающие проведение заседания, штатные помощники (советники) депутатов, обеспечивающие работу депутата на заседании, аккредитованные журналисты, осуществляющие телевизионную и фотографическую съемку, члены делегаций, находящихся в Думе с официальным визитом.
Комментарий.Раньше можно было, заказав пропуск в Думу, находиться в фойе зала и по монитору следить за заседанием. Это позволяло общаться с журналистами и демонстрировать, скажем, маечку с нежелательным лозунгом. Теперь это прекратится. Не понятно только, в каком предбаннике  приглашенные на заседание будут часами ждать рассмотрения своего вопроса.  
 2. Лица, приглашенные для участия в рассмотрении вопроса повестки дня (в том числе в качестве экспертов), проходят в зал заседаний по приглашению председательствующего на заседании и покидают зал по окончании рассмотрения вопроса. Участие приглашенных лиц в заседаниях обеспечивается Аппаратом Думы в соответствии с заявками редакторов проектов, субъектов законодательной инициативы.(2) 2. Лица, приглашённые для присутствия на заседании при рассмотрении конкретного вопроса повестки дня, проходят в зал заседаний по приглашению председательствующего на заседании и покидают зал по окончании рассмотрения вопроса.Персональный состав приглашенных лиц определяется Председателем Думы с учетом предложений субъектов законодательной инициативы, а также редакторов проектов, согласованных с комиссией по организации работы Думы.Участие приглашенных лиц в заседаниях обеспечивается Аппаратом Думы.
Комментарий.Теперь, если не хочет председательствующий, то депутат не сможет пригласить гостей даже в фойе.
            2. В том числе постановлениями Думы:
24) оформляются результаты рассмотрения вопросов о снятии депутатской неприкосновенности;(3) пункт 24 части 2 статьи 27 исключить; 
Комментарий. Здесь надо разобраться: что, Дума вообще не будет рассматривать вопросы о неприкосновенности?
 (4)3.1.  В случае несоответствия внесенного проекта требованиям Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" председатель комиссии по организации работы Думы возвращает проект внесшему его субъекту законодательной инициативы не позднее десяти рабочих дней со дня внесения проекта в Думу.  
Комментарий. Действительно, пока не урегулирован порядок возвращения проекта, не отвечающего установленным требованиям. Но предлагаемый порядок, во-первых, ставит субъекта законодательной инициативы в полную зависимость от единоличного решения председателя Думы. Между тем список субъектов законодательной инициативы установлен законом, а само это понятие означает право внесения проекта на рассмотрение законодательного органа, а не только его председателя. Во-вторых, предлагаемый порядок нарушает принцип равенства депутатов. Все это очень смахивает на практику избирательных комиссий, которые решают, допустить ли кандидата до выборов и в сущности подменяют избирателей.
         4. Депутатские слушания проводятся по инициативе депутатов или комиссий (рабочих групп) Думы в целях ознакомления депутатов с проектами и их особенностями, аргументами разработчиков проектов, а также освещения интересующих депутатов аспектов городских проблем. Депутатские слушания проводятся только в рамках заседаний комиссий Думы. (5) 4. Депутатские слушания проводятся в рамках заседаний профильных комиссий в соответствии с решениями комиссий (рабочих групп) Думы. В рамках депутатских слушаний осуществляется ознакомление депутатов с аргументами разработчиков проектов законов и мнением экспертов, а также с мнением экспертов по интересующим депутатов вопросам, решение которых находится в компетенции Думы.
Комментарий. Ох, как достала думцев-чиновников эта вольница со слушаниями! Сначала отобрали право проводить слушания у фракций, т.е. лишили этого права политическое меньшинство. Теперь еще несколько ужесточили формулировку.
4. Право на содоклад по проекту документа имеет Мэр Москвы или полномочный представитель Мэра Москвы.(6)4. Право на содоклад по проекту документа имеет Мэр Москвы или полномочный представитель Мэра Москвы или иное лицо, уполномоченное Мэром Москвы.
5. Право на содоклад по вопросам сметы расходов Думы и структуры Аппарата имеет Руководитель Аппарата Думы.(7) 5. Право на доклад по вопросам сметы расходов Думы и структуры Аппарата имеет Руководитель Аппарата Думы.
 (8)6. Право на доклад об отчёте Контрольно-счетной палаты Москвы имеет Председатель Контрольно-счётной палаты Москвы.
         Без комментариев
2. При установлении очередности выступлений приоритет предоставляется представителям рабочей группы, образованной Думой для подготовки рассматриваемого проекта документа, представителям профильных постоянных комиссий Думы, представителям фракций, экспертам, приглашенным на заседание редактором проекта (ответственным за рассмотрение вопроса) либо комиссией Думы для выступления по соответствующему вопросу, депутатам, представившим письменное заключение по проекту документа.(9) часть 2 статьи 53 исключить; 
Комментарий. Теперь многочисленная фракция может записаться на выступления, заполнить все отведенное время и таким образом заблокировать все остальные выступления.
4. Дума вправе рассмотреть персональные обращения к ней с просьбой о предоставлении слова при рассмотрении проекта документа на заседании Думы и принять соответствующее протокольное решение.      (10) 4. Дума вправе рассмотреть персональные обращения лиц, приглашённых для присутствия на заседании при   рассмотрении конкретного вопроса повестки дня с просьбой о предоставлении слова при рассмотрении проекта документа на заседании Думы и принять соответствующее протокольное решение.
Комментарий. Теперь, если человек не приглашен на заседание (а пригласить вправе только председательствующий), то даже вся Дума не вправе предоставить ему слово. Вспоминается уже сказанное по другому, но схожему поводу: «самокастрация депутатов»…

 Дмитрий Катаев,Депутат Моссовета и Мосгордумы в 1990-2005 годах, сопредседатель Совета действия Московского отделения СПС

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме